Американский и японский методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Содержание

Задание 1. Американский и японский методы управления персоналом.……..3
Задание 2. Факторы, стимулирующие эффективное трудовое поведение…..12
Список литературы.……………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

психология менеджмента.docx

— 50.16 Кб (Скачать документ)

Таким образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность  трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается  трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное  управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:

стимулов труда, оказывающих опосредованное влияние на поведение работников;

плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей  труда;

административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение  работников;

ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых  в поведении его членов.

Перечисленные элементы трудовой ситуации обладают определенной побудительной  силой. Под их влиянием человек может  поступать вопреки своим внутренним стремлениям, личным интересам. Значимость внутренних и внешних воздействий  в различных сферах жизнедеятельности  человека различна. Под влиянием этих воздействий формируется внутренняя позиция, личная предрасположенность работника по отношению к различным объектам и ситуациям, его готовность действовать тем или иным образом. Она характеризуется такими понятиями, как «ценностные ориентации», «установки» и «мотивы».

Ценностные ориентации это относительно устойчивое, социально обусловленное  отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей. Они определяются по господствующему интересу в сочетании с реальным статусом человека. Так, работник, обучающийся в системе заочных и вечерних учебных заведений и выражающий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, активно участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширять это участие, на общественную деятельность. От того, на какие ценности ориентирован работник, какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентаций, зависит степень его трудовой активности, качество выполняемой работы.

В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:

общественную значимость труда, когда  работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна  с точки зрения содержания труда  или выгодна с точки зрения его оплаты;

содержание труда, когда работник стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую  возможности для повышения квалификации;

заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно  или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;

условия труда, когда работник стремится  к работе с нормальными условиями  труда, с удобной сменностью, хорошим  микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой  содержательности труда.

В этой связи особое значение приобретает  уровень сознательности человека, степень  осознанности значимости выполняемой  работы.

Ценностным ориентациям соответствуют  определенные установки.

Установки - это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, статусам, его готовность к определенным действиям.

Мотивы в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов.

Мотивы предшествуют трудовому  поступку, действию человека. Мотивом  может выступать чувство долга, удовлетворение от хорошо выполненной  работы, заработок, престиж, боязнь критики  и наказания, продвижение по службе. Таким образом, существует целый  мотивационный комплекс, который  может изменяться не только от человека к человеку, но и от одной ситуации к другой.

Сложившаяся устойчивая структура  мотивов образует мотивационное  ядро. Существующие в сфере труда  мотивы условно разделяют на три  вида:

материальные, когда человек выполняет  работу, исходя из побуждений, не связанных  ни с характером и содержанием  труда, ни с социальной средой, потому что работа для него простая экономическая  необходимость, средство зарабатывать деньги и обеспечить самостоятельность  существования;

духовные, когда человек выполняет  свою работу потому, что ему нравится его профессия, содержание трудовой деятельности. При этом он ощущает  радость творчества, эмоциональный  подъем, испытывает эстетическое наслаждение  самим процессом труда;

социальные, когда человек выполняет  свою работу, руководствуясь не столько  ее содержанием, сколько тем, что  она обеспечивает ему определенное место в социальной структуре  коллектива, в обществе. При этом он четко понимает ее общественную значимость, получает моральное удовлетворение трудом, пользуется уважением товарищей.

На практике в чистом виде эти  виды мотивов не встречаются. Они  тесно переплетаются, и в какой-то конкретной ситуации можно выделить лишь доминирующий вид.

Вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового  поведения, называется мотивацией. В  процессе мотивации объяснение трудового  поведения осуществляется на уровне сознания путем соотношения подлежащей объяснению ситуации с теми или иными  ценностями или нормами.

Важное значение для понимания природы мотивации имеет рассмотрение ее функций. Объясняя и обосновывая поведение субъекта, мотивация тем самым выполняет свою основную, непосредственную функцию. Кроме того, она выполняет регулятивную функцию, заключающуюся в блокировании одних действий и принятии решения о начале других. Она также, объясняя определенным образом поведение людей и определяя различные возможности для общения субъекта с другими членами коллектива, установления с ними связи, выполняет коммуникативную функцию и выступает средством самосознания и осознания субъектом своего социального окружения, становления и социализации его личности. Мотивация выступает также в качестве механизма, при помощи которого корректируются старые и формируются новые идеалы, нормы, ценностные ориентации. Это происходит в том случае, если старые ценности и нормы не могут обеспечить такое обоснование поведения, которое способствует реализации возникших потребностей.

В сфере труда человек одновременно испытывает целый ряд потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Ориентируясь в каждой конкретной трудовой ситуации, он соизмеряет свое поведение с принятыми  в коллективе эталонами, разделяемыми образцами поведения, усваивает, что  «хорошо», а что «плохо», и на основе сформировавшейся у него установки посредством мотива делает определенный выбор, объясняет и обосновывает его. Благодаря мотиву действия приобретают характер относительно координированного акта при большем или меньшем соответствии ценностей и потребностей, даже при их несогласованности. Мотив обладает двойственной природой: с одной стороны, он обусловлен конкретной ситуацией (применительно к ней нужно действовать), с другой личность стремится преодолеть (в сознании) ситуацию, соотнося свое действие с усвоенной системой нравственных ценностей.

Предшествуя трудовому действию, объясняя и обосновывая его, мотивация  может служить побуждением к  действию или средством блокирования его. Однако мотив не является движущим фактором. Он выступает связующим  звеном между такими регуляторами трудового  поведения, как ценности, потребности  и интересы. При этом следует учитывать  то, что, хотя ценности и отражают отдельные  стороны трудовой деятельности, их следует отличать от таких регуляторов, как потребности и интересы. Последние (потребности и интересы) являются непосредственным выражением социально-практической деятельности, социального положения  групп в системе общественного  воспроизводства. В ценностях же предмет деятельности, присущие ей формы общения и условия жизнедеятельности  выражены опосредованно, через систему  знаков и символов, которым может  придаваться особый смысл, не соответствующий  природе обозначаемого.

Только под целенаправленным влиянием административных воздействий и  стимулов можно достичь максимального  соответствия мотива деятельности и  потребности, обеспечить необходимое  трудовое поведение. Стимулирование-это  особый, качественно отличный от ценностно-нормативного регулирования, способ управления социальной деятельностью людей, при котором  поведение человека регулируется посредством  воздействия не на саму личность, а на условия ее жизнедеятельности, на внешние по отношению к личности обстоятельства, порождающие определенные интересы и потребности. Таким образом, стимулирование является способом опосредованного воздействия на личность, при котором личность может сознательно выбирать, какой поступок ей совершить в соответствии с индивидуальным предпочтением.

Рассмотрим более подробно понятие  стимулирования труда.

Стимулы - это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность. Они являются основой возникновения и существования мотивов трудовой деятельности.

Стимул выступает не как непосредственный повод, а лишь как предпосылка  к действию. В процессе своей реализации он должен осознаться работником, пройти через его сознание. Стимулы это осмысленные побуждения, т.е. потребности, вызванные воздействием объективных факторов. Осмысление потребностей необходимый момент их реализации.

Действие стимулов побуждает человека к выполнению таких видов труда  и такого количества и качества, которые необходимы обществу. Значит, стимулы направлены на реализацию общественных интересов. Их действенность в привлечении  к труду предполагает формирование у членов коллектива устойчивой внутренней потребности в добросовестном эффективном  труде, т.е. формирование внутренней положительной  мотивации.

Таким образом, в ценностно-нормативном  управлении трудовым поведением регулятивным элементом выступают ценности и  установки, в стимулировании потребности  и интересы. Здесь имеются в  виду не просто стимулы, а стимулы, в  максимальной степени адекватные интересам  работника. Только при этом условии  стимул может вызвать соответствующий  ему мотив, а последний желаемое поведение. Варианты трудового поведения  человека могут быть различными при  единых стимулах. И все же они  должны прогнозироваться и учитываться. Иногда самые, казалось бы, действенные  стимулы дают ничтожный результат  и наоборот. Например, незаменимому работнику обещают существенное повышение заработка за выполнение важной работы, однако его это не стимулирует, потому что в данный момент свободное время ему дороже, чем деньги, или же у него скопилось  много денег, а купить нечего. Любая  идея вызывает заинтересованное отношение  и успешно усваивается лишь тогда, когда она затрагивает интересы масс.

Интересы зависят от психических  качеств человека, его способностей, характера, образовательного и культурного  уровня, социального опыта, материальной обеспеченности. На их развитие могут  оказывать влияние коллективов, отдельные его члены, общество в  целом.

По уровню действенности различают  пассивные и активные интересы. Пассивные  это созерцательные интересы, при  которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта, например, любит свою работу, испытывает наслаждение при ее выполнении, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области.

Активные это действенные интересы, когда человек не ограничивается выполнением функциональных обязанностей, а действует, овладевая объектом интереса, совершенствует его. Активный интерес один из побудителей развития личности, формирования знаний, навыков, способностей и умения.

Есть люди с широкими, разносторонними  и глубокими интересами и с  широкими, но поверхностными, проявляют  любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко  не проникая в их сущность, бывают с  глубокими, но очень узкими интересами. Узость интересов в известной мере может ограничивать развитие личности. Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких, многосторонних интересов есть основной интерес, определяющий смысл жизни и важнейшие направления его деятельности.

По направленности различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный это интерес к самому процессу деятельности (к процессу труда, владению знаниями, творчеству), опосредованный к результатам деятельности (к  материальным результатам труда, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому  званию).

Правильное соотношение непосредственных и опосредованных интересов способствует активной и продуктивной деятельности. Если человеку нравится сам процесс  труда и он заинтересован в его результатах, то работает он с полной самоотдачей и добивается хороших успехов в труде. При этом человек испытывает положительные эмоции (радость, удовлетворенность), демонстрирует повышенную трудовую активность, работа выполняется им легко и продуктивно.

По содержанию различаются материальные, духовные и социальные интересы. Остановимся  подробнее на каждой из отмеченных разновидностей мотивационных интересов.

Материальные интересы проявляются  в стремлении приобрести материальные блага: удобное с комфортом жилище, вкусные продукты питания, красивую одежду и т.д.

Информация о работе Американский и японский методы управления персоналом