Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.doc

— 798.00 Кб (Скачать документ)
      
  1. Конкуренция и ее виды

     Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

     Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам  соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:

     1.индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

     2.местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

     3.отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

     4.межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

     5.национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

     6.глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

     По  характеру развития конкуренция  подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

     По  методам ведения рыночное соперничество делится на: 1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

     Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит" свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле рыночных цен. 

      
  1. Основные  организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса

     Индивидуальное  предпринимательство - самый простой и самый древний тип предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет один собственник. Он самостоятельно решает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжается полученной выручкой и несет неограниченную материальную ответственность за результаты своей деятельности. Все другие формы предпринимательской деятельности являются коллективными.

     Товарищество (партнерство) - это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

     Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом. Имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.

     Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) - это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов. ООО вправе преобразовываться в акционерное общество или производственный кооператив. Ликвидировано общество может быть только по единогласному решению его участников.

     Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Акционеры имеют право на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью

     Виды  акционерных обществ: открытое (ОАО), закрытое (ЗАО).

     Закрытое  акционерное общество - это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц) и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке. Число членов ЗАО не может превышать 50 (при превышении этого числа акционеров общество должно трансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации)

     Открытое  акционерное общество - это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятельностью, а также ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

     Производственным  кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.

     Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.

     Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.

     Первая  заключается в том, что имущество  такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.

     Вторая  касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей  деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

     От  государственных предприятий следует  отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

     Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ,  действуют в форме унитарных предприятий.

     Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

     Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:

     1.если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности;

     2.имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;

     3.управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.

     В зависимости от того, кому принадлежит  собственность, унитарные предприятия  могут быть государственными или муниципальными.

     Такие предприятия в зависимости от прав, предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:

     1.с правом хозяйственного ведения;

     2.с правом оперативного управления.

     Право хозяйственного ведения шире права  оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе прав 

      
  1. Конкурентные  действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.

     Под конкурентными действиями понимаются действия субъектов бизнеса. И направлены они против различных представителей своего внешнего окружения для обеспечения себе наивысших потребительских, функциональных и общественных оценок с целью создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ, а также обеспечения выгод.

     Конкурентные  действия всегда производятся субъектами бизнеса на определенном поле конкуренции и состоят из воздействия одних конкурирующих соперников на других либо отражения одними конкурирующими соперниками попыток воздействия на них со стороны внешнего окружения. Суть конкуренции заключается в том, что. с одной стороны, создаются такие условия, при которых покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса могут быть подразделены на следующие виды: Наступательными называются конкурентные действия, в ходе которых субъекты предпринимательского бизнеса пытаются избавиться от конкурентных недостатков, приобрести и развить конкурентные преимущества.. Оборонительными называются конкурентные действия, в ходе которых субъекты бизнеса пытаются поддержать ранее достигнутые конкурентные преимущества и не допустить появления новых конкурентных недостатков. Такие действия обычно направлены на сохранение места в цепочке ценностей, удержание целевых секторов и сегментов рынка, закрепление сложившейся общественной репутации. Еще одним важным видом конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса, проявляющимся в условиях прерывания или полного завершения оборонительных действий, является отступление, которое представляет собой прямую противоположность наступательным действиям. Субъекты предпринимательского бизнеса имеют возможность не только осуществлять конкурентные действия против своего окружения, но и имитировать такие действия, создавать их видимость, производить ложные действия, создавать иллюзии действий при полном фактическом бездействии. Поэтому имитация других действий, создание видимости, иллюзии других действий признаются самостоятельным видом конкурентных действий и называются отвлекающими действиями. Изоляционизм представляет собой такой вид конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса, когда фирма фактически старается уйти от конкурентного столкновения с кем-либо. Комбинированными являются конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса в условиях, когда компании не планируют собственный «выход из игры», не предполагают изолировать себя от конкурентов, но вместе с тем они не могут или не хотят фокусировать внимание на отдельных соперниках. Поэтому комбинированные конкурентные действия осуществляются на основе их рассеянного внимания по отношению к различным представителям внешнего окружения. 

      
  1. Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.

     Предпринимательская фирма – это институт рыночных отношений , который связан с предпринимательской деятельностью и в котором экономические механизмы взаимосвязаны с с неэкономической мотивацией , деловой этикой, корпоративной культурой, нормативно-правовыми ограничениями и возможностями.

     Под фирмой понимается организация, которая  владеет и ведет хозяйственную  деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная  единица имеет одно или несколько  предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности

     Сфера деятельности: в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектно-конструкторских  работ.

     классификация фирм по признакам:

     - виды и характер хозяйственной  деятельности (отраслевой признак) - промышленные, торговые, транспортные, строительные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, арендные и другие фирмы.

     - правовое положение (организационно-правовая  форма) - Различия в правовом положении  фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставляется право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы

     - характер собственности - частные фирмы, государственные (полугосударственнные или смешанные) и кооперативы.

     - цели объединения капиталов (картели,  синдикаты, пули, тресты, концерны, промышленные  холдинги, финансовые или финансово-промышленные  группы)

     - степень самостоятельности и характер хозяйственных отношений участников см.предыдущ.

     - принадлежность капитала - национальные, иностранные и смешанные фирмы 

      
  1. Монополия. Виды монополий. Монополистическая  конкуренция

     МОНОПОЛИЯ – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"