Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:59, курсовая работа

Описание

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств.
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, не принадлежащая ему, но привлеченная на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа; совокупность денежных средств и другого имущества (товарных, материальных и нематериальных активов), привлекаемых предприятием на основе возвратности.

Содержание

1. Управление заемным капиталом 5
1.1. Понятие заемного капитала 5
1.2. Политика привлечения заемных средств 6
1.3. Роль финансового рычага в управлении заемными средствами 13
2. Диагностика финансового состояния предприятия 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Расчет финансовых коэффициентов 18
2.3. Рекомендации по стабилизации финансового состояния на предприятии 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)


33

 

 

 

 

Регистрационный № _______

«____» ____________ 20 г.

 

Курсовая работа

 

по дисциплине   Финансовый менеджмент                                                                         

Тема работы       Управление заемным капиталом                                                               .

.

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил студент группы

факультета

                .        

                                                                                                                        фамилия

             .

                                                                                                                                       имя, отчество

                                                                           Домашний адрес

.

             .

Телефон   .

                                     Руководитель

                              д.э.н., профессор.         

                                                                                                       ученая степень, звание

           .

                                                                                                        фамилия, имя, отчество

                                                                            Оценка ______________________

«___» _____________20г.

Подпись _____________________

 

 

 

Барнаул 20

 

Содержание

1.              Управление заемным капиталом

1.1. Понятие заемного капитала

1.2. Политика привлечения заемных средств

1.3. Роль финансового рычага в управлении заемными средствами

2. Диагностика финансового состояния предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Расчет финансовых коэффициентов

2.3. Рекомендации по стабилизации финансового состояния на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств.

Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, не принадлежащая ему, но привлеченная на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа; совокупность денежных средств и другого имущества (товарных, материальных и нематериальных активов), привлекаемых предприятием на основе возвратности.

Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.

В практике бухгалтерского учета заемные средства (кредиты банков и прочие займы) и кредиторская задолженность (в том числе перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом, по полученным авансам и прочим кредиторам) отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств (т.е. всей совокупности привлекаемых средств) и в узком смысле – собственного финансового кредита.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на предприятиях разных отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.

Привлечение заемных средств – довольно распространенная практика. С одной стороны, это фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.

С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заемных средств широко практикуется при агрессивной политике финансирования. Величина и эффективность использования заемных средств – одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений. В целом, хозяйствующие субъекты, использующие кредит, находятся в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность кредита, использование последнего обеспечивает повышение рентабельности предприятия. 

Целью курсовой работы является: выяснить, что представляет собой управление заемным капиталом на примере ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха».

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

1.      Изучить понятие заемного капитала;

2.      Исследовать политику привлечения заемных средств;

3.      Определить роль финансового рычага в управлении заемными средствами;

4.      Провести диагностику финансового состояния на предприятии.

Предметом является финансовые отношения, возникающие по поводу управления заемным капиталом.

Объектом исследования является предприятие ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха».

     Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы являлись научные труды российских и зарубежных авторов, а также материалы периодических изданий, интернет, формы бухгалтерского баланса ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», нормативно-правовые акты.

     Общие вопросы управления заемным капиталом освещены в работах И.А. Бланка, В.В. Ковалева, А.Г. Каратуева.



33

 

1.     Управление заемным капиталом

1.1. Понятие заемного капитала

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала. поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал [6].

Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.

Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла [19].

1.2. Политика привлечения заемных средств

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие этапы:

1.Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования),  при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4.Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.

Информация о работе Управление заемным капиталом