Управление заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности [6,с.167]. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Теоретические основы управления заемным капиталом______________5
1.1. Понятие и сущность заемного капитала_________________________5
1.2. Этапы управления привлечением заемных средств________________8
2. Анализ управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса»_16
2.1. Общая характеристика СХПК «им. Карла Маркса»______________16
2.2. Анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости___20
2.3. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности____________24
2.4. Общая оценка финансового состояния предприятия с целью определения кредитоспособности и возможности банкротства_____________________28
3. Рекомендации по управлению заемным капиталом на предприятии___41
Заключение___________________________________________________47
Список использованной литературы______________________________

Работа состоит из  1 файл

курсовая по фин мену.docx

— 150.69 Кб (Скачать документ)

Введение_________________________________________________________3

1. Теоретические  основы управления заемным капиталом______________5

1.1. Понятие  и сущность заемного капитала_________________________5

1.2. Этапы  управления привлечением заемных  средств________________8

2. Анализ  управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса»_16

2.1. Общая характеристика СХПК «им. Карла Маркса»______________16

2.2. Анализ  и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости___20

2.3. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности____________24

2.4. Общая  оценка финансового состояния  предприятия с целью определения  кредитоспособности и возможности  банкротства_____________________28

3. Рекомендации  по управлению заемным капиталом  на предприятии___41

Заключение___________________________________________________47

Список  использованной литературы______________________________48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Каждое  предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную  деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы  предприятие закупает на рынке или  у других предприятий по договорам  сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает  своим работникам заработную плату, несёт расходы по освоению новой  продукции, всё это представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил  название «заемные средства». Эффективная  финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств.

В условиях рыночных отношений заемные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.

Управление  заемными средствами имеет большое  значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так  и для небольших компаний, у  которых краткосрочные обязательства  являются основным источником финансирования.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на предприятиях разных отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и  эффективным использованием заемных  средств является одной из важнейших  функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной  деятельности.

Привлечение заемных средств - довольно распространенная практика. С одной стороны, это  фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.

С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заемных средств  широко практикуется при агрессивной  политике финансирования. Величина и  эффективность использования заемных  средств - одна из главных оценочных  характеристик эффективности управленческих финансовых решений. В целом, хозяйствующие  субъекты, использующие кредит, находятся  в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность  кредита, использование последнего обеспечивает повышение рентабельности предприятия.

Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом.

Объект  исследования курсовой работы - СХПК«им. Карла Маркса».

Цель  работы - проанализировать управление заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса».

Задачи  данной курсовой работы состоят в  следующем:

1. Теоретически  изучить управление заемным капиталом.

2. Дать  анализ деятельности предприятия  в целом.

3. Провести  анализ управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса».

4. Дать  рекомендации по совершенствованию  управления заемным капиталом.

Информационной  базой данной работе является: статистический материал, формы бухгалтерского баланса за 2008г, 2009г, постановления и законодательные акты правительства РФ. 
 
 

1. Теоретические  основы управления заемным капиталом

1.1 Понятие  и сущность заемного капитала

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия  осуществляется за счет собственных  и заемных средств. К собственным  источникам финансовых ресурсов на действующих  предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка  от реализации выбывшего имущества. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует  соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.

Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая  не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого  кредита или эмиссионного займа  на основе возвратности [6,с.167]. Необходимость  привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным  расчетом потребности в оборотных  средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле - собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств - это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений - величина и эффективность использования заемных средств.

Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.

Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит  в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства  владельцев, посредством расширения дела. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам  потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие  на ноги, вы не избавитесь от необходимости  иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или  обновить производственные мощности и  оборудование.

Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в  долг. В использовании заемных  денег для извлечения прибыли  проявляется действие механизма  заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в  производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем  самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.

Заимствование осложняется тем, что имеет множество  источников, и с каждым из них  связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового  менеджера - найти такое сочетание  источников финансирования, которое  имело бы наименьшую цену. Процесс  этот динамичный, поскольку изменение  экономических условий сказывается  и на стоимости кредита.

Помимо  поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства  компаний потенциальных статей расхода  множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать  такую методику отбора, которая позволила  бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям  организации[10,с.253]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Этапы  управления привлечением заемных  средств

Политика  привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам:

1. Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных  средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться  соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения  кратко- и долгосрочных оборотных  и внеоборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного (коммерческих) кредитов. Эти  условия анализируются с позиций  их соответствия конъюнктуре финансового  и товарного рынков.

На пятой  стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах[13, с.388].

2. Определение  целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним  из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части  оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать  полную эту часть оборотных активов  за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или  полностью финансируется за счет заемных средств[8, с.471];

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия ( новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.

Информация о работе Управление заемного капитала