Финансово-кредитная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы и роль финансов в экономике 5
1.1.Сущность финансов 5
1.2.Финансы как система экономических отношений 10
Глава II. Финансово-кредитная система России: проблемы и пути реализации кредитно-денежной политики на современном этапе 16
2.1.Финансовая система России, характеристика её звеньев 16
2.2. Кредитно-банковская система России 26
2.3. Проблемы и основные направления реализации денежно-кредитной политики РФ на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 Основные показатели денежного обращения и предоставление кредита 42

Работа состоит из  1 файл

Фин-кред.система.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

    В целом государственные и муниципальные  финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций.

    В финансовой системе страны централизованные финансы представлены:

    бюджетной системой;

    государственным кредитом;

    муниципальным кредитом.

    Бюджетная система в Российской Федерации  представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.

    Бюджеты являются финансовой основой государственных  и муниципальных органов власти. Ресурсы бюджетной системы находятся  в государственной собственности  или собственности органов местного самоуправления. Функционирование бюджетной  системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

    Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:

    1)федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

    2)бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

    3) местные бюджеты (бюджеты органов местного самоуправления).

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представленных органов местного самоуправления.

    В составе бюджетов могут создаваться  целевые бюджетные фонды, которые  представляют собой фонды денежных средств, образуемые за счёт целевых источников и используемые по отдельной смете.

    Средства  этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению. Решения и создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным собранием России – на федеральном уровне; законодательными органами власти субъектов РФ – на региональном уровне; органами местного самоуправления – на муниципальном уровне.

    Государственный и муниципальный кредит – это  денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

    Роль  государственного и муниципального кредита проявляется в следующем. Выступая в роли кредитора или  гаранта, государство оказывает положительное воздействие на развитие экономики, её отдельных отраслей и регионов страны. В качестве кредитора государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    

 

    Рис. 2.1.2. Классификация государственного и муниципального долга10 

    Преимущественно государственные и муниципальные  органы исполнительной власти выступают заёмщиком средств, а население, предприятие, банки – кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. В результате таких отношений возникает государственный и муниципальный долг.

    В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на:

    осударственный  долг Российской Федерации;

    государственный долг субъекта Российской Федерации;

    муниципальный долг.

    Государственный долг Российской Федерации – долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    Государственный долг субъекта Российской Федерации, как  совокупность его долговых обязательств, полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта имуществом, составляющим его  казну.

    Муниципальный долг, как совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

    В зависимости от валюты возникающих  обязательств выделяют:

    внутренний  долг;

    внешний долг.

    Внутренний  государственный долг – обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки (оплачиваться они должны в российской валюте).

    Внешний государственный долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте.

    В зависимости от объёма обязательств выделяют:

    капитальный государственный долг;

    текущий государственный долг.

    Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

    Текущий государственный долг - расходы на выплату доходов кредиторов по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Обслуживание  государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.

    Способы регулирования долга:

    рефинансирование  – погашение старой государственной  задолженности путём выпуска новых займов;

    конверсия – изменение доходности займов (понижение  – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для  кредиторов);

    консолидация  – изменение срока действия уже  выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;

    нификация займов – объединение нескольких займов в один путём обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов (отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;

    аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;

    реструктуризация  долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.

    Верхний предел государственного долга РФ. На федеральном уровне федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год устанавливаются: верхний предел государственного внутреннего долга; верхний предел государственного внешнего долга (табл. 3), а также предел государственных внешних заимствований; предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

    Фактически  государственный долг может быть больше или меньше этих предельных размеров.Любое государство в  выборе форм долговых обязательств стремится  к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и  чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и её суверенитет. 

    Таблица 2.1.1.Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ11

      

    Децентрализованные  финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы включают два крупных звена – финансы организаций и финансы домохозяйств.

    Финансы организаций. Среди финансов организаций ключевое место занимают:

    1.Финансы  коммерческих организаций. В коммерческих  организациях создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником социально – экономического развития общества. Часть создаваемых здесь ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В дальнейшем они направляются на финансирование бюджетных учреждений, а в отдельных случаях – коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращаются населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

    2.Финансы  некоммерческих организаций имеют  свою специфику, связанную с  формированием доходов, порядком их использования, владения имуществом и т.п.

    3.Финансы финансовых посредников имеют особое значение в системе децентрализованных финансов, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

    К финансовым посредникам относятся:

    1) коммерческие банки;

    2) сберегательные институты;

    3) кредитные союзы;

    4) компании, занимающиеся страхованием;

    5) пенсионные фонды и другие  организации, приобретающие и  продающие различные «финансовые  продукты», обеспечивая тем самым  эффективное перемещение финансовых  ресурсов к их конечным потребителям.

    Финансы домохозяйств - это денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения.

    Денежные  доходы домохозяйств складываются из следующих источников:

    оплата  труда членов семьи, работающих в  качестве наёмных работников, премии, постоянные надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты на социальные расходы, осуществляемые работодателем;

    доходы  от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятия, операций с личным имуществом и кредитно – финансовых операций;

    государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

    Денежные  расходы домохозяйства подразделяются на три группы:

    1) потребительские расходы (покупка  товаров, работ и услуг);

    2) налоги, другие обязательные платежи  и добровольные взносы;

    3) денежные накопления и сбережения.

    Величина  расходов семьи на покупку товаров  и оплату работ, услуг зависят  от уровня розничных цен, потребности семьи в конкретных благах, объёма её денежных доходов, а также от суммы налогов и других обязательных платежей домашнего хозяйства.

    Расходы домохозяйств выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы. Обычно в достаточно обеспеченных домохозяйствах денежные доходы, как правило, превышают их расходы, тем самым образуя сбережения. Но денежные сбережения семей, хранящиеся в домохозяйствах, не приносят дохода, а в условиях инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, обеспечения приращения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить на депозит в банке и т.п.

Информация о работе Финансово-кредитная система России