Финансово-кредитная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы и роль финансов в экономике 5
1.1.Сущность финансов 5
1.2.Финансы как система экономических отношений 10
Глава II. Финансово-кредитная система России: проблемы и пути реализации кредитно-денежной политики на современном этапе 16
2.1.Финансовая система России, характеристика её звеньев 16
2.2. Кредитно-банковская система России 26
2.3. Проблемы и основные направления реализации денежно-кредитной политики РФ на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 Основные показатели денежного обращения и предоставление кредита 42

Работа состоит из  1 файл

Фин-кред.система.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА 
 
 
 

К У Р С О В  А Я  Р А Б  О Т А 

«ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА РОССИИ» 

по дисциплине «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» 
 
 
 

                                               Студента (ки)_________группы

                                               ___________________________

                                               (фамилия, имя,  отчество) 
 

                                               Руководитель 

                                               ____________________________

                                               (ФИО, ученое звание, должность) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижневартовск-2011

Содержание 
 
 
 
 

 

Введение

 
 

    Актуальность  темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

    Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте.

    Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо ещё и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные решения, приводящие к стабилизации экономической ситуации, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства.

     В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

     Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта1.

     Целью курсовой работы является исследование сущности  финансово - кредитной системы России.

     Объектом  исследования является   финансово-кредитная система в РФ на современном этапе.

     Предметом  исследования является действующий  механизм финансово-кредитных отношений  в РФ.

     Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

     -  изучить и установить  сущность финансов;

     - охарактеризовать  особенности финансовых отношений;

     -  раскрыть структуру финансовой  и кредитной системы РФ;

     - исследовать процесс развития денежно-кредитных отношений в России на современном этапе.

      Теоретические и методологические  основы исследования  составили материалы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные документы РФ, публикации в периодической печати в области  регулирования финансово-кредитных отношений в РФ.

 

Глава I.  Теоретические основы и роль финансов в экономике

1.1.Сущность финансов

 

    На  современной стадии развития общества и мирового хозяйства, когда товарно-денежные отношения носят всеохватывающий  характер, основные экономические категории, имеющие денежную оценку, приобрели всеобщий характер. В современной экономической науке и на практике использование этих категорий является обязательным с точки зрения осознания глубинных процессов в политике и экономике а также для использования их в управлении на макро- и микроуровне.

    На  уровне восприятия денежные отношения  и финансовые отношения, так же как деньги и финансы, трудноразличимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

    Не  вносит определенности и слово «финансы», которое произошло от латинского слова flnancia, что означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему2.

    Нерешенность  вопросов определения понятия, сущности и функций финансов на политическом и общеэкономическом уровнях, их противоречивое толкование явились причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства на макро- и микроуровнях. В экономических кругах практически все денежные отношения и расчеты (на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в инвестиционных институтах, банковской сфере, домашнем хозяйстве и др.), имеющие стоимостное выражение, стали причислять к финансовым.

    Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

    Финансы являются исторической экономической  категорией, отражающей отношения товарно-денежного  хозяйства, которая прошла долгий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определенные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими.

    Исторический характер финансов как экономической категории свидетельствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменяются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной экономической литературе не должна стать тормозом в обособлении финансов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.

    В обществе все экономические отношения  условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную  оценку и не имеющие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

    Необходимость в государственном управлении и регулировании перераспределения денежных средств появляется на вполне определенной стадии развития общества и в дальнейшем совершенствуется. Однако не следует делать общих выводов на основе практики организации различных систем общественного производства (идеального рыночного хозяйствования или жесткого централизованного управления экономикой). При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства - в действительности таких государственных устройств еще не существовало3.

    При жестком централизованном управлении («командно-административные системы» или унитарные государства) роль государства преувеличена и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные финансы управляет процессами перераспределения этого продукта, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс воспроизводства в хозяйствующих субъектах.

    В настоящее время экономика России развивается в сложных условиях неразвитости отечественной науки и значительного влияния зарубежных теоретических разработок и выкладок. Особенность России состоит в существенной доле государственной собственности, в исключении из денежного оборота земли, богатств недр, в низкой заработной плате работников, неразвитости банковской сферы и рынка ценных бумаг, слабости государственной власти и законодательной базы хозяйствования хозяйствующих субъектов и т. п., что не дает возможности переноса зарубежных моделей организации общественного производства и денежных, в том числе финансовых отношений.

    Реальность  и стратегия развития требуют  разработки собственного механизма  организации экономики, управления и финансов в рамках функционирования общегосударственного органа управления.

    Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

    Экономической наукой доказана объективность действия экономических законов развития общества и поступательное движение развития экономики. В практической деятельности общегосударственного органа управления направленность действия экономических законов должна играть решающую роль и приближаться к полному учету требований в принятых законодательных актах4.

      Объективность организации финансовых  отношений зависит от многих  факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

    Финансы являются важнейшим звеном экономики  любого государства, оказывая существенное влияние на воспроизводственные  процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения.

    Финансы являются классической экономической  категорией наряду с такими, как товар, деньги, капитал и др. Все они имеют двойственный характер и выражают определенные экономические отношения и одновременно имеют материально-вещественную сторону. Отсюда возникает необходимость условного разграничения взаимосвязанных понятий финансов и финансовых отношений.

    Резкое  увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих относительно небольшие  суммы в акции корпораций. Сегодня  достаточно иметь обычный компьютер и выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевой игре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население, особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпают информацию из СМИ и сообщений консалтинговых фирм. Поэтому они подвержены крайним эйфорическим или паническим настроениям, что делает рынок еще более неустойчивым.

     Таким образом, финансовая политика и финансовые отношения как специфическая  область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой.

Информация о работе Финансово-кредитная система России