Отчет по производственной практике на ОАО «КАМАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 15:35, отчет по практике

Описание

Главной целью производственной практики является расширение и систематизация теоретических знаний, умение применять эти знания на данном предприятии при решении конкретных экономических, организационных и управленческих задач. А также данная практика предусматривает получение практического опыта работы в коллективе и формирование профессиональных навыков.

Содержание

Введение 4
Раздел 2. Общеэкономическая характеристика предприятия. 6
Раздел 3. Динамика основных технико-экономических и финансовых показателей организации. 16
Анализ технико-экономичеких показателей предприятия (за 3 года) 16
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса предприятия (за 3 года) 18
Раздел 4. Индивидуальное задание 22
Анализ прибыли (убытков) предприятия, порядок формирования и использования прибыли. 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

отчет камаз.doc

— 501.50 Кб (Скачать документ)

    Рынок среднетоннажных  грузовых автомобилей в 2009  году  также испытал на себе последствия ухудшения общей макроэкономической конъюнктуры. В 2009  году общий объем продаж данного вида техники на российском рынке составил 4,7 тыс. единиц, что на 69,7% меньше, чем в 2008 году.

    Как и в сегменте грузовой автотехники  полной массой 14–40 тонн, продажи российских производителей среднетоннажных грузовиков снижались более медленными темпами, чем в целом по рынку. В 2009  году  ОАО «КАМАЗ»  на  российском  рынке  реализовало 484  среднетоннажных автомобиля КАМАЗ-4308, что на 41,8% меньше, чем в 2008 году. Однако  за  счет  снижения  продаж  иномарок  и  автомобилей ISUZU российской сборки доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 8–14 тонн в 2009 году возросла до 10,3% (5,4% в 2008 году) (рис.2,3).

           Рисунок 1 
       

           Рисунок 2 
       

    

         Рисунок 3

      Российская  Федерация – основной  рынок  сбыта продукции ОАО «КАМАЗ». В России реализуется примерно 80% автомобилей КАМАЗ и 85% запасных частей к ним.

      Традиционными потребителями ОАО «КАМАЗ» являются сельскохозяйственная и машиностроительная отрасли,  дорожные строители. Основной объем продаж автомобильной продукции осуществляется через дистрибъютерскую сеть и торговый дом ОАО ТФК «КАМАЗ». Значительным каналом сбыта являются заводы спецтехники и крупные корпоративные клиенты. По сегментам российского рынка грузоых автомобилей ОАО «КАМАЗ» лидирует на рынке самосвалов, бортовых автомобилей и шасси для спецтехники.

      Основная  часть продукции ОАО «КАМАЗ» традиционно экспортируется в страны СНГ . Однако, в 2009 году доля экспорта в страны СНГ снизилась до 69,1% по сравнению с 76,3% в 2008 году и 85,9% в 2007 году (рис.4).

      

         Рисунок 4 

      Значительная  доля продаж автомобилей КАМАЗ в  дальнее зарубежье приходится на страны юго-Восточной Азии (Вьетнам, КНДР), Африки (Ангола, Алжир, Габон) и Ближнего Востока (Иран, Бахрейн, ОАЭ). Кроме традиционных экспортных рынков ОАО «КАМАЗ» наиболее перспективными рынками с точки зрения продаж продукции ОАО «КАМАЗ» являются: Куба, Ангола, ЮАР, Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия. Также сохраняется интерес к рынкам стран Центрально-Восточной Европы (Сербия, Польша, Болгария и др.). В настоящее время многие страны в этих регионах уже являются действующими либо потенциальными рынками сбыта автомобилей КАМАЗ.

      Основную  конкуренцию ОАО «КАМАЗ» в классе грузовых автомобилей КАМАЗ составляют иномарки из дального зарубежья, автомобили РУП «МАЗ» (Белоруссия) и ОАО «УралАЗ».

      В таблице представлены в натуральном  выражении объемы продаж грузовых на российском рынке в 2008 и 2009 году основными конкурентами (рис.5,6).

           Рисунок 5 
       

           Рисунок 6 
       

      По  объемам выпуска ОАО «КАМАЗ»  входит в число крупнейших автопроизводителей мира. Доля ОАО «КАМАЗ» в мировом производстве тяжелых грузовиков около 1,3%. КАМАЗ на экспортных рынках имеет наиболее прочные позиции в сегменте самосвалов (45% от всего экспорта) и специальной техники на базе шасси КАМАЗ (27%) и является достойным конкурентом иномаркам в секторе тяжелых самосвалов. В 2007 году поставки автомобилей КАМАЗ и запасных частей к ним осуществлялись в 38 стран дальнего и ближнего зарубежья. 

      На  КАМАЗе используется Матричный тип организационных структур управления строится путём сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов. (приложение 1)

 

Раздел 3. Динамика основных технико-экономических  и финансовых показателей организации.

Анализ технико-экономичеких показателей предприятия (за 3 года)

 

Таблица 1

 

     Рассчитав основные технико-эконимические показатели можем сделать следующие выводы:

     Количество  производственного персонала сократилось на 13,45% в связи со снижением объема товарной продукции. В связи с падением объема производственной продукции и падением численности персонала наблюдается уменьшение производительности труда, что можно отнести к негативной стороне деятельности предприятия. Но в 2009 году для обеспечения занятости персонала в период простоя и сокращенной рабочей недели более 32 тыс. работников ОАО «КАМАЗ» была предоставлена возможность участвовать во временных работах. Организация  временных  работ позволила ОАО «КАМАЗ» обеспечить повышение среднего дохода сотрудников на 5%.В 2009  году  вступило  в действие  Положение о нормативной повременно-премиальной системе оплаты труда работников ОАО «КАМАЗ», разработанное с целью повышения заинтересованности персонала в выполнении объемов меньшей численностью. В результате проведенных мероприятий по оптимизации фонда заработной платы расходы на оплату труда снизились.

     Из  таблицы видно, что себестоимость  товарной продукции увеличилась  с 2007 по 2008 гг. на 232,9 млн. р., а с 2008г. по 2009г. сократилась на 20,3%. Основной причиной на данные изменения оказало сокращение материальных затрат в 2009г. на 46,18%. К причинам, влияющим на сокращение себестоимости продукции стоит отнести сокращение фонда оплаты труда, а также уменьшение амортизационных отчислений. Также к сокращению себестоимости товарной продукции оказал и эффект  от  мероприятий  Антикризисной  программы  по  снижению  затрат  в 2009  году, который с составил 3935  млн.  рублей, в том числе за счет: сокращения затрат на закупки путем снижения закупочных цен; сокращения  затрат  за  счет  конструкторско-технологических мероприятий; сокращения  затрат  на  энергоносители  путем  внедрения  программ энергосбережения; сокращения управленческих и прочих расходов, в том числе расходов, не связанных с производством; сокращения коммерческих расходов.

     Рентабельность  – это показатель, рассчитываемый как отношение прибыли к затратам, он характеризует окупаемость затрат и более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами. По данным таблицы мы видим, что в связи с уменьшением прибыли в 2009 г. на падает и рентабельность реализованной продукции.

 

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса предприятия (за 3 года)

     Горизонтальный  анализ отчетности заключается в  построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых  абсолютные показатели дополняются  относительными темпами роста. Степень  агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

     Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Оба эти вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

     В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения  величин различных статей баланса  за определенный период, а целью  вертикального анализа является вычисление удельного веса нетто.

     В основе вертикального анализа лежит  представление данных бухгалтерской  отчетности в виде относительных  величин, характеризующих структуру  обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служит построение динамических рядов значений этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

      Таким образом, проведем вертикальный и горизонтальный анализ баланса предприятия ОАО « КАМАЗ» (таб.2). 

 

      Горизонтальный анализ показал, что на конец  2009 г. имущество предприятия увеличилось на 1426 тыс. рублей или на 3%, в том числе за счет увеличения основных средств на 386,60 тыс. рублей, или на 1,59% , но при этом оборотных активов сократилось на 2627,70 тыс. рублей или на 7,2%. Незавершенное строительства увеличилось  на 29,50 тыс. рублей или на 1,01%, запасы сократились на 5935,50 тыс. рублей или на 44,83%. Также отмечается увеличение краткосрочной дебиторской задолженности на 657,9 тыс. рублей или на 4,43%.

     Собственный капитал уменьшился на 4173,9 тыс. рублей или на 8,61%, что свидетельствует об отрицательной динамике имущественного положения организации.

     Вертикальный  анализ ОАО «КАМАЗ» показал, что структура совокупных активов предприятия характеризуется значительным превышением в их составе доли внеоборотных активов, которые составили на конец 2007г. 64,3%, и при этом их доля в течение года незначительно уменьшилась до59,12%. Доля оборотных активов в имуществе предприятия на конец 2007г. составила 35,96% и наоборот увеличилась до 40,88%. В этом как положительную динамику следует значительное уменьшение краткосрочной дебиторской задолженности на 1180,6 тыс. рублей или на 38,62%. Хотя дебиторская задолженность увеличилась на 4,43%.

     Пассивная часть баланса на 2007г. характеризовалась преобладающим удельным весом собственного капитала 68,14% и к 2009г уменьшилась до 53,48%. Доля долгосрочных обязательств на 2007г. составила 14,63%, а к 2009г. увеличилась до 23, 07%. Доля краткосрочной задолженности на 2007г. составляла 17,24% и к 2009г увеличилась до 23,45%.  

 

      Таким образом, проанализировав  технико-экономические показатели и показатели вертикального и  горизонтального баланса можно  сделать следующие выводы:

      В 2009 году в условиях экономического кризиса и обвального падения  спроса  продажи  грузовых  автомобилей  КАМАЗ  снизились на 39,3% на российском и на 65,4% —  на экпортных рынках. В целом  объем  продаж  автомобилей  КАМАЗ  в 2009  году  составил 25 911 шт., что на 45,5% меньше по сравнению с 2008 годом, когда КАМАЗ продал 47 515 автомобилей. Это не могла сказаться и на основных экономических показателей предприятия.

      В 2009 г. ОАО «КАМАЗ» испытал полномасштабное снижение продаж практически по всем типам производимой продукции, что привело к увеличению доли постоянных расходов в составе себестоимости продукции, и, как  следствие,  снижению рентабельности по валовой прибыли и прибыли от продаж. При этом ситуация осложнялась значительными запасами готовой продукции, оставшимися не проданными в четвертом квартале 2008 г., которые не позволяли в достаточной мере загрузить производственные мощности.

      Но  несмотря на все это финансовое состояние Группы  КАМАЗ  можно  охарактеризовать  как  стабильное  благодаря  реализации мер антикризисной программы 2009,  принятой Группой в октябре 2008  г.,  а также мерам  государственной  поддержки российских автопроизводителей.

А эффект  от  мероприятий  Антикризисной  программы  по  снижению  затрат  в 2009  году  составил 3935  млн  рублей (при  плане 3539 млн рублей), в том числе за счет:

  • сокращения затрат на закупки путем снижения закупочных цен, внедрения альтернативных поставщиков — 1251 млн руб.;
  • сокращения  затрат  за  счет  конструкторско-технологических мероприятий (оптимизации модельного ряда и состава изделий, за счет мероприятий, снижающих стоимость деталей и узлов, и их модернизации) — 490 млн руб.;
  • сокращения  затрат  на  энергоносители  путем  внедрения  программ энергосбережения — 996 млн руб.;
  • сокращения управленческих и прочих расходов, в том числе расходов, не связанных с производством — 988 млн руб.;
  • сокращения коммерческих расходов — 210 млн руб.

 

Раздел 4. Индивидуальное  задание

Анализ  прибыли (убытков) предприятия, порядок формирования и использования прибыли.

     Результативность  работы любого предприятия определяется степенью удовлетворения экономических  интересов тех, кто принимает  участие в этом процессе или связан с ним.

     Успешная  работа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль, которая является основным показателем безубыточности работы предприятии, и в которой заинтересовано руководство предприятия. Диагностика прибыли и ее составляющих может быть проведена в виде вертикального анализа отчета о прибылях и убытках.

     Для этого составим аналитическую таблицу, по которой проследим динамику факторов формирования чистой прибыли организации (таб.3).

Информация о работе Отчет по производственной практике на ОАО «КАМАЗ»