Характеристика социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» и методы ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной политики. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика социальной политики ОАО «ММК» 6
1.1 Общая информация о предприятии, его структуре и технологии производства 6
1.2. Характеристика социальной политики предприятия 8
2. Теоретические основы социальной политики предприятия 19
2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 19
2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия 24
3. Разработка методологических подходов к анализу социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» 26
3.1 Система «социальных коэффициентов», применяемая на ОАО «ММК» 26
3.2 Ранжирование компаний с помощью балльно-индексного метода 33
3.3 Оценка «социального эффекта» расходов на социальную политику 37
3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики 42
Заключение 45
Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая соц политика КЭАХД.docx

— 126.99 Кб (Скачать документ)




 

Итак, расчеты  показывают, что каждый миллион, потраченный  на природоохранную деятельность, снижает  выбросы на незначительную величину. Однако можно заметить, что с каждым годом реализация природоохранных  программ дает все больший эффект, что говорит о грамотном экологическом  менеджменте.

3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики

 

В рамках данной работы были рассмотрены три способа оценки эффективности социальной политики предприятия в количественном выражении: система «социальных коэффициентов», сравнение с конкурентами, расчет социального эффекта. Выбор того или иного метода зависит от целей, которая организация ставит перед своими социальными программами, масштаба и прибыльности фирмы, наличия соответствующих специалистов, от роли в местном сообществе и от прочих факторов.

Впрочем, ни один из данных методов  не лишен недостатков, связанных  с тем или иным объектом учета.

Расчет системы «социальных  коэффициентов» при налаженной системе статистической информации является самым простым и быстрым методом оценки. Такой расчет позволяет оперативно найти слабые места проводимых социальных программ. Однако для крупных предприятий данный метод желательно не применять, так как информация не будет достаточно детализированной. Другой крупный недостаток – отсутствие расчетных показателей, которые охарактеризовали бы эффективность внешней социальной политики (природоохранных и благотворительных программ).

Ранжирование предприятий  с помощью балльно-индексного метода является наиболее универсальным, детализированным способом оценки. Возможность сравнения с показателями конкурентов позволит оценить позицию на рынке, а также свои сильные и слабые места. С помощью этого метода можно проанализировать как внутреннюю, так и внешнюю социальную политику. Недостаток данного метода – субъективная система выставления баллов, а также выбор коэффициентов важности той или иной статьи. Кроме того, не всегда возможно получить достоверную и качественную информацию по конкурентным фирмам.

Расчет «социального эффекта» от капиталовложений можно назвать одним из самых перспективных методов анализа. Также этот метод предоставляет самую наглядную информацию, так как производится сравнение вложенных ресурсов и эффекта от них. При возможности посчитать данный эффект в денежном выражении возрастает ценность этих данных для принятия управленческих решений. Но эффект от некоторых инвестиций (в первую очередь, от благотворительности) определить сложно или даже невозможно.

На предприятии ОАО «Магнитогорский  Металлургический Комбинат» публикуется  ежегодная отчетность, посвященная  социальным программам. Это вызвано как большим объемом инвестиций в данное направление, так и особой ролью компании как градообразующего предприятия. В «Социальном отчете» приводятся факты хозяйственной деятельности организации, расписываются затраты и проведенные программы по отдельным направлениям социальной политики, а также ведется оценка социальной политики с помощью системы «социальных коэффициентов». Можно отметить несколько способов улучшения социальной отчетности, а отсюда – и эффективности социальных программ:

  1. Использование альтернативного метода оценки социальной политики или комплексного подхода. Например, рассчитанные социальные коэффициенты и индексы можно и нужно ранжировать с другими компаниями, а также оценивать в динамике. Кроме того, предприятие обладает достаточно квалифицированными кадрами для расчета «социального эффекта» от инвестиций. Данная информация позволит пользователям отчетности понять социальный вклад организации.
  2. ОАО «ММК» является международной компанией, поэтому имеет смысл включать в отчетность и оценку по зарубежным стандартам. У иностранных специалистов имеется большой опыт работы с такими показателями и своя система оценки. Например, такой показатель Индекс корпоративной благотворительности (Global Philanthropy Index), используемый более чем 350 американскими и канадскими фирмами, основывается на оценке деятельности компании различными группами пользователей, что позволяет рассчитать эффект от благотворительности.
  3. Работа с независимыми внешними специалистами, а также помощь другим организациям в составлении отчетности позволит не только предоставить более объективные данные, но и более эффективно распространять информацию, а также способствовать становлению социально-ориентированных предприятий в России. Пример такого сотрудничества – проведение независимого экологического аудита. 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социальная политика есть система спланированных мероприятий, которые проводятся предприятием на внутреннем и внешнем уровнях. Данная политика направлена на улучшение качества и уровня жизни трудовой деятельности, коллектива и местного сообщества. Социальная политика должна соответствовать идеологическим установкам данного предприятия, либо целям организации на долговременную перспективу.

Регулирование социальной структуры персонала, его  демографического и профессионального  состава является важным инструментом повышения производительности труда, квалификации и возможности профессиональной подготовки.

ОАО «Магнитогорский  Металлургический Комбинат» строит свою социальную политику на основании  задачи по обеспечению производства квалифицированными кадрами, а также  на понимании своей роли как градообразующего предприятия. Социальная политика ОАО «ММК» представляет собой комплексную программу, доля затрат которой в общем объеме расходов существенна. Таким образом, ОАО «ММК» является социально ориентированным предприятием, и анализ социальных программ является экономически обоснованным.

Социальная  политика ОАО «ММК» была рассмотрена  в разрезе отдельных показателей, а также в сравнении с конкурентными  предприятиями с помощью балльно-индексного метода. Для анализа были предложены три варианта оценки социальных программ. По результатам такого анализа можно сделать следующие выводы.

Для поддержания  конкурентоспособности на рынке  предприятие осуществляет сбалансированную кадровую политику. Заработная плата  работников существенно превышает  потребительскую корзину. Социальные пакеты работников включают службы здравоохранения, профессиональное обучение, поддержка  ветеранов и инвалидов, льготные условия предоставления услуг учреждений культуры, спорта, отдыха и прочее. Кроме  того, будучи предприятием повышенной производственной опасности, ОАО «ММК» вкладывает значительные ресурсы в охрану труда и обеспечение безопасности трудовой деятельности.

Масштабы, особенности деятельности и социальная роль компании принуждают ОАО «ММК» обратить внимание и на местное сообщество. Одной из проблемных областей взаимодействия компании и общества являются экологические результаты работы промышленного предприятия. Несмотря на значительные расходы на снижение экологического вреда окружающей среде, этот вопрос все еще остается актуальным не только для данного предприятия, но и для всей отрасли черной металлургии.

Выступая  самым крупным предприятием в  городе Магнитогорске, самым крупным  нанимателем на местном рынке  труда, а также понимая свою роль градообразующего предприятия, ОАО  «ММК» берет на себя часть ответственности  за развитие инфраструктуры города, поддержание  социальных программ на муниципальном  уровне, обеспечение достойных условий  жизни населения. В рамках внешней  социальной политики организация занимается благотворительностью, строительством социально значимых объектов, развитием  культуры и т.д. К сожалению, определить экономический эффект от данных мероприятий  не представляется возможным, т.к. на результаты деятельности они влияют лишь косвенно.

Социальную  политику предприятия можно назвать  эффективной, однако можно выделить ряд проблемных областей, на которые следует обратить внимание руководству ОАО «ММК»:

-низкий  уровень зарплат по сравнению  с конкурентами;

-затраты  на снижение экологического вреда  не достаточно эффективны;

-достаточно  высокое количество несчастных  случаев на производстве;

-коэффициент  текучести кадров 2,8% говорит о  недостаточно сильной мотивации  работников и определенной степени  неудовлетворенности в рабочем  коллективе.

 

Список использованных источников

 

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 27.04.2012;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от от 08.11.2010;
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 25.10.2010;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 от 24.12.2010;
  5. Г.В. Атаманчук - Теория государственного управления;
  6. Годовой отчет и приложение к годовому отчету ОАО «ММК» за 2009 г.;
  7. Годовой отчет и приложение к годовому отчету ОАО «ММК» за 2010 г.;
  8. Годовой отчет и приложение к годовому отчету ОАО «ММК» за 2011 г.;
  9. Е.И. Кузьмин - Оценка социальной эффективности;
  10. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в ОАО «ММК»;
  11. Информационный сайт ОАО «ММК» (www.mmk.ru);
  12. Информационный сайт ОАО «НЛМК» (www.nlmk.com);
  13. Информационный сайт ОАО «Северсталь» (www.severstal.ru);
  14. Н.В. Ивушкина - Социальный эффект инвестиционных процессов;
  15. Рабочий план счетов ОАО «ММК» на 2012 год;
  16. Социальный отчет ОАО «ММК» за 2009 год;
  17. Социальный отчет ОАО «ММК» за 2010 год;
  18. Социальный отчет ОАО «ММК» за 2011 год;
  19. Социальный отчет ОАО «НЛМК» за 2011 год;
  20. Социальный отчет ОАО «Северсталь» за 2011 год;
  21. Учетная политика ОАО «ММК» на 2012 год;
  22. Ф.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов - Управление социальным развитием организации;
  23. Финансовая отчетность ОАО «ММК» по МСФО за 2011 год.

 


Информация о работе Характеристика социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» и методы ее оценки