Финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

После военного поражения основными проблемами финансовой системы России были избыток денежной массы, девальвация рубля и его курсовая неустойчивость. Ситуация осложнялась недостаточно продуманными действиями финансового ведомства во главе с П.Ф. Броком, которые привели к значительному росту инфляции, утечке звонкой монеты из обращения и оттоку капитала, что отрицательно сказалось на вексельном курсе рубля и платежном балансе страны.

Содержание

1. Введение
2. Кредитно-банковская система России во второй половине XIX века.
Создание Государственного банка России.
3. Финансовая система России во второй половине XIX века
3.1. Финансовая политика М. Рейтерна
3.2. Финансовая политика Н. Бунге
3.3 Финансовая политика И. Вышнеградского
4. Политика С. Ю. Витте.
4.1. Бюджетная и налоговая политика С. Ю. Витте.
4.2. Денежная реформа С. Ю. Витте
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)


 

 

контрольная работа

по дисциплине «История экономики»

 

Финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение

2.      Кредитно-банковская система России во второй половине XIX века.

Создание Государственного банка России.

3. Финансовая система России во второй половине XIX века

3.1. Финансовая политика М. Рейтерна

3.2. Финансовая политика Н. Бунге

3.3 Финансовая политика И. Вышнеградского

4. Политика С. Ю. Витте.

4.1. Бюджетная и налоговая политика С. Ю. Витте.

4.2. Денежная реформа С. Ю. Витте

5. Заключение

6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

После военного поражения основными проблемами финансовой системы России были избыток денежной массы, девальвация рубля и его курсовая неустойчивость. Ситуация осложнялась недостаточно продуманными действиями финансового ведомства во главе с П.Ф. Броком, которые привели к значительному росту инфляции, утечке звонкой монеты из обращения и оттоку капитала, что отрицательно сказалось на вексельном курсе рубля и платежном балансе страны.

Сложное экономическое положение страны к концу 50-х годов XIX в. требовало серьёзных экономических преобразований, которые позволили бы оздоровить хозяйственную жизнь, мобилизовать финансовые ресурсы для промышленного развития, раскрепостить частную инициативу, привлечь капиталы из-за границы.

 

2. Кредитно-банковская система России во второй половине XIX века. Создание Государственного банка России

В 1859 г. была созвана специальная комиссия для обсуждения мер по усовершенствованию банковской и денежной системы, которая решительно высказалась за переход от системы казённых банков к системе частных кредитных учреждений, способных придать ускорение развитию промышленности и торговли. Так середину XIX века можно назвать временем зарождения банковской системы России. С тех пор она неоднократно реформировалась вплоть до сегодняшнего дня.

В дореформенную эру сделки в кредит имели обширное распространение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки завлекали в качестве вкладов совсем огромные суммы, но они либо употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, либо использовались для кредитования страны. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он направлял на это только небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам. На всю Россию было только несколько городских публичных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности очень ограниченным.

Незадолго до реформы 1861 г. казенные банки были упразднены и в 1860 г. был основан Государственный банк. Уставный капитал был определен в 15 млн руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. Платежи для физических лиц, а также для юридических торговых домов и обществ — производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу. Постепенно определился круг основных операций Госбанка:

1. краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;

2. учет векселей;

3. выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных обществ;

4. покупка и продажа золота и серебра, русских и иностранных векселей и чеков;

5. прием денежных вкладов от населения, т. е. выполнение функций сберкасс;

6. осуществление денежной эмиссии.

Однако Государственный банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Большая часть акционерных коммерческих банков появилась в 1864 - 1873 гг., в 1875 г. их число составляло 39 и потом практически не изменялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новейших банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась основным образом результатом правительственной политики. На местах скоро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и совсем резко возросло число городских публичных банков (235). Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита. В этот же период возникли частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т. е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в. Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса и фактической деятельности. Де-юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917 г. главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

 

3. Финансовая система России во второй половине XIX века

3.1. Финансовая политика М. Рейтерна

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820—1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

От своих предшественников Рейтерн получил тяжелое наследство. Экономика медленно выходила из кризиса 1857—1861 гг., усугубленного расстройством денежного обращения. Промышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и острой нехватки капиталов. Дефициты бюджета за 1858—1860 гг. хотя и не были столь велики, как в годы войны, но все же определялись в 73,7 млн. руб.

Для вывода из кризиса денежной системы страны М.Х. Рейтерн считал необходимым восстановить ценность рубля. Однако проведенная финансовым ведомством под его руководством разменная операция 1862-1863 гг. завершилась полным провалом. Разменный курс кредитного рубля был сильно завышен, предварительное объявление Государственным банком цен на продажу и покупку монеты породило спекулятивные настроения и усилило отток золота и серебра из разменного фонда. Кроме того, крайне неудачно был выбран момент для операции из-за внутренних и внешнеполитических осложнений. Несмотря на активные трассировки, снизились и вексельные курсы рубля. Неудачная разменная операция, имевшая весьма печальные последствия для финансовой системы страны, доказала невозможность восстановления ценности рубля только инструментами денежного обращения, особенно в условиях экономического спада, бюджетного дефицита, неустойчивого платежного баланса, внутриполитической нестабильности и неблагоприятной внешнеполитической обстановки.

В 1863-1866 гг. были проведены важные финансовые преобразования, целью которых была дальнейшая систематизация государственного бюджета и централизация бюджетной политики. В 1866 г. М.X. Рейтерн представляет программу по улучшению состояния финансов и экономики страны в целом. Действуя в русле своей программы, министр добился определенных положительных изменений в финансовой системе страны, возродивших в обществе надежды на скорое восстановление размена, которые перечеркнул экономический кризис 1875-1876 гг. и начавшаяся русско-турецкая война.

В своем «Финансовом духовном завещании», переданном преемнику после завершения Берлинского конгресса, М.X. Рейтерн признал идею восстановления размена кредитных билетов по нарицательной цене бесперспективной в сложившихся условиях. По его мнению, в ближайшие годы усилия правительства должны быть направлены на увеличение золотого запаса и обеспечение условий для размена по сложившемуся курсу. М.Х. Рейтерн, настоятельно советовал предпринять шаги по активизации платежного баланса страны путем ограничения импорта и стимулирования экспорта для предотвращения массовой утечки золота за границу. Особое значение он придавал вопросу законодательного обеспечения разрешения сделок на золото между частными лицами. Тем самым, М.Х. Рейтерн очертил основные контуры концепции предстоящего преобразования денежной системы России.

 

3.2. Финансовая политика Н. Бунге

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887—1895 гг. Н. Х. Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке. Им написано свыше 60 работ, объем и разнообразие которых позволяют считать его самым творчески плодовитым экономистом России второй половины ХХ века. В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему  "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.

     Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

     С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

• обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

• укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

• направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

• преобразовать систему налогов;

• добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак. Итогом явился рост золотого запаса страны.

     Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

     В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883—1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

     Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.

     Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

     Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

     В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860—1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

Информация о работе Финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века