Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Технико-экономический анализ деятельности предприятия – комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования. Предметом технико-экономического анализа деятельности предприятия являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия. Цель технико-экономического анализа: выполнение технико-экономического анализа основных показателей работы полиграфического комбината «Полиграф–Н», выявление причин неэффективного использования ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика исследуемого предприятия 4
2. Экономический анализ хозяйственной деятельности 6
2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов) 6
2.2. Анализ производства и реализации продукции 15
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы 25
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции 34
2.5. Анализ финансовых результатов 40
2.6. Анализ финансового состояния предприятия 45
3. Основные направления развития предприятия 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 58

Работа состоит из  1 файл

МаркеловаМН106вариант 12.docx

— 166.62 Кб (Скачать документ)
 

   Из  таблицы  видно, что за отчетный период произошло снижение выручки от реализации продукции на 12 млн. руб., однако, также общая себестоимость увеличилась на 1,4% (6 млн. руб.), что отрицательно сказалось на величине прибыли от продаж. За счет уменьшения операционных и внереализационных расходов не удалось сгладить снижение внереализационных доходов на 25%. В итоге чистая прибыль на конец отчетного периода снизилась на 16,8 млн. руб. (13,1%), что выше снижения выручки от реализации (2,1%).

    2. Исследование структуры  соответствия показателей 

    и их изменений

   Исследование  структуры показателей и их изменения  носит название вертикального анализа. Он позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения. Вертикальный анализ финансовых результатов приведен в таблице 34.

   Таблица 34

   Вертикальный  анализ финансовых результатов

Показатель Предыдущий  период, % Отчетный период, % Изменение,%
Выручка от реализиации 100,00% 100,00% 0,00%
Себестоимость продукции 72,73% 75,36% 2,63%
Прибыль от продаж 27,27% 24,64% -2,63%
Операционные  доходы 3,67% 4,29% 0,61%
Внереализационные доходы 6,29% 4,82% -1,47%
Операционные  расходы 2,62% 2,32% -0,30%
Внереализационные расходы 6,64% 6,61% -0,04%
Налог на прибыль 5,59% 4,96% -0,63%
Чистая  прибыль 22,38% 19,86% -2,52%
 

   На  основании вертикального анализа  можно сделать вывод о том, что себестоимость продукции составляет наибольший удельный вес в выручке от реализации, причем ее доля за отчетный период увеличилась на 2,63 % и составляет 75,36%. Значительно сократилась доля внереализационных доходов (на 1,47%), что может быть связано со стабилизацией внешней среды. Снижение удельного веса чистой прибыли в выручке на 2,54% связано в первую очередь с увеличением удельного веса себестоимости, поэтому с целью увеличения доли чистой прибыли имеет особое значение сократить долю себестоимости в выручке в следующем отчетном периоде.

      3. Исследование влияния  факторов на прибыль

   Прибыль от продаж зависит от трех факторов:

  • количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры;
  • уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры;
  • уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции (необходимо использовать средние цены на единицу продукции).

   Для оперативного управления организацией необходим экспресс-анализ бухгалтерской отчетности (форма №2). Основная задача экспресс-анализа отчета о прибылях и убытках - определить факторы, оказавшие наибольшее влияние на показатели прибыли компании, а также наметить направления для дальнейшего более углубленного анализа. Данные для анализа приведены в таблице 35. 
 
 

   Таблица 35

   Результирующие  показатели деятельности предприятия

Показатели За предыдущий период За отчетный период
Выручка от реализации, тыс. руб. 572 000,00 560 000,00
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. 416 000,00 422 000,00
Прибыль от продаж, тыс. руб. 156 000,00 138 000,00
Индекс  цен отчетного периода к предыдущему 1,00 1,14
Отчетный  объем реализации продукции в ценах предыдущего периода   491 228,07
 

   1) Влияние на прибыль изменения объема продаж:

   ∆П(q) = П0×( - 1) = 156 000,00* ( - 1) = - 22 028,71 тыс. руб.

   2) Влияние на прибыль изменения  полной себестоимости продаж:

   ∆П(s) = -(∑q1s1-∑q1s0) = -(422 000,00 – (491 228,07/572 000,00)*416 000,00) = - 64 743,22 тыс. руб.

   Это качественный фактор, его влияние по методу цепных подстановок рассчитывается при отчетном значении количественного фактора.

   3) Влияние на прибыль изменения  цен реализуемой продукции:

   ∆П(p) = ∑q1p1-∑q1p0 = 560 000,00 – 491 228,07 = 68 771,93 тыс. руб.

   Это качественный фактор, его влияние  подсчитывается по методу цепных подстановок  при отчетном значении количественного  фактора.

   ∆П = ∆П(q) + ∆П(s) + ∆П(p)= -  22 028,71 - 64 743,22 + 68 771,93 = 

   = -18 000,00 тыс. руб.

   Из  проведенного анализа можно сделать  следующие выводы:

  • За отчетный период произошло снижение прибыли от продаж на 18 млн. руб.  Большее влияние на снижение прибыли оказало увеличение себестоимости продукции (на 1,4%), это может быть связано с ростом постоянных издержек на единицу продукции.
  • Снижение объема продаж на 12 млн. руб. также отрицательно сказалось на величине прибыли в отчетном периоде и привело к ее уменьшению на 68 771,93 тыс. руб., для изменения сложившейся ситуации предприятию  следует наладить сбытовую деятельность и активно вести поиск новых заказов.
  • Повышение уровня цен в среднем на 21% по отношению к предыдущему периоду позволило сгладить негативное влияние предыдущих факторов, и прибыль увеличилась на 68 771,93 тыс. руб.
 

   2.6. Анализ финансового состояния предприятия

   Финансовая  отчетность предприятия — это  наиболее объективный источник информации о предприятии и эффективности его деятельности, который доступен менеджерам, инвесторам и конкурентам.

   Анализ  данных прошлых периодов — это  первый шаг в определении финансовой стратегии предприятия и установлении четких задач на будущее. Такой анализ создает некоторый контроль над деятельностью предприятия в будущем6.

   Финансовое  состояние предприятия – это  совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.

   Целью финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия для выявления возможностей повышения эффективности его функционирования.

   Задачами  анализа финансового состояния являются:

  1. Объективная оценка финансовой устойчивости;
  2. Определение факторов, воздействующих на финансовую устойчивость;
  3. Выявление резервов повышения эффективности оборотного капитала, обеспечивающего платежеспособность и поддерживающего финансовую независимость;
  4. Разработка конкретных управленческих решений, направленных на укрепление финансовой устойчивости.

   Финансовое  состояние является результатом  взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов7.

   Для данного анализа будем использовать методику, разработанную Лавреновой Г.А. и пр. в учебном пособии «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

   1. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

   Ликвидность – это способность предприятия  оперативно превратить свои активы в  денежные средства, необходимые для  нормальной финансово-хозяйственной  деятельности и погашения обязательств предприятия.

   Платежеспособность  – способность лица полностью  выполнить свои обязательства по платежам, исходя из наличия у него денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения покрывают его краткосрочные обязательства.

   Ликвидность и платежеспособность предприятия  характеризуются рядом показателей:

   1. Маневренность функционального  капитала – показывает ту часть  собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Она рассчитывается по формуле:

   ,

   где ДС – денежные средства, СОС –  собственные оборотные средства

   В предыдущем году значения МФК составили: 0,397- на начало года и 0,976 на конец года. В отчетном году – 0,976 и 0,739 соответственно на начало и конец года.

   2. Коэффициент текущей ликвидности  (коэффициент покрытия) характеризует общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на 1 рубль текущих обязательств. Рассчитывается по формуле:

   ,

   где ОбС – оборотные средства предприятия, КО – краткосрочные обязательства.

   Критическое нижнее значение КТЛ равно 2.

   Значение  коэффициента текущей ликвидности  в предыдущем году:

   - на начало года: 1,65

   - на конец года: 2,025

   Значение  коэффициента текущей ликвидности  в отчетном году:

   - на начало года: 2,025

   - на конец года: 2,188

   КТЛ в начале предыдущего периода был ниже критического уровня, но уже на конец того же периода положение предприятия нормализовалось и данный показатель стал выше нормативного значения, следовательно активы предприятия достаточно ликвидны.

   3. Коэффициент быстрой ликвидности.  При расчете этого показателя  из оборотных средств вычитается  менее ликвидная часть текущих  запасов – производственные запасы (ПЗ). Рассчитывается коэффициент  быстрой ликвидности по формуле:

   ,

   где ПЗ – производственные запасы.

   Нижнее  значение КБЛ равно 1.

   Значение  коэффициента быстрой ликвидности  в предыдущем периоде:

   - на начало года: 0,346

   - на конец года: 0,799

   Значение  коэффициента быстрой ликвидности  в отчетном периоде:

   - на начало года: 0,799

   - на конец года: 0,992

   Значения  данного коэффициента ниже порогового уровня. Это значит, что наиболее ликвидной части оборотных средств  (денежных средств, текущих финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности) не хватит, чтобы покрыть краткосрочные обязательства. При анализе этого показателя наблюдается положительная тенденция: значение коэффициента стабильно растет и приближается к пороговому уровню.

Информация о работе Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»