Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:33, реферат

Описание

За все время независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

Содержание

Введение
1. Историческая справка
2. Цели и задачи Болонского процесса
3. Украина в Болонском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 27.34 Кб (Скачать документ)

Кроме того, очень сложным, с точки  зрения практической реализации, требованием  является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты  уверены: даже при четырехлетнем  обучении предоставить достаточные  возможности для профильной и  практической подготовки бакалавра  нелегко. Болонский процесс предусматривает  внедрение трехлетней учебной программы  на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.

Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от «неудовлетворительно»  до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев  требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята  пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем  планируется более совершенная  система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо».

Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить  иностранный язык в университете, потому что в средней школе  учащиеся осваивают, как минимум, два  иностранных языка. При необходимости  студент выбирает еще один язык для  обучения в университете, если он нужен  для специализации, исследования. Нам  тоже нужно стремиться к тому, чтобы  человек приходил в университет  из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа  высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов  в европейском пространстве недостижима.

Особенно масштабной реформой в  системе высшей школы является внедрение  академических кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А.А. Богомольца.

Для полного включения в Болонский  процесс недостаточно формального  внедрения его принципов. Одной  из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены  давно, но они несовершенны, постоянно  пересматриваются и дополняются. В  последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс  будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным  стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и  положительно повлияет на качество подготовки студентов.

Очень болезненным для нашей  страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских  кадров для высшей школы. У нас  функционирует система ВАК, которой  нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система - рудимент в научном  мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему  получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.

И, конечно же, самый важный вопрос - трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего  образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности  знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится  Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места, которое до сих пор остается только лозунгом.

Образование в Украине можно  и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным. Это - не формальная прихоть наших  европейских коллег, а требования времени и реальных потребностей нашего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной работы я поняла, что  основные положения Болонского процесса - это:

1. Утверждение общепринятой и  сравнимой системы ученых степеней.

2. Система подготовки, основанная  на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.

Создание системы кредитов по образцу  Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций

Содействие мобильности студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью: 1) обеспечения студентам доступа  к учебным возможностям, а также  соответствующим услугам; 2) обеспечения  признания и зачисления времени, который преподаватель, исследователь  или член администрации провел в  другом европейском учебном заведении; 3) развитие европейского сотрудничества по гарантии качества образования, создание сравнимых критериев и методологий; европейских стандартов в сфере высшего образования (разработка учебных планов, схем интегрирования учебных, исследовательских и воспитательных программ, сотрудничество между учебными заведениями).

Повышение роли студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения. Я думаю, что наиболее положительным аспектом Болонского процесса может стать образовательное сближение и объединение государств Европейского Союза и других стран, присоединившихся к нему в дальнейшем. Реальная интеграция Европы невозможна без определенного уровня интеграции образования и объединения возможностей научно-преподавательского персонала высших школ всех стран континента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газета «Здоровье Украины»  №110 за январь 2005 года

2. Закон Украины о высшем образовании.

3. www.day.kiev.ua

4. www.osvita.org.ua


Информация о работе Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине