Духовные традиции русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:16, реферат

Описание

Цель данной работы изучить значение духовных традиций русской культуры, их культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность, фундаментальные ценности русской культуры.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
изучить исторические условия и особенности формирования русской национальной культуры.
рассмотреть отечественную философско-культурологическую мысль как источник изучения феномена русской культуры.
выявить внутренне присущие особенности и черты русской национальной культуры.
рассмотреть искусство как выдающийся феномен духовной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Исторические условия и особенности
формирования русской национальной культуры........................ 5
1.1.Русский народ - творец духовных традиций русской
национальной культуры. ………………………………............. 5
1.2.Внешняя угроза России, как особенность
формирования самого русского народа, и его культуры......... 8
1.3.Историческое взаимодействие русского и других
народов России............................................................................ 10
1.4. Многоконфессиональность России………………………. 13
ГЛАВА 2. Отечественная философско-культурологическая
мысль как источник изучения феномена русской культуры.. 19
2.1. Понятие «Русская духовная культура» .............................. 19
2.2.Великое богатство русской общественной мысли ............. 22
2.3.Отечественная историческая наука....................................... 26
ГЛАВА 3. Внутренне присущие особенности и черты
Русской национальной культуры………………………….…… 29
ГЛАВА 4. Искусство как выдающийся феномен духовной
культуры. ……………………………………………………..…. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................... 40

Работа состоит из  1 файл

культурология сайт.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   _________________

1    Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. –М, 1995, -с.56.

2.3.Отечественная историческая наука

     Важнейшим  источником познания феномена  русской национальной культуры  была и остаётся отечественная  историческая наука, обеспечивающая каждого изучающего прочной фактологической и во многом методологической базой при анализе историко-культурного процесса в России.

Труды (монографические  исследования) русских историков, созданные  ими в различные годы и даже эпохи и сами являющиеся великим культурным наследием, позволяют увидеть не придуманный, искусственно созданный образ русской культуры, а реальный мир, населённый подлинными свершениями народа-пахаря, народа-воина, народа-преобразователя. Это – работы В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, И.Д.Беляева, А.И.Никитского, В.С.Борзаковского, М.В.Владимирского - Буданова, М.А.Дьякова, М.К.Любавского, С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского, С.В.Бахрушина, В.В.Мавродина, Б.А.Рыбакова, Б.Д.Грекова, М.Н.Тихомирова, Б.Ф.Поршнева, Л.В.Черепнина, М.В.Нечкиной, А.И.Клибанова, В.Л.Янина и многих других отечественных историков.

     Выдающийся учёный Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) - автор свыше 300 различных произведений – оставил нам в своих книгах мудрые советы:

1) "Народы  живут, развиваются по известным  законам, проходят известные возрасты, как отдельные лица, как всё живое, всё органическое";

2) "Три условия  имеют особенное влияние на  жизнь народа: природа страны, где  он живёт; природа племени,  к которому он принадлежит;  ход внешних событий, влияния,  идущие от народов, которые его окружают";

3) "Не делить, не дробить русскую историю  на отдельные части, периоды,  но соединять их, следить преимущественно  за связью явлений, за непосредственным  преемством форм, не разделять  начал, но рассматривать их  во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему

 

влиянию, - вот  обязанность историка в настоящее  время…" 1

     Русскую  культуру невозможно понять, не  изучив трудов Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) - крупнейшего отечественного историка второй половины XIX–XX вв. Основным объектом исследования В.О. Ключевского был народ и его культура. В своём "Курсе Русской истории" он также даёт нам немало принципиальных в научном отношении рекомендаций:

1) "Наше дело  сказать правду, не заботясь о  том, что скажет какой-нибудь  гвардейский штаб-ротмистр… У  России общие основы жизни  с Западной 

Европой, но есть свои особенности … историческое изложение покажет, что новое  начало не произвол мысли, а естественное требование жизни";

2) "Содержанием  истории, как отдельной науки,  специальной отрасли научного  знания, служит исторический процесс,  т.е. ход, условия и успехи  человеческого общежития или  жизни человечества в её развитии  и результатах";

3) "…Чтобы  найти и понять скрытые пружины,  движущие этот общий культурно-исторический  процесс, надобно на время оторваться  от него и сосредоточить внимание  на частичных местных строениях,  представляемых жизнью того или  другого народа."[6]

     Методологические принципы, сформулированные великими русскими историками, конкретный анализ разных эпох России и её культуры, содержащийся в их трудах – бесценное наследие, выступающее могучим фундаментом всей культурологической науки.    

 

 

 

 

 

 

_________________________

1 Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том 1. - М., 1988, - с.51.

 

 

Таким образом, мы имеем все основания сказать, что основы отечественного культурологического  знания закладывали, во-первых, русские  философы и историки, и, во-вторых, вся классическая русская литература, но, прежде всего, в лице ее корифеев и их творческого наследия. А потому понять, осознать богатейший мир русской национальной культуры можно лишь усвоив это великое наследие. Иного пути нет!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Внутренне присущие особенности и черты русской национальной культуры

Но что же такое русская национальная культура, во-первых, в контексте самих исторических условий её бытия, а, во-вторых, и  в контексте самого характера  народа, как её создателя, хранителя и вечного творца?

Споры вокруг вопроса "что есть русская культура" не утихают с давних пор, но в последнее  время они, кажется, стали еще  острее, непримиримее. Немало авторов  по-прежнему настаивают на том, что  нет единой русской культуры, она носит явно раздвоенный характер.

     Культура  в России – исторически бесспорный  факт, была и есть, но степень  доступности к ней в разные  периоды была различной, –  в этом вся острота проблемы.

Сегодня, в начале ХХI века, когда Россия вновь переживает не лучшие дни своей истории, очень важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности и тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С.Лихачев, автор широко известных трудов по культуре, и в том числе по искусству Древней Руси, отвечает на данную проблему прямо и недвусмысленно: "Мы страна европейской культуры… И ни о каком отставании в целом в области зодчества, в живописи, в прикладных искусствах, фольклоре, музыке не может быть и речи". [10, 9] Можно к этому добавить еще великую русскую литературу, а также нашу науку, особенно ХХ столетия, которые стали вровень с мировыми достижениями, а кое-где и превзошли их.

     Что  же касается проблемы культурной  отсталости, то ее нет и в  помине, - есть в действительности  феномен национального своеобразия и самобытности русской культуры.

     Феномен  русской национальной культуры  столь же очевиден и столь  велик, что она может быть  сравнима лишь с самыми великими  культурами во всей истории  человеческой цивилизации.

Исторически Россия сложилась как одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более 100 народов, каждый их которых обладает особенностями  материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли русского народа, его способности к "всеединству", "всечеловечности" на территории России сложилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Россия была и остается особым культурно-историческим типом в общем потоке европейского цивилизационного процесса. И в этом ее культурно-историческая уникальность, своеобразие и самобытность.

Однако здесь  уместно подчеркнуть одно принципиальное положение: исторический процесс складывания России в особый культурно-исторический тип с единством и многообразием культур многих народов – это сложный, противоречивый и даже на отдельных этапах конфликтный процесс. Как справедливо заметил академик Л.Н.Митрохин, "в конфликтных ситуациях национальные чувства…, дающие человеку ощущение "моральной оседлости" (Д.С.Лихачев), причастности к "корням", к "народу", к "заветам отцов" обретают новый акцент: ценность культуры – в ее верности традициям, в непререкаемой святости "наследия предков", в противодействии всякого рода "внешним" вторжениям. Иными словами, национальное самосознание, сформировавшееся как "охранительное" в отношении данной этнической группы, легко трансформируется в националистическую вражду к другим народам…

Исторически Россия сложилась как одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более 100 народов, каждый их которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли русского народа, его способности к "всеединству", "всечеловечности" на территории России сложилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Россия была и остается особым культурно-историческим типом в общем потоке европейского цивилизационного процесса. И в этом ее культурно-историческая уникальность, своеобразие и самобытность.

     Так  рождается националистическое сознание с его максимализмом и экстремизмом, способное не только закреплять, но и обострять конфликтные ситуации. К сожалению, в постсоветской России такие проявления становятся частыми в ряде городов и регионов…

     Сегодня российское общество стоит перед решением, прежде всего этих проблем, в первую очередь необходимо исправление уродливых результатов российской приватизации; снижения уровня социальной поляризации в народе; выработка долгосрочного и устойчивого характера социально-экономических и социально-культурных программ и др. И тогда проблема национальных "трений" отпадет сама по себе, а взаимодействие различных национальных культур поднимется на новый уровень, и "вторая природа" станет средой и пространством для гуманного развития человека и всего российского социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Искусство как выдающийся феномен  духовной

Культуры.

Искусство русское (устная и письменная литература, музыкально-хореографическое творчество, живопись, архитектура, киноискусство) - это своеобразная история поступательного движения народа по пути социального и культурного прогресса, летопись развития его духовных сил, взаимодействия и сотрудничества с другими народами. Созданное талантом десятков поколений русского народа искусство - самое значительное, без преувеличения выдающееся явление его более чем тысячелетней истории самоотверженного, поистине героического труда и борьбы за свое существование. Основные черты русского искусства - универсализм, вселенскость, доброта и открытость русских друг к другу, а также к другим народам и их культурам. А наряду с этим русское искусство отличают страстность и темпераментность, устремленность к простору, свету, свободе, любовь к родной земле (патриотизм), что ярко проявляется в литературе, живописи, музыке, зодчестве, театре, кино и других видах искусства.

В русском искусстве, как и в русской культуре в  целом, видна сращенность эстетического  и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности, способности к самопожертвованию. "Русское искусство - это и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность - отмечает академик Д.С. Лихачев. - Искусство, созданное русским народом, - это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения".

История русского искусства, будучи неразрывной органической частью отечественного культурно-исторического процесса, выступает как диалектическое единство прерывности (она относительна) и непрерывности (она абсолютна). Каждой эпохе в развитии русского общества был присущ свой тип искусства, на смену которому приходили другие; так проявляется прерывность в его развитии. Однако это вовсе не означает разрыва в развитии русского искусства (как и всей культуры), полного уничтожения старого, предшествующего наследия и его великих ценностей. Каждая новая ступень в развитии народов России неизбежно наследует культурные достижения прежних эпох, включая их в новую систему общественных отношений. И, несмотря на перерывы, даже известные провалы, свершения отечественного искусства накапливались в историческом масштабе, "уплотняясь", вбирали в себя ценности прошлого развития. И в этом смысле главные феномены русского искусства совершенно отчетливо и наиболее рельефно представлены эпохами Древней (Киевской) Руси, средневекового Московского государства, петровских преобразований, "золотого века", Советской цивилизации. Каждая из культурных эпох насыщена сложными, порой драматическими, а то и трагическими событиями, но при всех поворотах истории главным действующим лицом всегда выступал русский народ, писавший ее страницы то в искусстве "Слова", то в "красках", то в ярких архитектурных образах, то в неповторимом музыкальном звучании, то в исторических и философических документах.

если проследить не развитие формы, а всего содержания нашей литературы век за веком, то мы имеем все основания сказать следующее:

- произведения русской литературы – пусть различные по своему характеру и имеющие разную художественно-эстетическую ценность – следует рассматривать как величайшее достижение национальной духовной культуры и искусства – от Киевской Руси и до нашего времени;

- литература во всех ее исторических проявлениях – от устного народного творчества, летописей, общерусских сводов и до Пушкина, Гоголя, Л.Н.Толстого, Горького, Шолохова сыграла ведущую роль в становлении русского национального самосознания, его нравственных, этических и эстетических ценностей, в приобщении к миру прекрасного;

Информация о работе Духовные традиции русской культуры