Административная концепция менеджмента. Характеристика классической школы (А. Файоль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:50, реферат

Описание

Вся история менеджмента была связана с двумя подходами к управлению фирмой. Первый из них устремлял внимание на управлении операциями, техническую сторону производственного процесса, другой – на управлении трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.
В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии и человеческих отношений;
школа науки управления (количественная школа).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Возникновение и развитие теории администрации………………………...4
Структура классической школы…..………………………………………..11
Теория А.Файоля и его принципы управления……………………………15
Современная концепция административного менеджмента……………...21
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 60.43 Кб (Скачать документ)

Тема: « Административная концепция менеджмента. Характеристика классической школы (А. Файоль)».

Введение……………………………………………………………………….......2

  1. Возникновение и развитие теории администрации………………………...4
  2. Структура классической школы…..………………………………………..11
  3. Теория А.Файоля и его принципы управления……………………………15
  4. Современная концепция административного менеджмента……………...21

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………..24

 

Введение.

«В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица»1.

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента  стало широко использоваться в 90-е годы в связи с переходом к системе управления, основанной на рыночных отношениях. Данный термин подчеркивал ориентированность коммерческих организаций, предприятий на  достижение максимального эффекта их деятельности при помощи  умелого планирования организации, мотивации, корректировки и контроля.

К началу XX века с развитием  капиталистического общества менеджмент выделяется в особую область знаний. Как любая наука,  менеджмент базируется в первую очередь на использовании исторического метода. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, именно в критические, судьбоносные для общества периоды жизни, в моменты поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития часто происходит обращение к истории. Очевидно, что анализ прошлого позволяет избежать ошибок, лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Вся история менеджмента  была связана с двумя подходами к управлению фирмой. Первый из них устремлял внимание на управлении операциями, техническую сторону производственного процесса, другой  –  на управлении трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

  1. школа научного управления;
  2. административная (классическая) школа;
  3. школа психологии и человеческих отношений;
  4. школа науки управления (количественная школа).

На каждом этапе становления  управленческой мысли открывались новые  идеи, выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических  процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и  как элемент системы, и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления  науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс  управления предприятием в целом. Созданная Анри Файолем административная   школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Определяя основные функции  бизнеса, теоретики - «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Цели данной работы: подробное изучение исследований основателя административной  школы А.Файоля; рассмотрение основных   концепций теории  администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

Задачи данной работы: выявить  вклад А. Файоля в развитие административной школы; рассмотреть развитие идей классической школы,и в настоящее время.

 

  1. Возникновение и развитие теории администрации.

Практика управления так  же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и догадки, основанные на более или менее достоверных суждениях и сведениях.

Среди ученых отсутствует  не только единое мнение относительно времени возникновения управления, но и единый подход к изучению истории его развития.

Одни авторы склонны рассматривать  историю управления исключительно  как череду четырех последовательно  сменявших друг друга школ. Они акцентируют свое внимание на отрезке времени с начала XX в. и до наших дней. В какой-то степени это правомерно. Ведь до XX в. даже прагматическое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса к способам и средствам руководства.

К числу вышеназванных  четырех школ менеджмента относятся:

  1. школа научного управления;
  2. административная (классическая) школа;
  3. школа психологии и человеческих отношений;
  4. школа науки управления (количественная школа).

В истории развития управления выделяют пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями.

Первая управленческая революция  в истории человеческого общества (примерно семь тысяч лет назад) характеризуется  как религиозно-коммерческая. Результатом  революции в древнейших обществах (Шумер, Египет, Аккада) явилась трансформация жрецов в религиозных функционеров, осуществляющих торговые операции, деловую переписку, коммерческие расчеты. Что удалось благодаря переформулированию  основополагающих религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна жертва символическая (подношение скота, ремесленных изделий и т. п.). Собираемая подобным образом с населения дань накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот.  Благодаря этому жрецы становились богатым и влиятельным классом. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы вели юридические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. В результате первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, постепенно превращаясь в особый социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая революция  в области управления произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского царя Хаммурапи  (1792–1750 гг. до н. э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения, состоящего из 285 законодательных актов. Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая свой социальный образ опекуна и защитника подданных, что было ценным нововведением. Таким образом, итогом второй управленческой революции явилось появление светской манеры управления, возникновение первой формальной системы регулирования управленческих отношений, зарождение первых ростков лидерского стиля. Поэтому данную революцию называют не иначе как светско-административной.

Третья, производственно-строительная управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правления древнего Вавилонского царя Навуходоносора второго. Этот правитель был автором проектов не только Вавилонской башни и висячих садов, но разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, в частности  ввел в практику применение цветных ярлыков для определения качества пряжи и зерна. Кроме того, подобный метод контроля позволял установить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что подобная практика существует  и в современной текстильной промышленности. Немало управленческих нововведений было внедрено в Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243–316 гг. до н. э.) и административная организация  Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии до н. э. Этот вклад весьма высоко оценивается  в таких областях менеджмента, как организация системы власти, формирование авторитета, специализация функций.

Четвертая управленческая революция  связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Если ранее открытия, обогащающие теорию и практику менеджмента, происходили спонтанно, через большие промежутки времени, то на данном этапе они стали регулярными событиями. Данная революция, по сути индустриальная, имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику менеджмента, чем все предшествующие ей. Создание современной системы акционерного капитала привело к отделению менеджмента от собственности (капитала) и зарождению профессионального управления. Владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, в результате вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную социально-экономическую силу.

Итак, началом четвертой  революции в управлении выступила буржуазная революция. Индустриальная революция доказала, что управленческие функции не менее важны, чем финансовая и техническая.

Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX — начале XX вв. Данная революция характеризуется приходом профессиональных менеджеров, что было следствием монополизации производства, появления предприятий-гигантов, в которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, привлекались образованные работники, понимающие свою роль и собственные возможности. В отмеченных условиях требовалось коренное изменение системы управления производством, требовалась научная основа управления, поскольку эмпирические знания обеспечить эффективного управления уже не могли: отсутствовали необходимые знания о закономерностях организации производства, оптимальной последовательности операций, режимах работы оборудования,  технических и иных стандартах, личных возможностях людей. Необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись (опыт индустриальной революции, достижения  экономики, социологии, психологии), но толчком для развития этого процесса и формирования подлинно научного менеджмента стали массовые эксперименты на промышленных предприятиях. Пионером в области таких исследований, экспериментов стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915).2

В соответствии с социальным подходом в истории развития управления можно выделить четыре основных этапа:

  • первобытнообщинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический.

Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель (например, строительство крупного сооружения), невозможность работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга (вследствие их значительной удаленности или большого числа) и т. п. На начальной стадии управление носило индивидуальный, если так можно выразиться персоналистский, характер, т. е. руководство деятельностью группы первобытных людей осуществлялось одним человеком — главой рода или вождем племени.

К рабовладельческому периоду развития относятся и первые попытки зафиксировать и систематизировать знания о управлении. В древнеегипетском манускрипте "Поучение Птаххотепа" (2000—1555 гг. до н. э.) содержатся советы и рекомендации по искусству управления, не потерявшие своей актуальности ив настоящее время. Особое внимание вопросам управления уделяли древние греки. Обосновывая необходимость специализации труда, Платон утверждал, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Он определял управление как науку об общем питании людей и считал, что оно должно базироваться на всеобщих разумных законах.

Переходным этапом от рабовладельческого к феодальному способу управления по праву можно считать общественный строй, существовавший у викингов в конце первого тысячелетия нашей эры. Низший слой общества у древних скандинавов составляли рабы, или сервы. Они выполняли самую грязную работу на фермах своих хозяев. Структура государственного управления более жестко регламентирована и централизована.

В рамках капиталистического этапа развития управления уже сегодня можно выделить целых четыре принципиально отличающихся друг от друга периода.

Первый период (1860-1890) получил название "промышленный капитализм". Это была эпоха специалистов по управлению производством. Среди теоретиков и практиков преобладало мнение, что только неограниченная здоровая конкуренция без вмешательства со стороны государства способна гарантировать нормальное функционирование экономики и обеспечить общество всеми необходимыми ресурсами, товарами и услугами. Недостаток такого подхода заключается в недостаточно внимательном отношении к финансовым аспектам бизнеса. Этот недостаток был устранен в течение второго периода развития капиталистического управления.

Второй период (1890—1933) обычно обозначают термином "финансовый капитализм". В это время доминировал финансист, который, не принимая непосредственного участия в процессе производства, был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами. Основополагающим стал принцип социального дарвинизма, утверждающий, что естественный отбор в социальной сфере является наилучшим способом достижения материального благополучия для общества в целом. Впоследствии злоупотребления финансовых магнатов приняли настолько крайние формы, что для устранения их антисоциальных последствий потребовалось срочное вмешательство государственной власти.

Третий период (1933—1950) носит название "национальный капитализм". Он характеризуется разработкой и реализацией большого числа правительственных программ в социальной и экономической сферах. Эта особенность характерна и для настоящего времени. Она выражается в деятельности правительства по регулированию развития и функционирования национальной экономики, а также поддержанию необходимого равновесия между частным и государственным сектором народного хозяйства.

Четвертый, современный период капиталистического этапа развития управления (с 1950 г. по настоящее время), известный как "управленческий капитализм", характеризуется широким распространением коллегиального управления. Все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском.

 

  1. Структура классической школы.

Информация о работе Административная концепция менеджмента. Характеристика классической школы (А. Файоль)