Финансово-кредитная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы и роль финансов в экономике 5
1.1.Сущность финансов 5
1.2.Финансы как система экономических отношений 10
Глава II. Финансово-кредитная система России: проблемы и пути реализации кредитно-денежной политики на современном этапе 16
2.1.Финансовая система России, характеристика её звеньев 16
2.2. Кредитно-банковская система России 26
2.3. Проблемы и основные направления реализации денежно-кредитной политики РФ на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 Основные показатели денежного обращения и предоставление кредита 42

Работа состоит из  1 файл

Фин-кред.система.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

    Разнообразие  параметров банковского кредита  способствовало его быстрому внедрению в экономику, так как банки, ориентируясь на потребности клиентов, расширяют практику кредитования.

    В настоящее время банковский кредит по масштабам использования и  разнообразию кредитных взаимоотношений является наиболее развитым и распространённым. Кроме того, с усилением конкуренции на кредитном рынке банки постепенно осваивали и другие виды кредита, ранее использовавшиеся без их участия.

 

2.3. Проблемы и основные направления реализации денежно-кредитной политики РФ на современном этапе

     Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике.

     При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса.

     Таким образом, Центральный банк снимает  с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ. Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа.

     Вместе  с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год  весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка14.

     Однако  после подробного анализа денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.

     Центральный банк неоднократно ссылался на государственную  политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке  стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).

     В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка.

     Это является необходимым условием для  успешного проведения государственной  денежно-кредитной политики. Между  тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней  ситуации все более увеличивается.

    При принятии решений по денежно-кредитной  политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов.

      Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной  политики повысило значимость  для Банка России задачи по  поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

    В условиях, сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

    Стабилизация  ситуации на внутреннем валютном рынке  способствовала снижению девальвационных  ожиданий. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и  инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале - сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле - октябре 2009 года восемь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России - на 2,25 - 3,75 процентного пункта15.

    Изменение процентных ставок по операциям Банка  России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 7,2% годовых в сентябре. Тем не менее, высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.

    В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным  образом вследствие резких изменений  в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом главным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы, продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальной валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.

    По  оценкам Банка России, в целом  в 2009 году значительное снижение экономической  активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в 2009 году. Учитывая уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей, темп прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8 - 10%.

    В целом за девять месяцев 2009 года объем  рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло  в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста  спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%)16.

    Таким образом, Цели долгосрочной денежно-кредитной  и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106 - 107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

    Темпы роста потребительских цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента, в 2020 году - 103 процента, уровень монетизации (финансовой глубины) экономики повысится  до 65 - 75 процентов валового внутреннего  продукта.

     Таким образом, государству необходимо  регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

 

Заключение

 
 

    Становление и развитие рыночных отношений в  Российской Федерации предопределили повышение роли денег, финансов, кредита и, соответственно, основных стоимостных показателей, характеризующих конкретные результаты деятельности общегосударственного органа управления экономикой и хозяйствующих субъектов. Научные разработки в области финансов, денег, кредита и других наук должны служить базой для создания практического инструментария в решении стоящих перед государственной властью и экономикой проблем.

    Сегодня уже можно подвести определенный итог развитию экономики страны на переходном этапе и предложить новые подходы к решению стоящих задач при помощи системы финансово-кредитного механизма. Рекомендации в сферах государственного управления и деятельности хозяйствующих субъектов в границах международного и государственного регулирования денежных, финансовых и кредитных отношений на будущее должны быть теоретически обоснованы и подкреплены практическими материалами.

     Главная задача кредитно-денежной политики Центрального  банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. 

     Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

     В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

     Таким образом, государству необходимо  регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

     С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

 

Список  использованной  литературы

 
 

    1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочная правовая  система Консультант Плюс

    2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.09.2010) // Справочная правовая  система Консультант Плюс

    3.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» // Справочная правовая  система Консультант Плюс

     4.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010) «О банках и банковской деятельности» // Справочная правовая  система Консультант Плюс

     5.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О Центральном Банке Российской Федерации (банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Справочная правовая  система Консультант Плюс

     6.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный ресурс. Режим доступа // Справочная правовая  система Консультант Плюс

    7.Ведев, А., Данилов Ю., Масленников Н. Структурная модернизация финансовой системы России //Вопросы экономики. 2010. №5. С.26-42

Информация о работе Финансово-кредитная система России