Живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:18, доклад

Описание

В пейзаже по сравнению с натюрмортом, интерьером, портретом иные измерения пространства, масштабности. Перед живописцем открываются большие просторы, многоплановость (глубина точки зрения), богатое разнообразие форм, величин, цветов, необычность и постоянная смена освещения, атмосферных явлений. Умение разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе очень много) и подчинить их целому — задача трудная даже для опытного пейзажиста.

Работа состоит из  1 файл

живопись.docx

— 15.13 Кб (Скачать документ)

В пейзаже по сравнению  с натюрмортом, интерьером, портретом  иные измерения пространства, масштабности. Перед живописцем открываются большие  просторы, многоплановость (глубина  точки зрения), богатое разнообразие форм, величин, цветов, необычность  и постоянная смена освещения, атмосферных  явлений. Умение разобраться в своих  впечатлениях от пейзажа, найти в  нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе  очень много) и подчинить их целому — задача трудная даже для опытного пейзажиста.

При работе над  натюрмортом, интерьером натура все  время остается неподвижной, освещение  и световоздушная среда в помещении  относительно постоянны (особенно если окна выходят на север), объекты натуры находятся рядом с художником, изображаемое пространство неглубокое, хорошо видны форма, пропорции, цвет, материальность предметов, отдельные  детали.

В этих жанрах внимание и живописный интерес художника  в основном сосредоточиваются на характере формы, материала, тонально-цветовой моделировке, цветовой рефлексной взаимосвязи  предметов. Задача передачи световоздушной среды, перспективных эффектов не исключается, но и не главенствует. В живописи пейзажа, напротив, внимание художника  направлено главным образом на решение  задач передачи пространства, состояния  освещения, атмосферных явлений  и влияния всего этого на предметный мир пейзажа.

Разные времена  года, части суток, солнечный или  лунный свет, ветер (слабый или сильный) — все это оказывает огромное влияние на вид природы и способно очень быстро преобразить пейзаж до неузнаваемости (например, быстро надвигающаяся  гроза, вспышки молнии, ураган, восход или закат солнца).

Природные явления, влияя на общее состояние пейзажа, вызывают у нас ответные чувства  — тревогу, страх, печаль, радость  и т. п. Поэтому в пейзажной  живописи важно верно передать состояние  освещенности, атмосферные явления, пространство и вызвать тем самым  у зрителя соответствующие чувства. Именно пейзаж, как никакой другой жанр, способен пробудить горячее, пронзительное  чувство любви к Родине, родной земле. Он играет огромную роль в патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании человека.

В живописи пейзажа  художник имеет относительную свободу  в колористических поисках, трактовке  эмоциональных переживаний при  восприятии пейзажа. Однако, по выражению  К. Ф. Юона, в злоупотреблении этой относительной свободой скрыта «опасность творческого оскудения или безответственности искусства».

В «Заметках пейзажиста»  В. В. Мешков отмечал, что, работая над  картиной, он всегда заботился о  материальности формы. «Камень должен быть камнем, — пишет он, — а  не просто цветовым обозначением, и  хорошо, когда зритель может понять, гранит это, известняк или песчаник. Надо заметить, что в молодости, не без влияния определенных художников, я считал понятие материальности устарелым понятием. По счастью, я  скоро отказался от этого вредного утверждения.

Обобщить в картине - не значит отказываться от стремления к совершенству формы». Именно конкретность живописи, материальность форм, цвета  отличают картины А. К- Саврасова, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. М. Ромадина, В. Н. Бакшеева, К- Ф. Юона, А. М. Грицая и других мастеров реалистического пейзажа.

В работах этих художников конкретность выражения  лирического, поэтического восприятия природы достигается благодаря  материальной определенности ее изображения.

Работа над пейзажем, как и работа над фигурой, портретом, требует от художника умения свободно рисовать и писать красками. В противном  случае затруднения в передаче живописно-пластических качеств натуры вынуждают художника  изображать предметы приблизительно, декоративным пятном.

Так иногда в этюдах изображаются облака, деревья, дома, животные, люди и т. д. Однако изображение в  пейзаже названных предметов  и объектов - это не только живописная задача. Это органичная задача по созданию образа природы. Да и живописную задачу трудно решить, если, например, плох предварительный  рисунок.

Вместе с тем  рисунок в пейзаже не следует  понимать и как стремление к графичности, жесткости изображения. Например, картины  И. И. Левитана «Свежий ветер», «Березовая роща» не графичны, но нарисованы очень убедительно.

Вот почему пейзаж надо не только учиться писать, но и  рисовать — графитным и цветными карандашами, пером, углем, сангиной, работать в гравюре и т. п. Разнообразие техник, материалов в работе над  пейзажем широко применяли И. И. Шишкин, И. И. Левитан.

Начинающие живописцы  должны изучать природу во всех ее проявлениях, постоянно развивать  и накапливать запас наблюдений и представлений о ней. Надо всесторонне  анализировать различные явления, объекты, детали, элементы пейзажа, как  в отдельности, так и во взаимодействии с окружающими предметами, освещением, средой. Надо изучать гармонию цвета, форм, деталей окружающего мира, писать длительные и кратковременные  этюды в различное время года, дня и состояния погоды, делать наброски и зарисовки как с отдельных элементов пейзажа, так и с «панорамных», «картинных» видов.

Работая над пейзажем, нельзя его просто «срисовывать». Пейзаж требует от художника взволнованного, поэтического отношения к действительности. Живописец передает не только видимый  «предметный сюжет», красоту пейзажа, но и то настроение, которое вызвал в его душе изображаемый мотив. Если же он оставил художника равнодушным, то это неизбежно проявится и в этюде, который будет пустым, холодным, хотя внешне, в техническом отношении, может быть исполнен достаточно уверенно.

Русские и советские  мастера пейзажа — К. А. Саврасов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи, Н. П. Крымов, В. Н. Бакшеев, A. А. Рылов, С. А. Герасимов, Г. Г. Нисский, Е. И. Зверьков и др.— подчеркивали, что природа, ее поэзия, красота постигаются любовью, восторженным отношением и преклонением перед ней. В этом они видели первооснову, залог успеха в работе над пейзажем. Без этого не может быть истинного художника-пейзажиста. «Пейзаж, — пишет известный художник-педагог А. М. Дубинчик,— это исповедь художника.

И он не может не быть поэтом. Поэзия — состояние, в  котором он живет, и живет постоянно, если он действительно художник. Взволнованность  — вот что неизбежно проявляется  в картине, коль это сопутствовало  ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь...» 


Информация о работе Живопись