План
     Введение
     1. 
Историческая справка
     2. 
Цели и задачи Болонского процесса
     3. 
Основные положения Болонской 
декларации
     3. 
Украина в Болонском процессе
     Заключение
     Список 
использованной литературы
 
     
ВВЕДЕНИЕ 
     За 
все время независимости Украина 
все еще, к сожалению, не смогла преодолеть 
социально-экономический кризис, который 
ярко проявляется и в системе 
высшего образования. Реформы университетского 
образования начаты давно, но они 
столь поверхностны и не скоординированы, 
что отнюдь не решают насущных проблем, 
таких как снижение качества образования, 
разрыв информационных связей, резкая 
девальвация статуса преподавательской 
и научной деятельности, остаточный 
принцип финансирования образования, 
отсталость материально-технической 
базы высшей школы, существование учебных 
заведений разных форм собственности, 
неадекватные пенсионное обеспечение 
и социальная защита преподавателей 
и студентов, потеря преподавательских 
кадров. В итоге, высшее образование 
в Украине становится неликвидным 
и неконкурентоспособным, уступает 
уровню образования развитых стран 
и не признается европейским сообществом. 
Такая неблагоприятная ситуация 
требует продуманных и системных 
реформ, чтобы дать возможность реализоваться 
огромному интеллектуальному потенциалу, 
который есть в нашем обществе. 
Наиболее приемлемым способом реформирования 
украинской высшей школы на сегодняшний 
день представляется модернизация его 
по европейскому образцу, большим подспорьем 
в этом плане может стать Болонский 
процесс, задача которого – приведение 
высшего образования в европейских 
странах к единым стандартам и 
критериям.
 
     
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 
     Объединение 
высшей школы в европейских странах 
назрело довольно давно, еще в 
середине ХХ столетия, в связи с 
тем, что оно стало неконкурентоспособным 
по сравнению с американским. Попытки 
совершенствования европейского образования 
по единым стандартам начались с 1957 года, 
когда было подписано Римское 
соглашение, в котором ставились 
принципиально новые задачи: приведение 
национальных законодательств в 
сфере образования к общеевропейским 
нормам, расширение доступа к высшему 
образованию, повышение академической 
мобильности студентов и их востребованности 
на рынке труда, создание долгосрочных 
систем обучения. Со временем эти идеи 
были развиты в решениях конференций 
министров образования европейских 
стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре 
(1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, 
Совета Европы внедрялись разнообразные 
программы.
     В 
1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали 
и приняли Лиссабонскую конвенцию 
о квалификациях, относящихся к 
высшему образованию в странах 
Европы. Эту конвенцию подписали 
43 страны, в том числе и Украина. 
Лиссабонское соглашение не преследовало 
унификации высшего образования, а 
признавало и уважало ценность разнообразных 
образовательных систем, вместе с 
тем подчеркивая, что создание условий, 
при которых большинство людей, 
воспользовавшись достижениями национальных 
систем образования и науки, смогут 
быть востребованными на европейском 
рынке труда. Гражданам европейских 
стран должны быть доступны общие 
ценности образования, науки и культуры 
всех стран.
     Через 
год Франция, Италия, Великобритания 
и Германия подписали Сорбонскую 
декларацию, направленную на создание 
открытого европейского пространства 
высшего образования. Революционным 
положением этого документа стало 
требование международного признания 
бакалавра как специалиста с 
высшим образованием с предоставлением 
ему права продолжать учебу по 
программе подготовки магистра.
     В 
1999 году 29 стран Европы в городе Болонья 
официально задекларировали и начали 
процесс объединения четырех 
тысяч европейских высших учебных 
заведений, где учатся более 12 миллионов 
студентов, в единое образовательное 
пространство. Сегодня 40 стран принимают 
участие в так называемом Болонском процессе, 
который должен завершиться к 2010 году. 
     2. 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА 
     Болонский 
процесс включает в себя следующие 
ключевые моменты.
     1. 
Четкая унификация студенческих 
документов, подтверждающих уровень 
и качество усвоенных знаний, 
для сопоставления высшего образования 
в различных странах. Такие 
меры должны обеспечить занятость 
европейских граждан с высшим 
образованием и международную 
конкурентоспособность европейского 
высшего образования.
     2. 
Двухуровневая система высшего 
образования. Большой проблемой 
во многих странах стал чрезмерно 
избыточный перечень специальностей 
и специализаций, причем как 
в Европе, так и в Украине. 
Существуют также значительные 
различия между учеными степенями, 
получаемыми в университетах 
и академиях. Для обеспечения 
стандартизации степеней и специализаций 
планируется перейти на двухуровневую 
систему образовательно-квалификационных 
уровней: бакалавр и магистр. 
Бакалавр – это специалист, который 
может работать по специальности 
или продолжить образование, перейдя 
на вторую ступень – в магистратуру. 
Степень магистра предполагает 
наличие более глубоких фундаментальных 
знаний студента и ориентирует 
его на научную карьеру. Обучение 
на первом цикле должно составлять 
3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное 
образование осуществляется в 
докторантуре, что дает возможность 
получить ученую степень доктора 
наук после 7-8-летнего обучения. 
В странах-участницах Болонского 
процесса должна быть одна 
докторская степень, например 
доктор философии в соответствующих 
сферах знаний – естественные 
науки, социо-гуманитарные, экономические 
и пр.
     3. 
Учреждение кредитной системы 
по Европейской кредитно-трансферной 
системе (ECTS). Кредитами называются 
условные единицы, в которых 
определяется объем образования. 
За каждой такой единицей стоит 
определенное количество освоенных 
понятий, связей между понятиями, 
наработанные навыки, то есть 
общая трудоемкость полученных знаний 
и умений, включая самостоятельную работу 
студентов и сдачу ими промежуточных и 
итоговых экзаменов, другие виды учебной 
работы. Для получения европейского диплома 
бакалавра требуется накопить 180-240 часов 
кредитов, а степени магистра – дополнительно 
60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают 
как средство повышения мобильности студентов 
при переходе с одной учебной программы 
на другую, включая программы последипломного 
образования. ЕСТS станет многоцелевым 
инструментом признания и мобильности 
студента, средством реформирования учебных 
программ, а также средством передачи 
кредитов высшим учебным заведениям других 
стран. Аккумулирующая кредитная система 
дает возможность учесть все достижения 
студента, не только учебную нагрузку, 
но и участие его в научных исследованиях, 
конференциях, предметных олимпиадах 
и т. д. В отдельных странах как условие 
начисления кредитов выдвигают следующее 
требование: учебная нагрузка должна включать 
50% и более самостоятельной работы студента. 
Благодаря накопительной системе кредитов 
студент сможет поступить в университет 
одной страны, а окончить его в другой; 
сменить в процессе обучения университет 
или избранную специальность; закончить 
обучение на любом этапе, получив степень 
бакалавра или магистра, продолжить образование 
в удобный для себя период жизни.
     4. 
Усиление мобильности студентов, 
преподавателей, администрации вузов. 
Для осознания и утверждения 
конкурентоспособности своих знаний 
и умений каждый студент должен 
иметь возможность хотя бы 
короткое время обучаться и 
стажироваться за рубежом, а 
благодаря этому в основном 
вузе он может сократить количество 
часов, посвященных изучению иностранных 
языков. Мобильности студентов способствует 
целенаправленная подготовка к 
сдаче языковых тестов типа TOEFL, 
тестов для поступления в магистратуру 
по экономике GRE, менеджменту GMAT 
и прочих.
     5. 
Создание сравнимых критериев 
и общей методологии для вузов 
всех европейских стран. В настоящий 
момент страны Европы интенсивно 
занимаются созданием сети агентств 
по контролю качества и аккредитации. 
Предполагается учредить аккредитационные 
агентства, независимые от национальных 
правительств и международных организаций. 
Оценка студентов будет основываться 
не на длительности или содержании обучения, 
а на знаниях, умениях и навыках, которые 
приобрели выпускники. Одновременно с 
этим будут установлены стандарты транснационального 
образования.
     6. 
Приведение высшего образования 
в различных странах к единым 
стандартам. Это касается разработки 
сходных учебных планов, тренингов, 
исследований.
     7. 
Внедрение в жизнь концепции 
непрерывного (пожизненного) обучения, 
которое позволяет человеку получить 
в течение жизни несколько 
дипломов и ученых степеней, а 
университету – значительно улучшить 
финансово-материальное обеспечение 
за счет предоставления информационно-материальной 
базы для желающих продолжить 
обучение. В основе этой концепции 
лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, 
соразмеримого со всей протяженностью 
жизни.
     8. 
Партнерство студенческих организаций 
и официальных образовательных 
институтов.
     9. 
Повышение привлекательности (промоция) 
и конкурентоспособности европейского 
высшего образования.
     10. 
Трудоустройство выпускников. Одним 
из важных положений Болонского 
процесса является ориентация 
высших учебных заведений на 
конечный результат: знания выпускников 
должны быть применимы и использованы 
на пользу как народа своей 
страны, так и других стран 
Европы. Академические степени и 
другие квалификации должны быть 
востребованы на европейским 
рынке труда, профессиональное 
признание квалификаций следует 
упростить и облегчить. Для 
признания квалификаций, присвоенных 
определенным вузом, планируется 
повсеместно использовать приложения 
к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. 
     3. 
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ 
      
Цель Болонской декларации - установление 
европейской зоны высшего образования, 
а также активизация европейской 
системы высшего образования 
в мировом масштабе. 
      
Декларация содержит шесть ключевых 
положений: 
      
Трудоустройство выпускников. Одним 
из важных положений Болонского 
процесса является ориентация 
высших учебных заведений на 
конечный результат: знания выпускников 
должны быть применимы и использованы 
на пользу как народа своей 
страны, так и других стран 
Европы. Академические степени и 
другие квалификации должны быть 
востребованы на европейским 
рынке труда, профессиональное 
признание квалификаций следует 
упростить и облегчить. Для 
признания квалификаций, присвоенных 
определенным вузом, планируется 
повсеместно использовать приложения 
к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. 
      
Четкая унификация студенческих 
документов, подтверждающих уровень 
и качество усвоенных знаний, 
для сопоставления высшего образования 
в различных странах. Такие 
меры должны обеспечить занятость 
европейских граждан с высшим 
образованием и международную 
конкурентоспособность европейского 
высшего образования. 
      
• Приложение выдаётся по запросу 
студента бесплатно.
      
• Приложение заполняется на 
языке страны базового вуза 
и на одном из распространённых 
европейских языков (как правило, 
английском).
      
• Приложение должно иметь 
строго регламентированную форму 
и состоять из восьми разделов. 
      
Двухуровневая система высшего 
образования. Базового и последипломного 
(бакалавриат и магистратура). Первый 
цикл длится не менее трех 
лет. Второй должен вести к 
получению степени магистра или 
степени доктора. 
      
Большой проблемой во многих 
странах стал чрезмерно избыточный 
перечень специальностей и специализаций, 
причем как в Европе, так и 
в Украине. Существуют также 
значительные различия между 
учеными степенями, получаемыми 
в университетах и академиях. 
Для обеспечения стандартизации 
степеней и специализаций планируется 
перейти на двухуровневую систему 
образовательно-квалификационных уровней: 
бакалавр и магистр. Бакалавр 
– это специалист, который может 
работать по специальности или 
продолжить образование, перейдя 
на вторую ступень – в магистратуру. 
Степень магистра предполагает 
наличие более глубоких фундаментальных 
знаний студента и ориентирует его на 
научную карьеру. Обучение на первом цикле 
должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. 
Последипломное образование осуществляется 
в докторантуре, что дает возможность 
получить ученую степень доктора наук 
после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах 
Болонского процесса должна быть одна 
докторская степень, например доктор философии 
в соответствующих сферах знаний – естественные 
науки, социо-гуманитарные, экономические 
и пр. 
      
3. Учреждение кредитной системы 
по Европейской кредитно - трансфертной 
системе (ECTS). Кредитами называются 
условные единицы, в которых 
определяется объем образования. 
За каждой такой единицей стоит 
определенное количество освоенных 
понятий, связей между понятиями, 
наработанные навыки, то есть 
общая трудоемкость полученных 
знаний и умений, включая самостоятельную 
работу студентов и сдачу ими 
промежуточных и итоговых экзаменов, 
другие виды учебной работы. Для 
получения европейского диплома 
бакалавра требуется накопить 180-240 
часов кредитов, а степени магистра 
– дополнительно 60-120 часов. Именно 
систему кредитов рассматривают 
как средство повышения мобильности 
студентов при переходе с одной 
учебной программы на другую, 
включая программы последипломного 
образования. ЕСТS станет многоцелевым 
инструментом признания и мобильности 
студента, средством реформирования 
учебных программ, а также средством 
передачи кредитов высшим учебным 
заведениям других стран. Аккумулирующая 
кредитная система дает возможность 
учесть все достижения студента, 
не только учебную нагрузку, но 
и участие его в научных 
исследованиях, конференциях, предметных 
олимпиадах и т.д. В отдельных 
странах как условие начисления 
кредитов выдвигают следующее 
требование: учебная нагрузка должна 
включать 50% и более самостоятельной 
работы студента. Благодаря накопительной 
системе кредитов студент сможет 
поступить в университет одной 
страны, а окончить его в другой; 
сменить в процессе обучения 
университет или избранную специальность; 
закончить обучение на любом 
этапе, получив степень бакалавра 
или магистра, продолжить образование 
в удобный для себя период 
жизни.