Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:33, реферат

Описание

За все время независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

Содержание

Введение
1. Историческая справка
2. Цели и задачи Болонского процесса
3. Украина в Болонском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 27.34 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки, молодежи и спорта Украины

ГВУЗ «Национальный горный университет»

Институт электроэнергетики

Факультет информационных технологий

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине

 

 

выполнила ст.гр. ТС – 08

Гарина Дарья

проверил

Слесарев

 

 

 

Днепропетровск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историческая справка

2. Цели и задачи Болонского  процесса

3. Украина в Болонском процессе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За все время независимости  Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический  кризис, который ярко проявляется  и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров. В итоге, высшее образование в Украине становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация его по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого - приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.

 

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Объединение высшей школы в европейских  странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в  связи с тем, что оно стало  неконкурентоспособным по сравнению  с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.

В 1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали и приняли Лиссабонскую конвенцию о квалификациях, относящихся  к высшему образованию в странах  Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны, в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение не преследовало унификации высшего образования, а  признавало и уважало ценность разнообразных  образовательных систем, вместе с  тем подчеркивая, что создание условий, при которых большинство людей, воспользовавшись достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть востребованными на европейском  рынке труда. Гражданам европейских  стран должны быть доступны общие  ценности образования, науки и культуры всех стран.

Через год Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования. Революционным  положением этого документа стало  требование международного признания  бакалавра как специалиста с  высшим образованием с предоставлением  ему права продолжать учебу по программе подготовки магистра.

В 1999 году 29 стран Европы в городе Болонья официально задекларировали  и начали процесс объединения  четырех тысяч европейских высших учебных заведений, где учатся более 12 миллионов студентов, в единое образовательное пространство. Сегодня 40 стран принимают участие в  так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БОЛОНСКОГО  ПРОЦЕССА

Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты.

1. Четкая унификация студенческих  документов, подтверждающих уровень  и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования  в различных странах. Такие  меры должны обеспечить занятость  европейских граждан с высшим  образованием и международную  конкурентоспособность европейского  высшего образования.

2. Двухуровневая система высшего  образования. Большой проблемой  во многих странах стал чрезмерно  избыточный перечень специальностей  и специализаций, причем как  в Европе, так и в Украине.  Существуют также значительные  различия между учеными степенями,  получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение кредитной системы  по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

4. Усиление мобильности студентов,  преподавателей, администрации вузов.  Для осознания и утверждения  конкурентоспособности своих знаний  и умений каждый студент должен  иметь возможность хотя бы  короткое время обучаться и  стажироваться за рубежом, а  благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков. Мобильности студентов способствует  целенаправленная подготовка к  сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру  по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

5. Создание сравнимых критериев  и общей методологии для вузов  всех европейских стран. В настоящий  момент страны Европы интенсивно  занимаются созданием сети агентств  по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования.

6. Приведение высшего образования  в различных странах к единым  стандартам. Это касается разработки  сходных учебных планов, тренингов,  исследований.

7. Внедрение в жизнь концепции  непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить  в течение жизни несколько  дипломов и ученых степеней, а  университету - значительно улучшить  финансово-материальное обеспечение  за счет предоставления информационно-материальной  базы для желающих продолжить  обучение. В основе этой концепции  лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

8. Партнерство студенческих организаций  и официальных образовательных  институтов.

9. Повышение привлекательности  (промоция) и конкурентоспособности  европейского высшего образования.

10. Трудоустройство выпускников.  Одним из важных положений  Болонского процесса является  ориентация высших учебных заведений  на конечный результат: знания  выпускников должны быть применимы  и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

3. УКРАИНА В БОЛОНСКОМ  ПРОЦЕССЕ

Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса опасно делать необдуманные шаги. Болонский процесс - явление неоднозначное, требующее взвешенного подхода к решению как отдельных вопросов, так и образовательной интеграции в целом. Сегодня в Украине делается все возможное для внедрения принципов Болонского процесса. Так, вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз», в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты, которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании. Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит еще очень много работы.

В прошлом году Украина завершила  подготовительный этап и начинает активно  внедрять в университетскую систему  образования принципы Болонской  декларации. 2005 год определен как  важный этап мониторинга: необходимо завершить  подготовку окончательной модернизации высшей школы, скоординировать деятельность различных вузов в этом направлении. В частности, медицинские вузы Украины с 1 сентября 2005 года планируют утвердить принципиально новый учебный план, максимально приближенный к принципам Болонского процесса.

Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому  образовательно-квалификационному  уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и  системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования  разработано приложение к диплому  европейского образца, которое планировалось  выдавать по желанию студента. Но поскольку  в рамках Болонского процесса задекларирована  выдача такого приложения бесплатно  всем студентам, которые окончат  университет после 2005 года, то сейчас необходимо решить главную проблему - финансовое обеспечение расходов для этой цели.

Системы непрерывного высшего образования  в Украине не существует. Как и  в большинстве постсоветских  государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.

Таким образом, уже сейчас можно  видеть сложности перехода Украины  на европейские схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.

Информация о работе Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине