Духовные традиции русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:16, реферат

Описание

Цель данной работы изучить значение духовных традиций русской культуры, их культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность, фундаментальные ценности русской культуры.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
изучить исторические условия и особенности формирования русской национальной культуры.
рассмотреть отечественную философско-культурологическую мысль как источник изучения феномена русской культуры.
выявить внутренне присущие особенности и черты русской национальной культуры.
рассмотреть искусство как выдающийся феномен духовной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Исторические условия и особенности
формирования русской национальной культуры........................ 5
1.1.Русский народ - творец духовных традиций русской
национальной культуры. ………………………………............. 5
1.2.Внешняя угроза России, как особенность
формирования самого русского народа, и его культуры......... 8
1.3.Историческое взаимодействие русского и других
народов России............................................................................ 10
1.4. Многоконфессиональность России………………………. 13
ГЛАВА 2. Отечественная философско-культурологическая
мысль как источник изучения феномена русской культуры.. 19
2.1. Понятие «Русская духовная культура» .............................. 19
2.2.Великое богатство русской общественной мысли ............. 22
2.3.Отечественная историческая наука....................................... 26
ГЛАВА 3. Внутренне присущие особенности и черты
Русской национальной культуры………………………….…… 29
ГЛАВА 4. Искусство как выдающийся феномен духовной
культуры. ……………………………………………………..…. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................... 40

Работа состоит из  1 файл

культурология сайт.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

-нашей литературе на всем историческом пути ее развития были чужды узко личные темы и пустая развлекательность, тем более показ и воспевание пошлости, аморализма, бесчеловечности. Она всегда была направлена на крупные общественные проблемы, ведущие темы социальной жизни и государственного строительства, "глаголом жгла сердца людей…"

Подобная направленность прослеживается не только в литературе, но и во всех сферах русского национального искусства. Совсем не случайно в русской живописи, по мнению исследователей (В.Г.Власов), во всей ее истории возобладало не художественное, а этическое, нравственное и социальное начало. Это справедливо для всех русских художников от А.Рублева до М.Врубеля.

 Живопись русского народа своими корнями уходит в древний языческий мир, когда славяне-прародители создавали изображения Берегини и сопутствующих ей коней, а также различные узоры, символизировавшие многих животных, птиц, пчел, деревья, растения.

X-XVIIвв. - особый  период в развитии древнерусского  живописного искусства. Восприняв  от Византии христианское искусство,  Древняя Русь вошла в мировую  культуру с неподражаемым искусством  иконописи. В пору своего подъема,  своеобразного русского "ренессанса" XIV-XVвв. древнерусская иконопись с наибольшей силой выразила самобытность русского национального характера. Известный исследователь иконописи Е.Н.Трубецкой писал, что в иконописи "мы имеем ... одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. ...В этих произведениях выявилось все жизнепонимание и все мирочувствие русского человека с XII по XVII век. Из них мы узнаем, как он мыслил и что он любил, как судила его совесть, и как она разрешала ту глубокую жизненную драму, которую он переживал".

Древнерусская иконопись, по общему признанию, имеет непреходящее мировое значение. А такие мастера, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков - наша национальная гордость на все времена.

В изобразительном  искусстве XVIII в. на первый план выдвинулись светская живопись, видовая и батальная гравюра, декоративная скульптура и росписи.

К середине XIXв. главную роль в изобразительном  искусстве стала играть жанровая живопись, воспринявшая критические  мотивы общественного сознания.

 В ХХ столетии, ставшем временем острых социальных и духовных конфликтов, русское живописное искусство продолжало развиваться в традициях обращения к злободневным общественным проблемам, поиска психологически заостренных решений, новых ярких и выразительных форм.

Советский период в истории русской живописи - это утверждение искусства социалистического реализма.

Русская архитектура  как вид национального искусства  народа - явление чрезвычайно многогранное, многослойное, она, может быть, наиболее полно отражает сложную судьбу нации, ее бытие в историческом времени, в том числе и русский национальный характер. В архитектуре проявилась как его чувство прекрасного, так и устремленность в вечность: отношение к вечности как к родительскому очагу.

«Ярчайшей страницей отечественной архитектуры было и остается народное деревянное зодчество: ему присуще не только удивительное эстетическое, но и лирическое чувство, ярко выраженный человечный и даже интимный характер. Не случайно тех плотников нередко называют поэтами русского леса.»(А.И. Изотов).

Талант и  трудолюбие русского народа с новой  силой раскрылись в церковном  каменном зодчестве, ставшем не только нашей национальной гордостью, но явлением мирового масштаба. Заимствовав от Византии вместе с христианством  искусство церковной архитектуры, древнерусские мастера уже с начала XIIв. умели обходиться без помощи византийцев. Они создавали подлинные шедевры национального архитектурного искусства.

Одна из ярких  и самобытных страниц в истории  русского архитектурного искусства - оборонное  зодчество. Вынужденный в течение многих столетий воевать, русский народ на важнейших путях завоевателей ставил крепости и укрепленные монастыри. С годами их облик и функциональные особенности менялись, совершенствовались. От укреплений, созданных в виде частокола из вертикально вкопанных в землю бревен, постепенно перешли к сложным конструкциям из срубов, набитых землей и камнями и способных выдержать удары стенобитных машин. С XIII-XIVвв. стали строить уже каменные крепости ("железный город" Изборск). С XVв. в Московском государстве возводятся так называемые регулярные крепости (квадратные или прямоугольные в плане), толщина стен которых достигала шести метров.

С преобразований Петра Великого начинается новая  эпоха в русской истории, а  вместе с этим и в русском искусстве. Грандиознейшим созданием русского народа в XVIIIв. стал город Петербург - национальная гордость поднятой "на дыбы" России. В мировой истории градостроительства найдется совсем не много примеров создания крупных городов всего за 2-3 десятилетия. Северная столица России, как сказочный сфинкс, возникла "внезапно": с 1711 по 1716 г. было построено свыше четырех тысяч жилых домов. Город украсился уникальными зданиями: Зимним дворцом, Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Петропавловским собором, Кунсткамерой, Летним садом и т.д. А рядом возникло чудо Петергофа.

Великая русская  певица, народная артистка СССР, прославленная  солистка Большого Театра России Е.В.Образцова  говорит: "Я объездила весь мир  вдоль и поперек, и я отвечаю  за то, что утверждаю: выше русской культуры нет ничего. Россия - уникальна. Поверьте - это не квасной патриотизм, у меня трезвое отношение ко всему. Есть великие культуры, просто величайшие... Но все одно – это не сопоставимо".[14] А философ, социолог и писатель А.А.Зиновьев, ныне профессор кафедры этики МГУ им. М.В.Ломоносова не устает повторять: в XX веке советский период отечественной истории в духовном отношении был вершиной мировой цивилизации…

Взгляд выдающегося  теоретика культуры В.М.Межуева на современную цивилизацию и ценности национальной культуры: "Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур. Мудрость нашего времени … состоит в признании за каждой культурой ее права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноценного сосуществования всех культур…

Сегодня культурная самобытность собственного народа оценивается  нами выше, чем его военная мощь. На шкале ценностей культура явно потеснила силу, и каждый теперь стремится отыскать в своей исторической родословной не только прославившихся в сражениях воинов, но и культурных предков".[11]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдя долгий и тернистый путь от первобытной  общины до современного индустриального  общества, освоив социально-экономические  уклады, народы России накопили колоссальный опыт в сфере материальной культуры, который во многом поучителен и ценен для нынешнего и последующих поколений людей.

Народы России, изначально объединяясь на полиэтнической основе, сформировали уникальное социально-экономическое  пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру.

Таким образом, выявляя исторические, природно-климатические, геополитические – внутренние и внешние условия и факторы формирования русской национальной культуры, надо учитывать,

     во-первых, все их многообразие и многоликость, ведь культура существует в  самой жизни и истории, а  значит, реализует себя во всем богатстве движущих сил этой истории, противоречий,- длится, меняется и живет в них.

     Во-вторых, надо видеть и понимать, что  русская цивилизация (как своеобразная  империя) исторически была и  остается универсальным объединением  народов, считающих Россию своей Родиной. Именно степенью универсальности Российская Империя отличалась от других подобных имперских образований как в прошлом, так и в настоящем.

В-третьих, в  сложном и противоречивом облике России надо видеть определенные несоответствия между её "душой и телом", иначе говоря, - её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью – экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. С одной стороны, она в течение длительного времени отстает от развитых стран Запада ("цивилизационно"), а с другой – находится наравне и ними и даже превосходит их. Самобытность России, её историческая уникальность ни в чём не проявляется так ярко, как в её культуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна из главных особенностей (характеристик) её субъекта (создателя и хранителя) – русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которых ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности "второй природы". Это надо видеть и понимать объёмно, глубоко и системно, в противном случае всё рассыплется на "мелочи", детали, историческая панорама исчезнет, за "деревьями" не станет видно леса…

Русская национальная духовная  культура с ее традициями отличается своей открытостью, пластичностью, удивительной способностью к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами. Это проявляется в каждой ее сфере, на самых различных ступенях иерархической структуры ценностей. Так, в русской духовной культуре мощно, ярко, может быть, как ни в одной другой культуре, представлена и разработана идея "Всеединства", "Всечеловечности". Она, можно сказать, лежит в самом основании и пронизывает всю нашу культуру на всем протяжении ее исторического бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М, 1999, -с.7.
  2. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии.        - Нижний Новгород, 1998,-  с.28
  3. Видинов А.С. Современное состояние искусства народных мастеров Сибири и Дальнего Востока. // "Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций". - М., 1991,    - с.189.
  4. Ерасов Б.С. Антимонии российской цивилизации; Межуев В.В. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации. В книге "Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты". - М., 1998, - с.с.46,53.
  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М. 1996,     - с.31.
  6. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Часть I. - М., 1987, - с.34, - с.390.
  7. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М: Академический проект,- с.265
  8. Культурология: курс лекций/ Под ред. А.А.Радугина- М: Центр, 1999. - 241 с.
  9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека.-  М, 1991,- с.240.
  10. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда.- М.,1992, - с.9.
  11. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. В кн. "Освобождение духа. Под ред. П.А.Гусейнова и В.И.Толстых". - М., 1991, - с.255
  12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х томах. Том второй. Вера. Творчество. Образование. - М, 1994, - с.с.17-18.
  13. Митрохин Л.Н. Религия и культура. - М, 2000, - с.206.
  14. Образцова Е. Нас не встречают с оркестром.// "Московская правда", 1993, 13 февраля.
  15. Пивоев В.М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие. Часть 2. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1997, -241
  16. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Тома 1-2. - М., 1988, - с.51.
  17. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. - М, 1995, - с.56. , - с.68.
  18. Трубецкой Е.Н. Избранное, - М, 1995, - с.331, - с.355.
  19. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1. М., 1991, -с.с.323-324, -326, -332.
  20. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_7_kt.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Духовные традиции русской культуры