Эффективное управление группами и командами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить процесс управления группами и рассмотреть данную проблему на предприятие.
Поставленная мною цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить сущность групп и их виды;
2) раскрыть роль менеджера в повышении эффективности деятельности групп;
3) изучить оценки эффективности деятельности групп
4) исследовать учебную группу с помощью изученной методики;
5) сформировать эффективно функционирующую группу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основные функции, методы и принципы менеджмента……………………………..5
1.1 Прогнозирование и планирование………………………………………………...…5
1.2 Основные методы менеджмента……………………………………………………14
2 Эффективное управление группами и командами на предприятие……………..…18
2.1 Управление группами и командами…………………………………………….….18
2.2 Бизнес-анализ предприятия…………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)
 

Курсовая работа на тему «Эффективное управление группами и командами»

                                                                                    С.

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Основные  функции, методы и принципы  менеджмента……………………………..5

1.1 Прогнозирование и планирование………………………………………………...…5

1.2 Основные методы менеджмента……………………………………………………14

2 Эффективное  управление группами и командами  на предприятие……………..…18

2.1 Управление  группами и командами…………………………………………….….18

2.2 Бизнес-анализ  предприятия…………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………………….38

Список  использованной литературы………………………………………………..….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Современный менеджмент сложно представить себе без такого явления как группа. То, что управлять каждым человеком  персонально—занятие крайне неэффективное стало ясно уже давно. Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей т. е. групп. Совершенно понятно, что слаженная группа специалистов имеет намного больше шансов добиться успеха, в отличие от ситуации, если бы каждый человек работал в одиночку. «Одна голова—хорошо, две—лучше»—гласит народная мудрость. А если голов не две, а пять, десять? Разнообразие взглядов на проблему, коллективное внимание к деталям, снижение вероятности допущения ошибочного решения—это только начало списка преимуществ групповой деятельности. Разнообразие гаммы оценок ситуации в этом случае несравнимо больше, нежели «черно-белая палитра» каждого человека в отдельности. Каждый человек уникален и это обстоятельство порождает не только преимущества, но и неприятные явления, называемые конфликтами, которые в силу своей отрицательной природы, снижают продуктивность работы всей группы. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить следующее. Залогом успешной деятельности любой группы является умелое использование сбалансированного сочетания положительных и отрицательных моментов в работе группы, в результате которого группа двигалась бы по пути созидания, а не наоборот. Собственно это и является целью данной работы.

     Актуальность  темы. Одной из важнейших задач, стоящих  перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей, то есть групп. Совершенно очевидно, что  слаженная группа специалистов имеет намного больше шансов добиться успеха, в отличие от ситуации, если бы каждый человек работал в одиночку. Разнообразие взглядов на проблему, коллективное внимание к деталям, снижение вероятности допущения ошибочного решения - это только начало списка преимуществ групповой деятельности. Каждый человек уникален и это обстоятельство порождает не только преимущества, но и неприятные явления, называемые конфликтами, которые в силу своей отрицательной природы, снижают продуктивность работы всей группы. Таким образом, без совершенствования работы с людьми и трудовой мотивации группы невозможно успешное развитие предприятия в современных условиях жесткой конкурентной борьбы.

     Цель  работы: изучить процесс управления группами и рассмотреть данную проблему на предприятие.

     Поставленная  мною цель предполагает решение следующих  задач:

     1) изучить сущность групп и их  виды;

     2) раскрыть роль менеджера в  повышении эффективности деятельности  групп;

     3) изучить оценки эффективности  деятельности групп

     4) исследовать учебную группу с помощью изученной методики;

     5) сформировать эффективно функционирующую  группу.

     Объектом  исследования является группы и команды.

     Предмет исследования – процесс управления группами и командами.

     Методологической  основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, психологов и социологов в рамках данной тематики, а также разного рода публицистические издания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  функции, методы и принципы менеджмента

1.1. Прогнозирование  и планирование

      Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.

      Планирование  – это разработка плана, определяющего  то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.1

      В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
    • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

      Существует  три основных типа планирования.

      Стратегическое  планирование (высший уровень) – это  попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

      Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

      Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

      Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.

  1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. 2

Функция организации

      Реализация  планов требует организации, которая  представляет следующий этап менеджмента.

      Под организацией понимается процесс:

    • Определение рациональных форм разделения труда;
    • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
    • Разработки структуры органов управления;
    • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
    • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
    • Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс  ее совершенствования, упорядочения.

      Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители –  независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

      Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.3

      Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

      Принцип разделения труда. Основной смысл –  все виды деятельности предприятия  должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

      Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).

      Скалярный принцип. Относится к цепочке  прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

      Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

      Еще одной важной характеристикой организации  управления является уровень централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

      Централизация – концентрация прав на принятие решения  на высшем уровне управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням управления.4

Мотивация и стимулирование

      Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

      Теории  мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание  отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

      К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.5

      Теория  А. Маслоу:

    1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
    2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
    3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

    Теория  МакКлелланда:

    1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности.
    2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

    Теория  Герцберга:

    1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
    2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
    3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
    4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть  в сущность проблемы.

      В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

      во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

Информация о работе Эффективное управление группами и командами