Характеристика социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» и методы ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной политики. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика социальной политики ОАО «ММК» 6
1.1 Общая информация о предприятии, его структуре и технологии производства 6
1.2. Характеристика социальной политики предприятия 8
2. Теоретические основы социальной политики предприятия 19
2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием 19
2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия 24
3. Разработка методологических подходов к анализу социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» 26
3.1 Система «социальных коэффициентов», применяемая на ОАО «ММК» 26
3.2 Ранжирование компаний с помощью балльно-индексного метода 33
3.3 Оценка «социального эффекта» расходов на социальную политику 37
3.4 Сравнительный анализ рассмотренных методик анализа социальной политики 42
Заключение 45
Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая соц политика КЭАХД.docx

— 126.99 Кб (Скачать документ)

В прошлом  году на реализацию программы «Забота» через МГ БОФ «Металлург» Общество направило 159,6 млн. рублей.

 

д.) Спорт и отдых

Привлечение к здоровому образу жизни работников предприятия – важное условие  полноценного развития человека, а следовательно, всего Общества ОАО «ММК». ОАО «ММК» предлагает своим работникам и всем жителям города развитую инфраструктуру спортивных объектов и сооружений для регулярных занятий спортом и активного досуга:

  • Оздоровительный комплекс «Уральские Зори»;
  • Детский оздоровительно-образовательный комплекс «Горное ущелье»;
  • Санаторий «Юбилейный»;
  • Санаторий «Металлург»;
  • Санаторий-профилакторий «Южный»;
  • Оздоровительно-спортивный комплекс ООО  «Абзаково»;
  • ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск»;
  • ООО «Аквапарк»;
  • Хоккейный клуб «Металлург».

 

Таким образом, можно дать следующую оценку ОАО  «Магнитогорский Металлургический Комбинат» по рассмотренным уровням  социальных мероприятий:

  1. Кадровая политика. Руководство предприятия выполнила основную задачу по социальным программам в области кадров: рост производительности труда значительно превысил рост заработной платы работников. Но стоит отметить, что это вызвано в первую очередь введением новых высокотехнологичных и высокопроизводительных технологий (например, стан 2000). Однако доля работников, прошедших профессиональное обучение недостаточно велика.
  2. Политика в области экологии. Несмотря на значительную величину расходов на природоохранную деятельность, производство ОАО «ММК» все еще остается «грязным».
  3. Социальная сфера. Организация добросовестно выполняет свои задачи в качестве социально-ориентированного предприятия. Социальные программы эффективны и приносят ощутимую пользу местному сообществу.
  4. Период 2008-2009 года показал ощутимое снижение практически всех показателей, что связано с глобальной экономической нестабильностью. Однако ОАО «ММК» успешно преодолело негативные последствия мирового финансового кризиса. Об этом можно судить, например, по снижению коэффициента текучести кадров, который показывает удовлетворенность работников предприятия условиями трудовой деятельности.
  5. Руководству предприятия рекомендуется обратить внимание на показатели охраны труда и производственной безопасности. Несмотря на развитие этой сферы, показатели количества и частоты несчастных случаев незначительно увеличились.
  6. Предприятие занимает лидирующее положение на российском рынке черной металлургии не только по производственным показателям, но и в оценке социальной политики. Однако стоит обратить внимание на положительный опыт конкурентов в природоохранной деятельности, профессиональном развитии сотрудников и т.д. 

2. Теоретические основы социальной политики предприятия

 

2.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием

 

Социальные аспекты организации, связанные с вопросами социального  развития организации, являются особенно важными. Параметры данного блока  социальных стратегий должны постоянно  находиться под контролем трудового  коллектива, профсоюза и собственников  предприятия и быть достоянием гласности. Игнорирование или недостаточное внимание к социальным показателям данного блока может привести к нежелательным явлениям.

Социальная политика на предприятии на современном этапе означает деятельность работодателей, менеджмента и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала и местного сообщества. Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, тем самым представляется больше возможностей для реализации работниками способностей и их эффективной работы.

Социальная деятельность – это  изменение организацией социальных условий своего персонала. Ни для одной организации социальная деятельность не может быть главной, а тем более определяющей. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала (ни один другой капитал такой способностью не обладает), персонала. В этой связи целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является создание условий развития человеческого капитала, то есть условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность – это необходимое условие достижения генеральных целей организации.

Социальная политика предприятия  состоит из следующих элементов: создание благоприятных условий  труда и отдыха работников организации; вознаграждение за труд; социальная защита персонала; поддержание оптимальной  морально-психологической атмосферы  в коллективе; обеспечение социального  партнерства и делового сотрудничества.

Особенность современного периода – потребность экономики  в реализации в массовом масштабе творческой индивидуальности работников, способных к созданию инноваций  и принятию инновационных решений  в различных сферах деятельности. В первой трети XXI века опыт зарубежных и отечественных организаций  подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и  охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой.

Субъектом социальной политики на предприятии выступают: собственники предприятия, руководители, социальная служба, первичная профсоюзная организация. Собственники и руководители предприятия определяют основные направления социальной политики, решают вопросы ее финансирования. Социальная служба реализует социальную политику и может иметь различный статус.

Традиционно в нашей  стране подразделения социальной службы подчинены разным заместителям руководителя предприятия. В ведении заместителя  руководителя по социальным вопросам и быту могут быть отделы социально-бытового обеспечения, жилищно-коммунальный и  административно-хозяйственный отделы, объекты общественного питания.

Объектом социальной политики на предприятии выступают работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем.

Факторы, влияющие на социальную политику для  персонала предприятия:

- масштаб бизнеса;

- уровень конкуренции на рынке труда, потребность удержания и развития персонала;

- экономическая выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры, особенно при условии ее дальнейшей коммерциализации;

- потребности развития и расширения бизнеса;

- давление со стороны работников предприятия .

Персонал  – основной объект социальной политики на предприятии. Объектом социальной политики предприятия, кроме работников, являются также местные сообщества. Предприятие может проводить социальную политику в отношении людей, проживающих в местных сообществах, являющихся внешней для него средой.

В целом  комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического  планирования, особую значимость представляют две группы задач:

1.Социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех (или большинства) членов трудового коллектива.

Это улучшение  условий труда, отдыха, взаимоотношений  в коллективе, форма, размер заработной платы и другие вопросы, непосредственно  влияющие на характер общественно-производственных отношений, по которым можно судить об уровне необходимых социальных условий. Большинство из этих аспектов являются предметом коллективного договора, заключаемого между работодателем (собственником), трудовым коллективом  и отраслевым профсоюзом.

2.Социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти.

Это обеспеченность благоустроенным  жильем работников предприятия, наличие  детских дошкольных учреждений, оздоровительных  и медицинских учреждений для  работников и членов их семей, наличие  образовательных учреждений и др. (рисунок 1).

 

 



 


 

 

Рисунок 1 - Группы, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия

 

Информацию, характеризующую уровень социального развития организации, желательно представлять в сравнении с аналогичными предприятиями территории. Вторая группа социальных задач может способствовать повышению мотивации работников к улучшению социально-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и выполнению корпоративной стратегии организации.

Существующий в настоящее время  порядок финансирования мероприятий  социального характера осуществляется за счет фондов потребления и накопления (рисунок 2).

Рисунок 2 - Действующая схема распределения и использования прибыли предприятия

 

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер; кроме того, этот фонд используется для финансирования мероприятий безвозвратного характера:

  • проведение научно-исследовательских работ;
  • природоохранная деятельность;
  • расходы сверх установленных норм включения в себестоимость для налогообложения (повышение квалификации, командировочные, представительские расходы, проценты за кредит и др.);
  • уплата штрафных санкций в случае сокрытия (занижения) прибыли, нарушений требований по охране окружающей среды и ряд других расходов.

Фонд потребления используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплата премий, не связанных с производственными показателями (за многолетний груд, в связи с юбилеем и др.). Оказание материальной помощи; оплата путевок, лечения, медикаментов для работников и членов их семей и др. Расходы по фонду потребления носят безвозвратный характер.

Также фонд накопления необходим для создания на предприятии социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура обеспечивает удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия. В состав социальной инфраструктуры могут входить: 1) столовые, кафе, буфеты; 2) больницы, поликлиники, медпункты; 3) собственные жилые дома, подразделения бытового обслуживания; 4) школы, профессионально-технические училища, факультеты и курсы (центры) повышения квалификации; 5) детские дошкольные учреждения, библиотеки, клубы (дворцы культуры); 6) базы и дома отдыха, спортивные сооружения и т.п.

2.2 Существующие методологические подходы к анализу социальной политики предприятия

 

Взаимодействие с социальной средой является для бизнеса инструментом предотвращения будущих рисков. Партнерами и основными участниками программ, подготовленных бизнесом, являются кадровые службы и некоммерческие организации. Именно они профессионально оказывают социальные услуги, занимаются решением ряда социальных проблем.

 Предприятия, вкладывающие значительные средства в социальную среду, обычно стараются продемонстрировать свои достижения в ежегодно публикуемых социальных отчетах. Составление таких отчетов не является обязательным, однако позволяет донести информацию о проводимых программах до внешних пользователей. Важные составляющие корпоративной социальной ответственности — прозрачность отчетности, а также качество отношений с заинтересованными сторонами. Широко известные рейтинги корпоративного управления компании ”Standard & Poors”, которые разрабатываются в качестве ориентиров инвестиционной активности, учитывают оценку социальной отчетности, политику компаний в сфере заключения соглашений с инвесторами, заинтересованными сторонами, а также прозрачность отношений собственности, качество информации о результатах производственной деятельности компании, практике корпоративного управления и т.п. ОАО «ММК» также составляет собственную социальную отчетность, в которой представлена общая информация и оценка эффективности социальной политики. Компания вкладывает значительные средства в социальное направление, следовательно, составление такой специализированной отчетности оправданно.

 В этой связи для крупных предприятий большой интерес представляет количественное измерение социального вклада компании. Однако зачастую такое измерение затрудненно самим характером социальных процессов. В основном, социальные программы направлены на улучшение таких абстрактных понятий, как «престиж бизнеса», «комфортные условия работы» или «стимулирование труда». Но современные экономисты стараются найти решение данной проблемы. В данной работе будет представлено три метода оценки социальной политики в количественном выражении:

Информация о работе Характеристика социальной политики предприятия на примере ОАО «ММК» и методы ее оценки