Андеррайтинг: зарубежный опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии андеррайтинга, о его видах и формах, тенденциях и проблемах развития в России и за рубежом.

Такая цель предопределила постановку следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг, систематизировать исследования по классификации его видов

- проанализировать опыт развитых фондовых рынков и современное состояние андеррайтинга в России

- обозначить перспективы и проблемы развития андеррайтинга на российском рынке ценных бумаг

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг 5

1.1. Понятие и функции андеррайтинга 5

1.2. Виды андеррайтинга 7

Глава 2. Особенности андеррайтинга на рынке ценных бумаг 11

2.1. Международная практика андеррайтинга 11

2.2. Андеррайтинг в России 16

Глава 3. Тенденции и проблемы развития андеррайтинга в России 23

3.1. Перспективы развития российского андеррайтинга 23

3.2. Проблемы развития андеррайтинга в России 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа состоит из  1 файл

Андеррайтинг курсовая.docx

— 271.99 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

     Кафедра банковского дела 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

       по  рынку ценных бумаг «Андеррайтинг: зарубежный опыт и российская практика»

     
        
 

Исполнитель: студент  гр. 7041 Попова А. К 

Руководитель: Николаев И. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг 5

1.1. Понятие и функции андеррайтинга 5

1.2. Виды андеррайтинга 7

Глава 2. Особенности андеррайтинга на рынке ценных бумаг 11

2.1. Международная практика андеррайтинга 11

2.2. Андеррайтинг в России 16

Глава 3. Тенденции и проблемы развития андеррайтинга в России 23

3.1. Перспективы развития российского андеррайтинга 23

3.2. Проблемы развития андеррайтинга в России 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

 

Введение

     Российский  рынок ценных бумаг сегодня –  это своеобразный симбиоз организованного  биржевого и внебиржевого рынка  размещения и обращения корпоративных  и государственных эмиссионных  ценных бумаг.

     Деятельность  основных участников этого рынка  сводится не только к формированию доходности за счет спекулятивных, инвестиционных и хеджинговых операций на вторичном рынке, но отчасти связана и с организацией эффективного размещения облигационных займов.

     Не  менее важную роль в организации  выпуска ценных бумаг и их размещении играет андеррайтер выпуска. Его  основной функцией является обеспечение  размещения всего выпуска ценных бумаг в наиболее короткие сроки и приемлемых для эмитента условиях, а также принятие риска на страхование в страховом деле ряда стран.

     Актуальность  курсовой работы заключается в том, что сложность привлечения инвестиций в реальный сектор экономики вызывается рядом факторов и одной из проблем на развивающемся российском рынке ценных бумаг обозначилась проблема рационального и эффективного распределения функций и практических аспектов между участниками андеррайтинга, места, роли и статуса андеррайтера в схеме эмитент – андеррайтер – финансовый консультант – инвестор. Отсутствие в методических разработках и нормативных актах обоснованной типологии андеррайтинга снижает возможность выбора эмитентом оптимального вида эмиссии.

     Сложившееся в научной литературе и практике представление об институте андеррайтеров как лишь посреднике в схеме купля-продажа ценных бумаг – неполное и не отвечает всем функциям андеррайтера с учетом особенностей отечественного рынка. Исследователи обозначают проблемы рынка и общие ролевые функции участников эмиссионного процесса ценных бумаг, не исследуя практических аспектов их деятельности, в том числе андеррайтера. В некоторых случаях предпринимаются попытки переноса зарубежных схем на российский рынок ценных бумаг без учета его особенностей.

     Проблема  необходимости обоснования функций  и практических аспектов деятельности андеррайтера, их соотношения с функциями  других участников эмиссионного процесса, анализ расширенной роли, места и  статуса андеррайтера в эмиссионном  процессе определяется высокой востребованностью практики управления процессами развивающегося российского рынка ценных бумаг. Отсутствие доступного опыта деятельности андеррайтера, нормативной базы, недостаточное освещение этих проблем в экономической литературе подчеркивают актуальность темы.

     В данной курсовой работе будут, ,.

    Целью курсовой работы является изучение теоретических  положений о понятии андеррайтинга, о его видах и формах, тенденциях и проблемах развития в России и за рубежом.

    Такая цель предопределила постановку следующих  задач:

    - рассмотреть теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг, систематизировать исследования по классификации его видов

    - проанализировать опыт развитых фондовых рынков и современное состояние андеррайтинга в России

    - обозначить перспективы и проблемы развития андеррайтинга на российском рынке ценных бумаг

     В ходе работы были использованы труды таких экономистов, как Галанов В.А., Захаров А.К., Миркин Я.М., Мишарев А.А., Янукян М.Г., Дегтярева О.И. и другие авторы, представившие аналитические материалы деятельности профессиональных и других участников рынка ценных бумаг. 

Глава 1. Теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг

1.1. Понятие и функции андеррайтинга

    Андеррайтингом  выпуска ценных бумаг признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок по размещению ценных бумаг  профессиональным участником от имени  и за счет эмитента эмиссионных ценных бумаг или от своего имени и  за счет эмитента, которая может  сопровождаться принятием профессиональным участником обязательств по выкупу на свое имя и за свой счет части  или всего объема размещаемого выпуска  ценных бумаг.1

    Андеррайтинг  выпуска ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, имеющими лицензии на осуществление брокерской и дилерской  деятельности.

    В связи с тем, что «на кон» поставлены его финансовое благополучие и репутация, андеррайтер заинтересован в  успешной продаже выпускаемых ценных бумаг; часто закон возлагает  на андеррайтера конкретные обязательства  в отношении предлагаемой эмиссии  и правдивого содержания проспекта. Понятно, что андеррайтер очень  заинтересован в тщательном изучении компании, чтобы полностью понять риски и перспективы инвестирования в компанию. В тоже время, по финансовым соображениям, андеррайтер стремится  не допустить разочарования инвестора  в эмитенте.2

          В принципе андеррайтинг должен предоставлять эмитенту гарантию того, что в результате продажи  ценных бумаг он получит как минимум  определенную сумму денег. Это позволяет  последнему быть уверенным, что все  предлагаемое к выпуску количество ценных бумаг будет продано, а  он - избавлен от трудоемких процедур. 3

    Основными задачами, стоящими перед андеррайтером, являются:

    • Общее руководство процессом;

    • Усовершенствование организационной  структуры эмитента;

    • Оценка конъюнктуры рынка для  определения наиболее благоприятного момента выхода на рынок;

    • Содействие в подготовке инвестиционного  меморандума и проспекта эмиссии;

    • Координация процесса знакомства компании с потенциальными инвесторами;

    • Консультации по определению объема эмиссии и доли свободного размещения, а также цены за акцию;

    • Организация и проведение процедуры  размещения на фондовой бирже;

    • Помощь в формировании ликвидного вторичного рынка, выполняя тем самым функции  market-maker и др.

    В международной практике андеррайтер  выполняет следующие функции4.

    1. Анализ эмитента — оценка предложения  эмитента, подтверждение возможностей  эмитента выполнить те имущественные  права, которые могут быть закреплены  в выпускаемых ценных бумагах,  оценка рейтинга эмитента и  его бумаг. Анализируя эмитента, андеррайтер может определить  его положение на рынке, в  отрасли, к которой относится  эмитент, в экономике страны  в целом.

    2. Подготовка эмиссии — оказание  помощи эмитенту при установлении  цели эмиссии, выборе типа ценных  бумаг, подготовке проспекта эмиссии,  установлении связи эмитента  с ключевыми инвесторами, регистрации  выпуска.

    3. Размещение ценных бумаг —  отчуждение ценных бумаг их  первым владельцам на основе  заключения гражданско-правовых  сделок на согласованных с  эмитентом условиях.

    4. Послерыночная поддержка — поддержка курса размещенных ценных бумаг на вторичном рынке в течение года.

    5. Аналитическая и исследовательская  поддержка — контроль динамики  курса ценных бумаг, выявление  факторов, оказывающих влияние на  курс.

    6. Организация субандеррайтинга, или институционального размещения.

    Если  андеррайтер, выполняя свои рыночные функции, будет уверен в том, что для  компании и для рынка будет  выгодно, чтобы компания имела много  акционеров, он может быть готов  к тому, чтобы предложить часть  своих комиссионных другим, разделив с ними груз гарантийной ответственности  или, наоборот, заранее разместить (возможно, на условиях «клобэк») часть акций в крупных инвестиционных организациях. («Клобэк» — это процесс, при котором финансовому институту предлагается какое-либо число акций, но в случае, если публичный спрос на них окажется выше предполагавшегося, часть акций забирается у этого института обратно и направляется на удовлетворение публичного спроса.)

    Андеррайтер призван выполнять и дополнительные услуги:

  • консультирование эмитента по вопросам деятельности его органов управления и менеджмента по организации займа;
  • консультирование эмитента по вопросам устранения нарушений законодательства о рынке ценных бумаг и защите интересов инвесторов, способам урегулирования конфликта интересов;
  • практические услуги андеррайтера по проблемам управления капиталом эмитента, корпоративного управления на рынке.

1.2. Виды андеррайтинга

    Существуют  следующие виды андеррайтинга:

  • «на базе твердых обязательств»;
  • «на базе лучших традиций»;
  • «стэнд-бай»;
  • на принципах «все или ничего»;
  • с авансированием и без авансирования эмитента;
  • конкурентный.

    Андеррайтинг  «на базе твердых обязательств» по условиям договора с эмитентом несет твердые обязательства по выкупу всего или части выпуска по фиксированным ценам. Если часть выпуска бумаг окажется неразмещенной на первичном рынке, то андеррайтер обязан ее приобрести. Беря на себя эти обязательства, андеррайтер тем самым рискует потерей не только репутации, но и собственных средств, например, если момент первичного размещения совпадает с резким понижением курсов на вторичном рынке. Вместе с тем для эмитента такой вид андеррайтинга создает условия для полного размещения ценных бумаг по лучшим ценам и в наиболее короткие сроки.

Информация о работе Андеррайтинг: зарубежный опыт и российская практика