Финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

После военного поражения основными проблемами финансовой системы России были избыток денежной массы, девальвация рубля и его курсовая неустойчивость. Ситуация осложнялась недостаточно продуманными действиями финансового ведомства во главе с П.Ф. Броком, которые привели к значительному росту инфляции, утечке звонкой монеты из обращения и оттоку капитала, что отрицательно сказалось на вексельном курсе рубля и платежном балансе страны.

Содержание

1. Введение
2. Кредитно-банковская система России во второй половине XIX века.
Создание Государственного банка России.
3. Финансовая система России во второй половине XIX века
3.1. Финансовая политика М. Рейтерна
3.2. Финансовая политика Н. Бунге
3.3 Финансовая политика И. Вышнеградского
4. Политика С. Ю. Витте.
4.1. Бюджетная и налоговая политика С. Ю. Витте.
4.2. Денежная реформа С. Ю. Витте
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

     Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

     Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

     Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.

     Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

    В конце 1886 г. консервативные круги добились согласия императора на отставку Бунге. Он покинул финансовое ведомство, не завершив многих начинаний. И все же его политика имела большое значение. К середине 80-х годов в министерстве в общей форме уже сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе к золотому монометаллизму.

     Отставка не прервала карьеры бывшего министра финансов. Неожиданно для всех Александр III, по-прежнему благоволивший к Бунге, назначил его председателем Комитета министров. Вплоть до своей кончины в 1895 г. он продолжал играть в «верхах» заметную роль. С.Ю.Витте позднее вспоминал о большом влиянии, которое оказали на него идеи Бунге. Новый министр финансов широко пользовался его содействием в ходе подготовки денежной реформы.   

 

3.3. Финансовая политика И. Вышнеградского

     Иван Алексеевич Вышнеградский сменил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России.

     В отличие от предшественника, Вышнеградский начинал свою деятельность в несравненно более благоприятной обстановке. Рациональная налоговая политика Бунге, накопление им свободной наличности в Государственном банке, богатые урожаи 1887-1889 гг., окончание депрессии в промышленности, изменение конъюнктуры на европейском денежном рынке - все это способствовало преодолению хаоса в денежном обращении.

     В конце июня 1887 г. Вышнеградский представил в Комитет финансов записку, в которой вслед за Бунге доказывал невозможность восстановления стоимости рубля до паритета без «потрясения всех отраслей народного хозяйства». Министр финансов считал наиболее целесообразным зафиксировать курс на уровне 1,5 кредитного руб. за 1 руб. золотом. 28 июня Комитет финансов на своем заседании при участии Рейтерна и Бунге одобрил предложения Вышнеградского. Министру финансов было предложено разработать программу мер по обеспечению операции размена и увеличению разменного фонда. 10 июля 1887 г. решение Комитета получило высочайшее утверждение. Тем самым вопрос о девальвации рубля был предрешен.

     Тем не менее, министру пришлось отказаться от проведения разменной операции из-за активного сопротивления консервативных кругов. В этих обстоятельствах И.А. Вышнеградский поставил перед собой цель создать финансово-экономическую базу для будущей денежной реформы и тем самым обеспечить ее успех.

     Важнейшей мерой для реализации задуманной программы министр финансов считал значительное увеличение разменного фонда, единственным серьезным источником пополнения которого в тот период являлись займы. Не меньшее внимание в своей деятельности И.А. Вышнеградский уделял мерам по достижению сбалансированного бюджета. Для увеличения государственных доходов финансовое ведомство встало на путь увеличения налогообложения.

     В отличие от предшественника, Вышнеградский исповедовал узкий «финансизм», т.е. пытался обеспечить бюджетное равновесие любой ценой, не обращая внимания на последствия для народного хозяйства в целом. Он был далек от понимания нужд широких слоев населения и мало интересовался социальными проблемами. Идеи Бунге о продолжении податных реформ и введении единого подоходного налога не привились. При Вышнеградском произошло закручивание налогового «винта», началось беспощадное выколачивание недоимок с крестьянства, были увеличены государственный поземельный налог, налог на городскую недвижимость и торгово-промышленное обложение. В конце 80-х годов еще более возросли косвенные налоги (акцизы на сахар, табак, водку, таможенные пошлины), появились новые налоги на спички и керосин.

     Налоговая политика Вышнеградского подорвала платежеспособность податных сословий, но позволила ему уже с 1888 г. избавиться от дефицитов по обыкновенному бюджету.

     Невозможность стабилизировать курс рубля на необходимом уровне при отрицательном расчетном балансе, заставила И.А. Вышнеградского пойти по пути значительного увеличения положительного сальдо торгового баланса за счет активизации продовольственного экспорта. Важным условием для успеха своей внешнеторговой политики И.А. Вышнеградский считал удержание курса рубля на достаточно низком уровне, что приводило к активному участию Министерства финансов в биржевых спекуляциях на валютных курсах для решения текущих экономических задач. Такая политика привела к значительному увеличению золотого запаса.

     Посчитав, что основные необходимые экономические условия для преобразования денежного обращения выполнены, И.А. Вышнеградский планировал провести реформу в самом ближайшем будущем. Основные принципы предстоящего преобразования включали в себя девальвацию рубля, введение золотого монометаллизма, гарантированный размен кредитных билетов на золото и ограничение выпуска бумажных денег в пределах, не превышающих потребностей денежного обращения.

      Осуществлению реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за сильной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод.

В 1892 г. И. А. Вышнеградский оставил пост министра финансов.

 

4. Политика С. Ю. Витте.

4.1. Бюджетная и налоговая политика С. Ю. Витте.

     Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849—1915 гг.). Возглавив Министерство финансов в 1892 г., он в течение одиннадцати последующих лет являлся общепризнанным реформатором и выдающимся организатором: подъема отечественной экономики; оздоровления ее денежной системы, создания российской школы экономической мысли.

     С. Ю. Витте понимал, что осуществление программы реформирования денежной системы невозможно без подведения под нее прочной финансово-экономической базы. А это требовало упорядочения всей финансовой системы и, прежде всего - государственного бюджета. Важнейшим принципом, которым руководствовалось финансовое ведомство при составлении государственной росписи, являлось стремление к бюджетному равновесию. Значительное увеличение фонда свободной наличности Государственного казначейства стало другим важным направлением бюджетной политики С.Ю. Витте.

Для обеспечения правильного хода финансового хозяйства признавалось необходимым не только устойчивое равновесие бюджета, но и некоторое превышение государственными доходами итога обыкновенно из года в год повторяющихся расходов. Расширение государственных расходов и признанная  необходимость снова образовать запас свободных ресурсов требовали нового увеличения податного бремени.

В конце 1892 г. одно за другим были проведены повышения налога с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный  табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных   торгово-промышленных сборов. В 1893 г. установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему  признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение. В 1894 г. утверждено  положение  о  казенной  продаже  питей  в  четырех  восточных губерниях.

     Одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, не столько по абсолютному и относительному вкладу, сколько по его роли в экономической политике Министерства финансов стали внешнеторговые таможенные пошлины. Стремление улучшить финансовое положение казны за счет увеличения положительного сальдо внешнеторгового баланса, в частности, за счет повышения ввозных пошлин, было традиционным и вполне естественным для русского правительства. Постепенно, помимо сугубо фискальных задач, целью такой политики становилась и защита нарождающейся национальной промышленности. С.Ю Витте, модернизируя внешнеторговую политику, вводит систему дифференцированных конвенционных таможенных тарифов, применявшихся к партнерам в зависимости от встречного благоприятствования их таможенной политики на основе двусторонних торговых договоров.

      В 1894 г. окончилась тринадцатилетнее мирное  царствование императора Александра III. За это время в области бюджетного хозяйства были прочно осуществлены выработанные еще в 60-х годах начала правильного сметного хозяйства, устранена хроническая язва дефицита и достигнуто устойчивое превышение обыкновенных доходов над расходами. В области податной  политики было положено начало осуществления принципа соразмерности  податного бремени с зажиточностью населения. Желание устранить вредное влияние питейного налога выразилось сперва в частичном ограничении питейной  торговли, а затем в государственной монополизации ее. Создалась обширная   новая отрасль финансового хозяйства -  казенная железнодорожная сеть крупных  размеров; были приняты меры к упорядочению всего вообще железнодорожного хозяйства.

Обилие доходов в последнюю половину царствования и выгодный торговый  баланс дали возможность правительству накопить значительные запасы золота  (к  1 января 1881 г. золотой фонд составлял 291,1 миллионов рублей, к 15 декабря 1894  г. - 649,5  миллионов рублей) и подготовил важнейшее условие для проведения денежной реформы.

После смерти императора Александра III финансовое управление  осталось в заведовании С.Ю. Витте. В 1895 г. был освобожден от налога безмездный  переход сельской собственности к ближайшим родственникам и облегчена   уплата крепостных пошлин по переходу заложенных имений (10 апреля), понижена на 1/3 пошлина с застрахования имуществ (16 мая), земства освобождены от обязательных расходов на содержание некоторых учреждений (1 июня); в 1896 г. Понижена пробирная пошлина, установлено значительное облегчение по уплате крестьянами выкупного долга, который предоставлено пересрочивать на новые сроки (13 мая), понижен на половину, на 10 лет, государственный поземельный налог (манифестом 14 мая), отменен 1/4% судоходный сбор (17 июня), значительно понижены пошлины за привилегии на изобретения (1 июля). В 1897 г. отменен паспортный сбор (7 апреля), являющийся одним  из  наиболее вредных и несправедливых налогов. В 1898 г. отменена подушная подать в Сибири; издано  новое положение о государственном промысловом налоге, имеющее целью сообщить ему большую уравнительность.

 

4.2. Денежная реформа С. Ю. Витте

     Окончание XIX в. ознаменовалось в России проведением важной экономической реформы, которая качественно изменила положение русского рубля, ставшего одной из стабильнейших денежных единиц мира. Сама реформа не была простой и легкой. Она отразила острую потребность государства преодолеть очевидную замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих традиционных финансовых структур, в первую очередь самого рубля, и способствовала интеграции России в систему мирового рынка. Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Сергея Юльевича Витте.

Славянофильская ориентация С. Ю. Витте, которой он придерживался с юных лет, объясняет большой энтузиазм, проявленный им к учению германского экономиста первой половины ХIХ в. Фридриха Листа, разработавшего, в противовес “космополитической политической экономии” , теорию “национальной экономии”. Взоры Ф. Листа на роль государственного хозяйства и его государственного регулирования составили базу программы русского министра денег. Будучи приверженцем твердой протекционистской политики, Ф. Лист считал, и этот взор целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшей задачей страны является поощрение развития отечественной индустрии, при слабом развитии которой общий экономический прогресс страны неосуществим. Согласно этим представлениям, промышленности надлежало играться роль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась на представлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизации нужно добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры обязаны были сделать условия для развития внутреннего рынка и денежной независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

     Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов представлялось невозможным, пока русская денежная единица не была надежно обеспеченной и стабильной. 

     Первоначально Вите был сторонником укрепления кредитного рубля посредством ряда административно-экономических мер, принципиально не менявших существовавшую денежную систему. В 1893 г. финансовое ведомство предприняло ряд шагов, направленных на установление контроля за свободным циркулированием денежной наличности. Однако эти методы могли дать лишь кратковременный положительный результат. Требовались кардинальные преобразования.

     Позднее Витте писал, что когда он стал министром финансов, то уже не сомневался, что «денежное обращение, основанное на металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то чтобы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного». Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год — полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий. Предстояло окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю.Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Информация о работе Финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века