Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Технико-экономический анализ деятельности предприятия – комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования. Предметом технико-экономического анализа деятельности предприятия являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия. Цель технико-экономического анализа: выполнение технико-экономического анализа основных показателей работы полиграфического комбината «Полиграф–Н», выявление причин неэффективного использования ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика исследуемого предприятия 4
2. Экономический анализ хозяйственной деятельности 6
2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов) 6
2.2. Анализ производства и реализации продукции 15
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы 25
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции 34
2.5. Анализ финансовых результатов 40
2.6. Анализ финансового состояния предприятия 45
3. Основные направления развития предприятия 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 58

Работа состоит из  1 файл

МаркеловаМН106вариант 12.docx

— 166.62 Кб (Скачать документ)
 

   Из  таблицы 30 видно, что основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.

   В отчетном периоде доля материальных затрат и амортизации возросла по сравнению с прошлым годом на 1%, доля затрат на оплату труда и отчисления снизилась на 1%, удельный вес прочих затрат не изменился.

   Группировка расходов по элементам позволяет  осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельных видов нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого, национального и народнохозяйственного уровня (в частности, для исчисления величины создаваемого в промышленности национального дохода).

2. Анализ затрат  на рубль товарной  продукции

   Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  товарной продукции, который выгоден  тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

   Таблица 31

   Анализ  затрат на рубль объема продукции  по экономическим затратам

Показатель Предыдущий  год Отчетный год Отклонение
Выручка от реализации, млн. руб. 572,00 560,00 -12,00
Прибыль от продаж, млн. руб. 156,00 138,00 -18,00
Затраты,всего: 416,00 422,00 6,00
а) материальные затраты 212,16 219,44 7,28
б) затраты на оплату труда 99,84 97,06 -2,78
в) отчисления на социальные нужды 37,44 33,76 -3,68
г) амортизация основных фондов 58,24 63,30 5,06
д) прочие расходы 8,32 8,44 0,12
Затраты на 1 рубль продукции, всего руб. 0,73 0,75 0,03
В том числе:      
а) материалоемкость продукции 0,37 0,39 0,02
б) зарплатоемкость продукции 0,24 0,23 -0,01
в) амортизациоемкость 0,10 0,11 0,01
г) прочие удельные затраты 0,01 0,02 0,01

   Из  данных таблицы следует, что затраты  на рубль объема продукции в отчетном периоде по сравнению с базовым  увеличились в целом на 3 коп., в том числе из-за увеличения материалоемкости продукции на 2 коп., амортизациоемкости на 1 коп. и прочих затрат на рубль объема продукции на 1 коп. На снижение удельных затрат повлияло уменьшение зарплатоемкости продукции на 1 коп.

   Затраты на рубль товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменения переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшится за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Уровень инфляции в отчетном периоде составил 14%.

Отчетный  объем продукции, выраженный в базисных ценах составит:

560 млн.  руб ÷ 1,14 = 491,23 млн. руб.

Отчетная  себестоимость продукции, выраженная в базисных ценах составит:

422 млн.  руб. ÷ 1,14 = 370 ,18 млн. руб.

   Непосредственно влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывает 3 фактора:

    • натуральный объем выпущенной продукции;
    • себестоимость отдельных видов продукции;
    • цена единицы продукции.
 

   ∆ З (N) = - = 370,18/491,23 – 416/572 = 2,63 %;

   ∆ З (C) = - = 422/491,23 – 370,18/491,23 = 10,55%;

   ∆ З (P) = - = 422/560 – 422/491,23 = -10,55%.

   ∆ З = ∆ З (N) + ∆ З (C) + ∆ З (P) = 2,63%.

   Общий уровень затрат на рубль товарной продукции увеличился на 2,63%, что напрямую связано с изменением объема реализованной продукции, влияние себестоимости и цен оказывают взаимообратное влияние.

   3. Анализ эффективности использования производственных ресурсов

   Взаимосвязь себестоимости и эффективности  использования производственных ресурсов устанавливается с помощью разложения обобщающих показателей затрат на рубль объема продукции по элементам затрат (Таблица 32).

   Таблица 32

   Влияние эффективности использования производственных ресурсов на изменение себестоимости  продукции и прибыли

Факторы Изменение затрат на рубль

объема  продукции,коп

Изменение полной

себестомости, млн. руб.

Изменение

прибыли, млн. руб.

расчет результаты
Повышение материалоемкости 0,02 0,02*491,23 10,29 -10,29
Снижение  зарплатоемкости -0,01 -0,01*491,23 -3,14 3,14
Повышение амортизациеёмкости 0,01 0,01*491,23 5,51 -5,51
Повышение прочих удельных  затрат 0,00 0,01*491,23 0,26 -0,26
Итого 0,03 - 12,92 -12,92

 

   В целом за счет за счет ухудшения использования ресурсов в организации сумма прибыли уменьшилась на 12,9 млн. руб. в основном за счет повышения материалоемкости, амортизациоемкости продукции и прочих удельных затрат. В данном случае главные ресурсы увеличения прибыли заключаются в снижении зарплатоемкости продукции. 

   4. Определение резервов снижения себестоимости

   Основными источниками резервов снижения себестоимости  промышленной продукции являются:

   1) увеличение объема ее производства  за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

   2) сокращение затрат на ее производство  за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

   Резервы увеличения производства продукции  выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий. 

   2.5. Анализ финансовых результатов

   Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

   Целью анализа прибыли как конечного результата является поиск резервов увеличения массы прибыли и повышения эффективности деятельности.

   Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

    1. Анализ изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
    2. Исследование структуры соответствия показателей и их изменений;
    3. Исследование влияния факторов на прибыль.

   Основными источниками информации при анализе  финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

    1. Анализ изменений  каждого показателя  за текущий 

    анализируемый период

   Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

   Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

   Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

   Простейшим  из приемов анализа изменении  показателей является горизонтальный анализ. Он предполагает сравнение показателей одного года с показателями другого. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В его основе лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей и статей отчета о финансовых результатах.

   Горизонтальный  анализ финансовых результатов приведен в таблице 33.

   Таблица 33

   Изменение основных показателей финансовых результатов

Показатель Предыдущий  период, млн. руб. Отчетный период, млн. руб. Изменение, млн. руб. Темп роста, %
Выручка от реализиации 572,00 560,00 -12,00 97,9%
Себестоимость продукции 416,00 422,00 6,00 101,4%
Прибыль от продаж 156,00 138,00 -18,00 88,5%
Операционные  доходы 21 24 3,00 114,3%
Внереализационные доходы 36 27 -9,00 75,0%
Операционные  расходы 15 13 -2,00 86,7%
Внереализационные расходы 38 37 -1,00 97,4%
Налог на прибыль 32 27,8 -4,20 86,9%
Чистая  прибыль 128,00 111,20 -16,80 86,9%

Информация о работе Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»