Духовные традиции русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:16, реферат

Описание

Цель данной работы изучить значение духовных традиций русской культуры, их культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность, фундаментальные ценности русской культуры.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
изучить исторические условия и особенности формирования русской национальной культуры.
рассмотреть отечественную философско-культурологическую мысль как источник изучения феномена русской культуры.
выявить внутренне присущие особенности и черты русской национальной культуры.
рассмотреть искусство как выдающийся феномен духовной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Исторические условия и особенности
формирования русской национальной культуры........................ 5
1.1.Русский народ - творец духовных традиций русской
национальной культуры. ………………………………............. 5
1.2.Внешняя угроза России, как особенность
формирования самого русского народа, и его культуры......... 8
1.3.Историческое взаимодействие русского и других
народов России............................................................................ 10
1.4. Многоконфессиональность России………………………. 13
ГЛАВА 2. Отечественная философско-культурологическая
мысль как источник изучения феномена русской культуры.. 19
2.1. Понятие «Русская духовная культура» .............................. 19
2.2.Великое богатство русской общественной мысли ............. 22
2.3.Отечественная историческая наука....................................... 26
ГЛАВА 3. Внутренне присущие особенности и черты
Русской национальной культуры………………………….…… 29
ГЛАВА 4. Искусство как выдающийся феномен духовной
культуры. ……………………………………………………..…. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................... 40

Работа состоит из  1 файл

культурология сайт.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 В-третьих,  бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали  силы русских и других народов  нашей многонациональной Родины, уничтожали с таким невероятным трудом созданный культурный слой отечественной цивилизации.

Россия, жертвуя  миллионами и миллионами жизней своих  сыновей и дочерей, теряя в  войнах свое культурное достояние, грудью закрывала путь всем завоевателям: Европу она спасла от золотоордынских орд; весь мир – Европу и Азию в том числе, от фашистских полчищ. Лишь Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам один, должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: "У России есть только два союзника: армия и флот".

Без знания и  глубокого понимания этой стороны  отечественной истории вряд ли можно  понять и феномен русской национальной культуры.

 

1.3.Историческое взаимодействие русского и других

народов России.

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как  и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась  и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIXв. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития.

     В  результате длительного исторического  взаимодействия русского и других  народов Россия сформировалась  как сложная полиэтническая система  цивилизации с уникальной полиэтнической  по своему глубинному содержанию  культуры. В отличие от колонизаторской  политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен.

Для России, как  сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В.Руднев, В.А.Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

Для России, как  сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В.Руднев, В.А.Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

     В  этнической культуре ведущее  место всегда занимали народный промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности материальной и духовной культуры того или иного народа.

     Наша  страна – поистине неиссякаемый  родник народного творчества, воплотившегося  в промыслах и ремеслах. Взять,  к примеру, одно лишь Подмосковье,  сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.

     Уникальные  народные промыслы и ремесла  существуют на бескрайних просторах  Сибири и Дальнего Востока.  И тому есть серьезное объяснение. Во-первых, огромная территория и  оторванность от европейской  части России всегда стимулировали творческую смекалку и инициативу сибиряков и дальневосточников. Во-вторых, в Сибири, по мнению исследователей (В.О. Назанский), сложился своеобразный русско-сибирский этнос, типологически сопоставимый с англо-канадским, австралийским, новозеландским, аргентинским. Русская культура органично соединяется, сочетается с аборигенными культурами. В результате "выплавляется" уникальное искусство 26 малочисленных и 5 достаточно крупных общностей, представленное различными промыслами: древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности.

Все народы достигли большого мастерства в изготовлении своей одежды. Д.В.Солдатенкова, профессионально изучающая культуру народов Среднего Поволжья, свидетельствует, что их вышитые рубахи, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня. У финно-угорских народов Поволжья – марийцев, мордвы, удмуртов и у тюрко-язычных чувашей вплоть до рубежа XIX-XXвв., а иногда и позже продолжала бытовать традиционная одежда, богато украшенная великолепной вышивкой. Наиболее древними и традиционными способами вышивки были так называемые "счетные" техники – набор, косая стежка, роспись, реже – гладь. Вышивка обладала знаково-магической функцией, которая ей придавала роль оберега и благопожелания – на груди и в других местах вышивались орнаменты, символизирующие плодородие, животворные силы. При этом, безусловно, вышивка всегда имела эстетическое значение, украшала одежду.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру.

 

1.4. Многоконфессиональность России

Наряду с полиэтничностью русской цивилизации свойственна еще одна важнейшая особенность – многоконфессиональность. И это также исторически наложило свой отпечаток на русскую культуру. Традиционными религиями в России всегда были и остаются христианство, ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, северокавказских народов), буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Веками существуют в России иудаизм, лютеранство, целый "блок" протестантских течений.

     Значительная  роль в формировании и развитии российской цивилизации в целом, в том числе и русской национальной культуры принадлежит православной религии. Она оказала большое воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, словом, на всю систему нашей национальной культуры. Следует подчеркнуть, что в России помимо русского народа православными были большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет православию выступать одной из важнейших цивилизационно-культурных основ огромной не только конфессиональной, но и полиэтнической общности, сближая культуру, обогащая ее лучшими взаимными достижениями и ценностями.

Словом, культурное влияние церкви и религии было, безусловно, значительным в исторической жизни народа, в выработке его социокультурных ценностей. Впрочем, таким оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени развития. Однако и в прошлом, и в настоящем широко распространено мнение, считающее религиозность и влияние церкви специфической особенностью русского народа.

"Основная, наиболее  глубокая черта характера русского  народа, - считал Н.О.Лосский, - есть  его религиозность и связанное  с нею искание абсолютного  добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием". Русский религиозный философ, правовед и общественный деятель Е.Н.Трубецкой (1863-1920) полагал, что "открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа", в ней "выявилось все" (!) жизнепонимание и все (!) мирочувствие русского человека с XII и XVII век. "… Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но настоящее русской жизни, более того – ее будущее".[18]

     Сторонники  подобного взгляда выводили все  достоинства и достижения русской  жизни, русской культуры из  православия. Но были и другие  точки зрения, диаметрально противоположные  предыдущей. Так, П.Я.Чаадаев склонен  был все недостатки России  и русского народа объяснять чрезмерным влиянием православия на нашу жизнь и культуру.

Точка зрения П.Я.Чаадаева (1794-1856) – выдающегося русского мыслителя  и публициста на роль православия  в истории русской культуры:

     "Одна  из самых прискорбных особенностей  нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами … Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.

     …  Взгляните вокруг. – Разве что-нибудь  стоит прочно? … Ничего устойчивого,  ничего постоянного; все течет,  все исчезает, не оставляя следов  ни во вне, ни в вас. В  домах наших мы как будто  определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те были привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам … Бедные наши души!

     …  Мы как бы чужие для себя  самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса … Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний …Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся душа вне их. Таковы же и мы.

     …  Если Россия отстала от Европы, если прошлое ее жалко, а  будущее темно, если она рискует  навеки застыть в своей китайской  неподвижности, то это есть вина растленной Византии. Ведь оттуда, то есть из отравленного источника Русь взяла христианство" [19].

     Как  видим, по Чаадаеву, влияние византийской  церковности на русскую культуру  было велико, но это было –  влияние разрушительное. Два вывода, две позиции: с одной стороны, Лосский, Трубецкой, Бердяев и многие другие, с другой, - Чаадаев. Сходясь в одном, – в признании за православной вероисповедной формой, самой по себе, огромного культурного значения в истории русского народа, они расходятся в оценке его последствия. Кто же прав? Есть, однако, и иная, третья, на наш взгляд, более умеренная и взвешенная точка зрения на эту проблему. Ее выразил П.Н.Милюков (1859-1943) в своих "Очерках по истории русской культуры". Да, говорит он, культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа. Но таким оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени развития. К тому же из этой особенности одни выводили все достоинства русской жизни, тогда как другие склонны были этим же объяснять ее недостатки.

     На  самом деле, по мнению П.Н.Милюкова, ни то, ни другое утверждение  неверны. Древняя Русь восприняла  только внешнюю форму, обряд,  а не дух и сущность христианской  религии. "Уже по одному этому вера не могла оказать ни такого благодетельного, ни такого задерживающего влияния на развитие русской народности, как думали славянофилы и Чаадаев. – утверждает П.Н.Милюков. – Считать русскую народность, без дальних справок, истинно христианской значило бы сильно преувеличивать степень усвоения русскими истинного христианства. Таким же преувеличением влияния религии было бы и обвинение ее в русской отсталости. Для отсталости были другие, органические причины (читай - социальные, экономические, природно-климатические, внутренние и внешние), действие которых распространялось и на религию. Религия не только не могла создать русского психического склада, но, напротив, она сама пострадала от элементарности этого склада".[12]

Информация о работе Духовные традиции русской культуры