Формирование и оценка конкурентоспособности товаров (на примере шампуней)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Содержание

Введение 3
Глава1. Основы конкурентоспособности товаров 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции 5
1.2 Параметры конкурентоспособности продукции 7
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции 10
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции компании "Негоциант Стандарт" (на примере косметического шампуня Рantene PRO-V) 13
2.1 Общая характеристика компании "Негоциант Стандарт" 13
2.2 Основные характеристики косметического шампуня Pantene PRO-V 15
2.3 Анализ конкурентоспособности косметических шампуней Pantene Pro-V 18
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности товара 21
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспособность_курсовая.docx

— 94.73 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Формирование  и оценка конкурентоспособности  товаров (на примере шампуней) 

 

      Содержание 

Введение 3

Глава1. Основы конкурентоспособности товаров 5

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции 5

1.2 Параметры конкурентоспособности продукции 7

1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции 10

Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции компании "Негоциант Стандарт" (на примере косметического шампуня Рantene PRO-V) 13

2.1 Общая характеристика компании "Негоциант Стандарт" 13

2.2 Основные характеристики косметического шампуня Pantene PRO-V 15

2.3 Анализ конкурентоспособности косметических шампуней Pantene Pro-V 18

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности товара 21

Заключение 23

Список литературы 24 
 

 

     

     Введение

     В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

     Готовая продукция — конечный продукт  производственного процесса предприятия.

     Выпуск  конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

     Торговые  предприятия не только производят продукцию  в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

     Предприятиям  необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений для обеспечения конкурентоспособности, как товара, так и предприятия, которое производит этот товар.

     Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

     Целью данной работы является определение  и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.

     Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих исследовательских задач:

  1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
  2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
  3. Оценить уровень конкурентоспособности компании Procter & Gamble на примере шампуня Pantine Pro-V. Объектом исследования является компании Procter & Gamble. Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.
  4. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данной компанией.

 

     

     Глава1. Основы конкурентоспособности товаров

     1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции

     Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

     В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений конкурентоспособности.

     Так, в один из источников предлагает следующее определение конкурентоспособности: "...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов". [3]

     Словари дают следующие толкования этого  слова:

     1) "...свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений." [1];

     2) "Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой - ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса." [4].

     Конкурентоспособность — более высокое по сравнению  с товарами-заменителями соотношение  совокупности качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

     Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей  цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность  вообще. Например, отсутствие вспышки  у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

     Помимо  требований к товару, выдвигаемых  каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм — изготовителей данной продукции; патентной документацией.

     Если  хотя бы одно из требований не будет  выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

     Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого  положения.

     1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

     2. Покупатель — главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.

     3. Как известно, каждый рынок характеризуется  "своим" покупателем. Поэтому  изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это работа в условиях рынка, ориентированная на:

  • понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

     Конкурентоспособность товара, это важнейшая составляющая успеха фирмы. Существует много подходов к определению понятия и сущности конкурентоспособности. Но в самой компании, уже при создании проекта самого товара необходимо учитывать все аспекты и факторы, при которых данный товар будет иметь успех у покупателей больший, чем товар конкурентов. Именно набор таких факторов и степень их значимости будут определять позицию товара на рынке.

     1.2 Параметры конкурентоспособности продукции

     Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

     Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

     Потребительные  параметры характеризуют следующие  свойства:

  • параметры назначения;
  • параметры качества (в том числе, с точки зрения потребителя);
  • эргономические параметры;
  • эстетические и нормативные параметры;
  • имидж товара, его известность, торговую марку и т.п.

Информация о работе Формирование и оценка конкурентоспособности товаров (на примере шампуней)