Шпаргалка по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Стратегический менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по вопросам 2003.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

3) цель сокращения – показатели компании меньше среднеотраслевых, т.е. компании развивается более медленным темпом, чем отрасль в целом, либо сокращает свою присутствие на рынке.

Данные цели могут последовательно сменять  друг друга без какого-либо обязательного  порядка в следовании.

10. Принципы построения  дерева целей организации.  Метод ПАТТЕРН.

Дерево стратегических целей - это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей плана, где выделены генеральная цель ("вершина дерева"), подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева").

Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Дерево целей позволяет прогнозировать возможные направления развития компании и выявить среди них наиболее эффективные.

 В практике  управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать  цели.

SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

конкретный (Specific);  измеримый (Measurable);  достижимый (Attainable);  значимый (Relevant); соотносимый с конкретным сроком (Time-bounded).

Само слово SMART в переводе с английского означает "умный". Правильная постановка "умной" цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится  с конкретным сроком.

Под целью организации  обычно понимается некий ожидаемый  результат или же некоторое будущее  желательное состояние какого-то объекта (организации в целом, показателей  ее деятельности, направления бизнеса, функционального блока, производственного комплекса и т.п.).

В общем случае цель может быть охарактеризована через: • качественное описание, выраженное на естественном языке; количественные показатели и их ожидаемые значения;  временной горизонт – время, отведённое на её достижение.

Модель целей организации содержит в себе как описание собственно целей и их характеристик, так и взаимосвязей между ними. В рамках этой модели между ее элементами устанавливаются иерархические отношения «цель-средство», предполагающие, что достижение каждой нижестоящей цели становится одним из средств для достижения вышестоящей.

Графически модель целей отображается в виде иерархической  диаграммы (набора диаграмм), называемой деревом целей. Описание характеристик  целей может быть выполнено как  в табличной форме (при наличии значительного объема структурируемой информации), так и в графической.

Принципы  построения дерева целей:

Основой для  построения вершины дерева целей  становится набор стратегических целей, определяемых в рамках стратегии  организации. Здесь следует обратить внимание на то, что стратегически значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и посистем, связанных с производством и обеспечением.

Достижение стратегических целей обеспечивается достижением  как операционных (регулярных, перманентно  достигаемых) целей, так и проектных (уникальных по своему содержанию) целей.

Цели в рамках модели необходимо тщательно классифицировать и соответствующим образом структурировать в рамках диаграмм - таким образом, чтобы они становились презентабельными и максимально понятными для их читателя.

Выделение, описание и иерархическое упорядочивание каждой из целей выполняется посредством выполнения ряда соответствующих аналитических процедур и процедур согласования и утверждения.

Взаимосвязанность и взаимозависимость категорий  цели и альтернативы более наглядно можно проиллюстрировать с помощью  метода «дерево решений», который  предполагает разработку вариантов достижения целей различных уровней дерева целей, при этом дерево целей всегда можно развивать до такой степени детализации, чтобы на последнем уровне находились задачи, которые уже невозможно рассматривать в качестве целей.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении; Установление целей для организации в целом; Построение иерархии целей; Установление индивидуальных целей.

     Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

  1. Общая цель, находящаяся в вершине грифа, должна содержать описание конечного результата.
  2. При развёртывании общей цели в иерархическую структуру целей исходя из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
  3. При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
  4. Подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг от друга.
  5. Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.
 

ПАТТЕРН

Первой методикой  системного анализа, в которой были определены порядок, методы формирования и оценки приоритетов элементов  структур целей является метод PATTERN. Слово "pattern" означает "шаблон, модель, схема", и сама аббревиатура умышленно воспроизводит это слово. Однако,аббревиатура означает: Planning Assistance Through Technical Relevance Number, - что переводится как Помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки.

Сущность  метода PATTERN заключается  в следующем:

Методика примечательна  тем, что сочетает несколько методов  системного анализа, которые могут  быть использованы и сами по себе - речь идет о написании "сценария" и построении "дерева целей". Написание сценария - первый этап PATTERNа - представляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования.

Вторая часть PATTERNа - построение "дерева целей". Термин "дерево целей" подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие (новые подцели, функции и т.д.). (Методика PATTERN основана на принципе деления сложной проблемы на более мелкие проблемы до тех пор, пока каждая подпроблема не сможет быть всесторонне (разные критерии) и надежно количественно оценена экспертами (метод экспертных оценок).) Как правило, термин "дерево целей" используется для структур, имеющих отношение строгого порядка, но метод "дерева целей" используется иногда и применительно к "слабым" иерархиям, в которых одна и та же вершина нижележащего уровня может быть одновременно подчинена двум или нескольким вершинам вышележащего уровня. Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости (важности), характеризующие важность вклада целей в обеспечение критериев. Сумма коэффициентов относительной важности для каждого уровня иерархии принимается равной единице. Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений всех критериев на соответствующие коэффициенты значимости. Общий коэффициент связи некоторой цели (относительно достижения цели высшего уровня) определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

Главное достоинство методики состоит в том, что в ней определены классы критериев  оценки:

+ относительной  важности; + состояния разработки ("состояние-срок"); + взаимной полезности.

PATTERN является  первой попыткой системного подхода  к определению сложнейших планов, каким является план научно-исследовательских  работ в масштабе целой страны, и поэтому не лишена ряда  недостатков.

Ее наиболее слабым пунктом являются, прежде всего, исходные данные, вошедшие в "Сценарий". То есть, необходимо улучшить методы и средства при помощи, которых создаются сценарии. Система PATTERN лишена обратной связи, поскольку в ней нет логических элементов, которые бы позволили обнаружить пропуски или ошибки в планах. Они могут быть до известной степени компенсированы за счет систематического введения новых данных и пересмотра старых. Принятый фирмой "Honeywell" такой пересмотр производится раз в полгода, хотя в принципе он может быть проведен в любой момент, поскольку все данные введены в ЭВМ и имеется готовая программа обработки.

Также, в качестве недостатка метода, необходимо отметить, что логика формирования структуры  в первых и последующих вариантах  методики не отрабатывалась. Не уделялось внимание разработке принципов и приемов структуризации, так как ученые стремились улучшить систему оценки и анализа сценариев и дерева целей.

Основные элементы методики PATTERN приведены  на рис. 2.

Они и определяют этапы метода:

+ разработка "сценария", представляющего собой прогноз  политической картины мира на  прогнозируемый период;

+ разработка  прогноза развития науки и  техники (который может быть  и составной частью "сценария");

+ разработка "дерева  целей";

+ оценка составляющих "дерева целей" путем определения коэффициентов относительной важности, состояния разработки и сроков, взаимной полезности;

+ обработка результатов  оценки (подсчет суммарных коэффициентов  с использованием специально  разработанной процедуры обработки  результатов на ЭВМ) и представление результатов лицам, принимающим решения. 
 
 

11. Стратегическая пирамида организации: состав и особенности стратегий на различных организационных уровнях.

Стратегия организации – генеральный план действий, определяющий приоритеты страт. задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению страт. целей.

Страт. пирамида состоит из 4ех уровней: 1.Корпоративные  стратегии. 2.Конкурентные (деловые  бизнес) стратегии. 3.Функциональные стратегии. 4.Операционные стратегии.

Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.

Виды:

1.Стратегия концентрированного роста (улучшение продукта, не меняя отрасли): стратегии усиления позиции на рынке, развития рынка, развития продукта.

2.Стратегия интегрированного роста (меняется положение в отрасли): стратегии прямой вертикальной интеграции, обратной вертикальной интеграции.

3.Стратегия диверсифицированного роста (меняется отрасль): стратегии концентрической диверсификации, горизонтальной диверсификации, конгломеративной диверсификации. Также существует родственная и неродственная диверсификация.

4.Стратегия сокращения (реструктуризация или закрытия какого-либо направления бизнеса): стратегии ликвидации, сбора урожая, сокращения рыночного присутствия, сокращения продуктовой номенклатуры.

Конкурентная  стратегия нацелена на установление и укрепление долгосроч. конкурентоспособной позиции компании на рынке.

Виды:

1.Стратегии конкуренции за потребителя: а) страт. лидерства в издержках; б) страт. широкой дифференциации; в) страт. наилучшей стоимости; г) страт. фокусирования, основанная на низких издержках; д) страт. фокусирования, основанная на дифференциации.

2.Стратегии конкуренции на целевом рынке (против конкурентов): а) лидер рынка; б) претендент на лидерство; в) последователь; г) обитатель ниши.

Функциональная  стратегия разрабатывается в отношении основных функциональных зон орг-ции и относится к плану управления текущей и основной деят-тью подразделения. Различают производственные, финансовые, маркетинговые, кадровые и стратегии развития.

Операционная  стратегия определяет, как управлять ключевыми организационными звеньями (структурными подразделениями, отделами, службами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании).

Факторы, формирующие стратегию:

Информация о работе Шпаргалка по "Стратегическому менеджменту"