Стратегический анализ конкурентной среды на примере ООО ПТК «Леди-Прима»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ПТК «Леди-Прима»
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ на основе стратегических факторов в современной литературе;
2. Изучить конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы;
3. Проанализировать деятельность фирмы на примере ООО ПТК «Леди-Прима»;
4. Разработать методику совершенствования системы управления ООО ПТК «Леди-Прима».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентной среды 5
1.1 Понятие стратегического анализа конкурентной среды и его особенности…… ……………………………………5
1.2 Необходимость анализа конкурентного положения и информация, необходимая для анализа конкурентов 8
1.3 Методики анализа конкурентоспособности……………………………..11
1.4 Этапы проведения анализа конкурентной среды…………………….…14
ГЛАВА 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Леди-Прима» 19
2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «Леди-Прима»…………………………………………………19
2.2 Анализ конкурентной среды……………………………………………...22
2.3 SWOT-анализ ООО «Леди-Прима» 25
2.4 Матрица Томпсона и Стрикленда……………………………………..…30
Рекомендации……………………………………………………………………35
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Бунина М. Стратегический анализ конкурентной среды..docx

— 87.52 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Южно-Уральский профессиональный институт»

 

 

 

кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

Стратегический  анализ конкурентной среды

(на примере  ООО ПТК «Леди-Прима»)

 

 

 

 

Студентки гр. МО-1-07,

факультета управления и                     ___________________ М.В. Буниной информационных технологий           «__»______________  2011

 

 

 

Руководитель 

доцент, к.п.н                                     ___________________ Л. Г. Колесникова

                                                              «__»______________  2011

 

 

 

 

Челябинск - 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

       ГЛАВА 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентной среды 5

   1.1 Понятие стратегического анализа конкурентной среды и его особенности…… …………………………………………………………………5

1.2 Необходимость анализа конкурентного положения и информация, необходимая для анализа конкурентов 8

   1.3 Методики анализа конкурентоспособности……………………………..11

   1.4 Этапы проведения анализа конкурентной среды…………………….…14

        ГЛАВА 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Леди-Прима» 19

2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «Леди-Прима»…………………………………………………………………………19

   2.2 Анализ конкурентной среды……………………………………………...22

2.3 SWOT-анализ ООО «Леди-Прима» 25

   2.4 Матрица Томпсона и Стрикленда……………………………………..…30

Рекомендации……………………………………………………………………35

Заключение 36

Список использованных источников 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных  условиях усиление внутренней конкуренции  и конкуренции со стороны иностранных  производителей на рынке домашнего текстиля вынуждает местные фирмы искать новые механизмы и рычаги воздействия на потребителя с целью завоевания их лояльности и доверия. Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Стратегический анализ конкурентной среды организации (на примере ООО ПТК «Леди-Прима»).

В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто  возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями  и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без  ответов.

Цель курсовой работы заключается  в проведении стратегического анализа  конкурентной среды ООО ПТК «Леди-Прима»

Объектом исследования является стратегический анализ конкурентной среды предприятия.

Предметом исследования является процесс анализа конкурентной среды предприятия на примере ООО ПТК «Леди-Прима».

В соответствии с целью  ставились и решались следующие  задачи:

1. Провести  теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ на основе стратегических факторов в современной литературе;

2. Изучить конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы;

3. Проанализировать деятельность фирмы на примере ООО ПТК «Леди-Прима»;

4. Разработать методику совершенствования системы управления ООО ПТК «Леди-Прима».

Теоретической основой исследования явились идеи и положения в  области стратегического управления М. Э. Портера «Конкуренция», О. С. Виханского «Стратегическое управление», М. Х. Мескона «Основы менеджмента», А.А. Томпсона, А. Дж Стрикленда «Стратегический менеджмент» и т.д.

Курсовая работа осуществлялась на базе ООО ПТК «Леди-Прима». Всего исследованием охвачено более 300 сотрудников.

Курсовая работа имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая - уточнены ведущие понятия исследования: «конкуренция», «конкурентная среда», «стратегический анализ».

Практическая - предложенные рекомендации позволят улучшить оценку бренда «Леди-Прима» целевой аудиторией.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты

    1. Современные трактовки понятий: конкуренция, конкурентная среда, стратегический анализ

 

 

В настоящее время в управленческой науке и практике не в полной мере упорядочена и систематизирована  терминология, освещающая сущность конкуренции. В научной, управленческой наук феномен  конкуренции трактуется по-разному (табл.1).

Таблица 1

Современные трактовки понятия «конкуренция»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

А.А. Томпсон, А. Дж Стрикленд

Конкуренция - динамический процесс; условия конкуренции постоянно меняются в зависимости от действий компаний и их контрдействий, и основной удар перемещается с одних средств конкурентной борьбы на другие.

Конкуренция - динамический процесс

Уч. В.А. Баринов, В.Л. Харченко

Конкуренция  - это экономическая  борьба между производителями за право получения большей прибыли.

 

 

Конкуренция в самом общем  смысле - это борьба между производителями  за предпочтения потребителей.

Конкуренция  - это экономическая  борьба

 

Конкуренция - это борьба между производителями

Уч. А.Л. Гапоненко,

А.П. Панкрухин

Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции.

Конкуренция - это процесс борьбы организаций

Борисов А.Б.

Конкуренция  - состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция  - состязание между экономическими субъектами


 

Анализ данных представленной табл. 1 позволяет сделать  следующие выводы:

- трактовки понятия «конкуренция» в отечественной управленческой литературе неоднозначны;

- экономическим процессом борьбы считают конкуренцию А.Л. Гапоненко,

А.П. Панкрухин,  В.А. Баринов, В.Л. Харченко, Борисов А.Б.;

- А.А. Томпсон, А. Дж Стрикленд отмечают, что конкуренция – это динамический процесс.

 

Так же следует  проанализировать трактовку понятия  «стратегический анализ».

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

Наумов А.И.

Стратегический анализ – это прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики.

Стратегический анализ – это прогнозно-аналитические исследования

И. Ансофф /2/

Стратегический анализ - является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Стратегический анализ - основной элемент стратегического планирования

А.П. Егоршин

Стратегический анализ внешней и внутренней среды - важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития компании.

Стратегический анализ - важнейший этап разработки

Уч. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.

Стратегический анализ - это систематический  процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных  повлиять на выбор и осуществление  стратегии, а также на рыночные позиции  компании.

Стратегический анализ - это систематический  процесс





Таблица 2

Современные трактовки понятия «стратегический  анализ»

 

Анализ данных представленной табл. 2 позволяет сделать вывод, что трактовки понятия «стратегический  анализ» в управленческой литературе отражают сходства различных авторов: стратегический анализ является основным этапом стратегического процесса, основой  разработки стратегии.

 

Таблица 3

Современные трактовки понятия «конкурентная  среда»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

Фатхутдинов Р.А.

 

 

Конкурентной средой на отдельном  рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих  субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения  прибыли.

Конкурентная среда - это совокупность факторов

Ф. Хайек

В широком смысле конкурентная среда - это пространство жизнедеятельности  субъектов рыночной экономики. При  этом отношения конкуренции являются исходными и пронизывающими все  остальные связи.

Конкурентная среда - это пространство жизнедеятельности

Борисов А.Б.

Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и

социальной инфраструктуры.

Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей

Юданов А.Ю.

Конкурентная среда является частью микросреды предприятий, поскольку  характер конкуренции в отрасли  основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя  силы конкуренции.

Конкурентная среда - это часть микросреды предприятий

Виханский О.С.

Конкурентная среда - это среда, формирующаяся  внутриотраслевыми конкурентами, производящими  аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.

Конкурентная среда – это среда, формирующаяся внутриотраслевыми конкурентами




 

Анализ данных трактовок  позволяет понимать под конкурентной средой иерархию контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и социальной инфраструктуры. 



 Конкурентная среда является частью микросреды организации, поскольку характер конкуренции в отрасли основывается на взаимодействии конкурентов, поставщиков, покупателей, образуя силы конкуренции.

Таким образом, по результатам  теоретического исследования можно  сделать следующие выводы:

1. Конкуренция  - это борьба между производителями за предпочтения потребителей.

2. Конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и социальной инфраструктуры.



3. Стратегический анализ - это прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики.

 

    1. Необходимость анализа конкурентного положения и информация, необходимая для анализа конкурентов

 

 

Анализ конкурентного  положения фирмы является важным дополнением анализа объема продаж, поскольку он позволяет сравнить результаты деятельности фирмы с  результатами конкурентов. Основным показателем, анализируемым при этом, является удельный вес фирмы и конкурентов  в общем объеме продаж. При негативном изменении данного показателя необходимо выявить причины такого положения и предложить соответствующие меры по их устранению [4, С. 96].

В процессе перехода к рынку, предприятия  столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней  среде принес новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. Руководству необходимо сбыть продукцию и получить прибыль сейчас и по максимуму, а не затрачивать время, средства и усилия специалистов для того, чтобы те проводили исследования, зачастую не приносящие быстрой и стопроцентной отдачи. Создав отдел маркетинга, предприятие надеется получить дополнительных потребителей и обеспечить сбыт своей продукции.

Но  ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Оно не сознает опасности стать аутсайдером отрасли [7, С. 45].

Часто руководство заблуждается, утверждая что знает своих конкурентов и считая, что незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли. Это приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации как правило предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.

Необходимо отметить, что классический маркетинг не настаивает на углубленном  исследовании конкурентов, предлагается их простое ранжирование по широте ассортимента, внешним преимуществам, характеристикам качества, ценам  и системам продвижения продукции. Также используются мнения потребителей относительно продукции конкурентов, что тоже влияет на ранг конкурента [2, С. 107].

Информация о работе Стратегический анализ конкурентной среды на примере ООО ПТК «Леди-Прима»