Административная (классическая) школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:30, доклад

Описание

Классическая, или админиcтративная школа в управлении (1920-1950 г.г.). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Работа состоит из  1 файл

Административная.docx

— 60.12 Кб (Скачать документ)

Административная (классическая) школа

     Классическая, или админиcтративная школа в управлении (1920-1950 г.г.). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

     Тейлор  и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

     Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она  исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

     Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией - разделения ее на подразделения или  рабочие группы в соответствии с  функциями бизнеса (финансы, производство и маркетинг). С этим было тесно  связано и определение основных функций управления. Главный вклад  Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

     Принципы  управления Анри Файоля:

     Разделение  труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при  тех же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

     Полномочия  и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность  есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает  ответственность.

     Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в  уважение к достигнутым соглашениям  между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач  руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо  применяемые санкции.

     Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

     Единство  направления. Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь  одного руководителя.

     Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

     Вознаграждение  персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

     Централизация. Как и разделение труда, централизация  является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

     Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд  лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое  высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической  системы без определенной необходимости  в этом, но было бы еще большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса

     Порядок. Место - для всего и все на своем  месте.

     Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты  и правосудия.

     Стабильность  рабочего места для персонала. Высокая  текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

     Инициатива. Инициатива означает разработку плана  и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

     Корпоративный дух. Союз — это сила. А она  является результатом гармонии персонала.

     Представители классической школы менеджмента

     Г. Эмерсон (1853-1931): исследования штабного принципа в управлении 12 принципов производительности: отчетливо поставленные цели; здравый смысл (организация производства не менее важна, чем техника); компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; эффективный учет; диспетчирование; нормы и стандарты; нормализация условий труда; нормирование операций; письменные, стандартные инструкции; вознаграждение за производительность.

     А. Файоль (1841-1925): классификация менеджмента по его функциональным признакам (функциям управления) – планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

     М. Вебер (1864-1920): теория идеального типа административной организации – «бюрократия».

     Л. Урвик: главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной  организации.

 
 

Создание принципиально  новой системы управления в  России,  адекватной

 рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей  построения  нового

общества.

 
 

       Еще Сократ утверждал, что главным   в  управлении  является  поставить

нужного человека на нужное место и добиться  выполнения  поставленных  перед

ним задач. [8,10].

 
 

       Управление   в  условиях  рынка   получило  название  менеджмента.  В

фундаментальном   оксфордском   словаре   английского    языка    менеджмент

определяется как  «способ (манера) обращения с  людьми,  власть  и  искусство

управления,  особого  рода  умение    и   административные   навыки,   орган

управления, административная единица.[6,3].

 
 

      В отечественной литературе и  практике понятие менеджмента  стало широко

использоваться  в 90-е  годы  в  связи  с  переходом  к  системе  управления,

основанной   на   рыночных    отношениях.    Данный    термин    подчеркивал

ориентированность   коммерческих  организаций,  предприятий  на   достижение

максимального эффекта  их деятельности  при  помощи  умелого   планирования,

организации, мотивации, корректировки и контроля.

 
 

      К началу XX века с развитием  капиталистического  общества   менеджмент

выделяется в  особую область знаний. Как любая  наука,  менеджмент  базируется

в первую очередь  на  использовании  исторического  метода.  Как  показывает

предшествующий  опыт  развития  многих  стран  мира,  именно  в  критические,

судьбоносные  для  общества  периоды  жизни,  в  моменты  поиска  выхода  из

сложившейся ситуации, новых путей развития   часто  происходит  обращение  к

истории. Очевидно, что анализ  прошлого  позволяет  избежать  ошибок,  лучше

понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее  развитие.

 
 

       Вся история менеджмента была  связана с двумя подходами   к  управлению

фирмой.  Первый  из  них  устремлял  внимание  на   управлении   операциями,

техническую сторону  производственного  процесса,  другой  – на  управлении

трудовыми  ресурсами,   прежде   всего   изучая   психологические   факторы,

мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

 
 

      В истории управления выделяют  следующие школы менеджмента:

 
 

      1. рационалистическая школа управления;

 
 

      2. классическая (административная) школа;

 
 

      3. школа человеческих отношений;

 
 

      4. бихевиористская школа;

 
 

      5. школа принятия управленческих  решений.

 
 

На каждом этапе  становления управленческой  мысли  открывались  новые  идеи,

выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических  процессов

на человеческие отношения.  Человек  в  организации  рассматривался   и  как

элемент  системы,    и   как   неповторимая   индивидуальность   со   своими

потребностями и  социальными проблемами. Но в самом  начале становления  науки

менеджмента  внимание  исследователей  устремлялось  на  процесс  управления

предприятием  в  целом.  Созданная   А.   Файолем   административная   школа

менеджмента,  отвечая  на  требования   времени,   изучила   управление   на

предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

 
 

       Целью  данной  работы  является   подробное   изучение   исследований

представителей  административной  школы;  рассмотрение  основных   концепций

теории  администрации, их значение и актуальность в настоящее  время.

 
 
 

                                  ГЛАВА 1.

 
 

                Предпосылки создания теории, ее  цели и задачи

 
 

       Прогресс  человеческой  культуры  отражается  на  всех  сферах  жизни

деятельности  общества   и,   прежде   всего,   на   способе   производства,

господствующем  в  нем  в  заданный  момент  времени.   Усложнение   способа

производства   отражается   и   на   организационных   формах,   в   которых

осуществляется  производственный процесс.  Если  на  ранних  этапах  развития

экономики  эти  организационные  формы  были  настолько   просты,   что   их

рассмотрение  не  вызывало   самостоятельного   научного   интереса   ни   у

исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то  начиная

со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых  европейских  стран

(Англии,   Франции,   Германии)   вступила   в   стадию   монополистического

капитализма,     вопросы     организационного     управления     приобретают

самостоятельное значение, причем интерес к ним  с тех пор стабильно  высокий.

К тому времени  организационное  управление  выделяется  как  самостоятельная

наука,  появляются  первые  теоретические  работы  в  этой  области  знаний,

возникают первые школы.

 

        Актуальность   проблем   организационного   управления   обусловлена

возможностью повышения  отдачи на вложенные ресурсы  путем  совершенствования

способа их соединения,  т.е.  организационной  структуры.  В  этой  связи  к

исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд,  капитал)

добавляется четвертый  – предпринимательские способности, которые  в  широком

смысле можно трактовать  как выгодные  свойства  организационной структуры

производственного  процесса.  Оказалось,  что  за   счет   совершенствования

организационной   структуры   можно    извлекать    прибавочную    стоимость

дополнительно к  результатам  использования  других  факторов  производства,

причем  не  только  не  повышая,  но  иногда  и  снижая   интенсивность   их

использования.

      Разработка проблем научного  управления,  развернувшаяся  в   начале  XX

столетия и сосредоточившая свое внимание  на  деятельности  и специализации

руководителя, столкнулась  с необходимостью  анализа  построения  и  создания

принципов функционирования организации в целом. Ответом  на  эту  потребность

практики  стали  работы  Анри  Файоля,  предложившего ряд   организационных

принципов, необходимых  для эффективного управления компанией.

       По  мнению  американских  историков   менеджмента,   Файоль   является

наиболее значительной фигурой в науке управления первой  половины  XX  в.  С

его именем  главным  образом связано возникновение  административной школы.

      Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19  лет

он окончил  Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи  французом

по  происхождению,  он  всю   жизнь   проработал   во   французском   горно-

металлургическом  синдикате  компании  «Комамболь»,  сначала   в   должности

инженера, а затем  – в главном управлении.  С  1888  по  1918  годы  он  был

управляющим  директором  синдиката.  В  момент  его   назначения   на   пост

генерального управляющего компания находилась на  грани  банкротства,  а  ко

времени его отставки (1918 г.)  стала  одним  из  самых  мощных,  славящихся

своими административными,  техническими  и  научными  кадрами  и  эффективно

работающих предприятий,  что  способствовало  укреплению  обороноспособности

Франции во время  первой мировой войны.

       Обобщая  свои   многолетние   наблюдения,   Файоль   создал   «теорию

администрации»  и достиг известности благодаря  своим идеям, которые,  однако,

были приняты  слишком  поздно.  Лишь  в  1916  был  опубликован  труд  Файоля

"Основные  черты   промышленной  администрации  -  предвидение,  организация,

распорядительство, координирование, контроль". Этот труд  -  основной  вклад

Файоля в науку об управлении.

       В отличие от школы научного  управления,  занимавшейся,  в   основном,

вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего,  представители

классической  школы  занялись  разработкой  подходов   к   совершенствованию

управления организацией в целом. Данный подход объясняется  тем,  что  Файоль

и его последователи  имели  опыт  работы  в  качестве  руководителей  высшего

Информация о работе Административная (классическая) школа