Анализ розничного и оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы товарооборота………………………………………6
1.1.Розничный товарооборот………………………………………………6
1.1.1.Задачи розничного товарооборота…………………………………8
1.1.2.Модели статистического регулирования розничного товарооборота…………………………………………………….11
1.1.3.Факторный анализ розничного товарооборота………………..12
1.2.Оптовый товарооборот………………………………………………13
1.2.1.Анализ ритмичности оптового товарооборота………………..18
1.2.2.Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота……………………………..20
1.2.3.Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота…………………………………………………….22
2.Анализ розничного и оптового товарооборота на предприятии ООО «Лайнер»…………………………………………………………………....24
2.1.Общая характеристика предприятия……………………………….24
2.2.Анализ выполнения плана по видам продаж………………………26
2.3.Анализ оптового товарооборота …………………………………..27
2.4.Анализ динамики качественных показателей торгового предприятия…………………………………………………………..28
3.Меры по совершенствованию состояния предприятия ООО «Лайнер»…29
3.1.Пересмотр ассортимента …………………………………………….29
3.2.Пересмотр цен…………………………………………………………30
3.3.Поиск покупателей ……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложения(1-3)

Работа состоит из  1 файл

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Бабарыкина ЕН 01-10БУ(И).doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Автономная некоммерческая организация  высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

Кафедра Бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и  аудит

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия.

по теме Анализ розничного и оптового товарооборота.   

Выполнил (а) студент (ка) 3 курса, группы 01-10-БУ(И)

 

Бабарыкина Екатерина  Николаевна___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель работы _______________________________________________

__________________________________________________________________

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

К защите ____________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с  оценкой ____________

___________________________________

(подпись руководителя)

«____» _______________________200_ г.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы товарооборота………………………………………6
    1. Розничный товарооборот………………………………………………6
      1. Задачи розничного товарооборота…………………………………8
      2. Модели статистического регулирования розничного товарооборота…………………………………………………….11
      3. Факторный анализ розничного товарооборота………………..12
    2. Оптовый товарооборот………………………………………………13
      1. Анализ ритмичности оптового товарооборота………………..18
      2. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота……………………………..20
      3. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота…………………………………………………….22
  2. Анализ розничного и оптового товарооборота на предприятии ООО «Лайнер»…………………………………………………………………....24
    1. Общая характеристика предприятия……………………………….24
    2. Анализ выполнения плана по видам продаж………………………26
    3. Анализ оптового товарооборота …………………………………..27
    4. Анализ динамики качественных показателей торгового предприятия…………………………………………………………..28
  3. Меры по совершенствованию состояния предприятия ООО «Лайнер»…29
    1. Пересмотр ассортимента …………………………………………….29
    2. Пересмотр цен…………………………………………………………30
    3. Поиск покупателей ……………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...36

Приложения(1-3)

 

ВВЕДЕНИЕ

       Совершенствование  механизма управления оборотными  средствами предприятия является одним из главных факторов  повышения экономической эффективности производства на  современном этапе  развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной  инфраструктуры важное  место в текущей  повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами,  т.к. именно  здесь кроются основные причины успехов и неудач всех  производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.

      Состояние  изученности проблемы.  Научная   постановка и разработка отдельных сторон исследуемой  проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных  ученых-экономистов: Д.С. Молякова, Р.С. Сайфулина, Г.Б. Поляка,  Е.С. Стояновой, М.И. Ливина, ДЖ.К. Ван Хорна и др.

      Проблемы управления оборотными  средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях.[2]

      Изложенные  обстоятельства  предопределили  актуальность и выбор темы  курсовой работы.

      Цель  работы.  На основании комплексного экономического анализа  проанализировать товарооборот в оптовой и розничной торговле.

        Основной показатель хозяйственной  деятельности предприятий и организаций  оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

        Основная цель анализа торговой  деятельности оптовых предприятий  – выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

Розничный  товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние как на  производство, так и на  потребление. От  степени выполнения  плана товарооборота зависит выполнение  кассового плана Государственного  Банка РФ. [3]

Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма продажи товара  населению через розничную торговую  сеть  и предприятия общественного питания, а так же  продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного  товарооборота непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения. [3] 

В  динамике  розничного  товарооборота  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое значение  в выполнении  и перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании резервов  по  его увеличению, улучшению обслуживания  населения имеет систематический контроль  и тщательный  анализ  этих  планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы товарооборота.
    1. Розничный товарооборот.

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. [2]

Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских  товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. [3]

Она может быть произведена:

  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
  • юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);
  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные  с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.[3]

Однако в состав розничного товарооборота может быть также  включена:

  • продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
  • продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. [4]

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической  реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар. [5]

Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно  судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета  трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью  этих показателей можно в первом приближении определить потребность  предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно  увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота. [5]

      1. Задачи розничного товарооборота.

К  задачам  анализа  розничного  товарооборота  относятся:

  • контроль  за  выполнением  плана  розничного  товарооборота  по  общему  объёму  и  по  товарным  группам;
  • оценка  выполнения  плана  по  предприятиям  и  организациям, входящим  в  данную  систему;
  • изучение  ритмичности  выполнения  плана  розничного  товарооборота  как  в  целом  по  системе, так  и  по  организациям  и  предприятиям;
  • изучение  динамики  розничного  товарооборота  за  ряд  лет;
  • выявление  изменений, происшедших  в  объёме  и  структуре  товарооборота, товарных  запасов  и  поступлении  товаров;
  • определение  степени  охвата  покупательных  фондов  населения, обслуживаемого  данной  торговой  организации  или  предприятием; вскрытие  и  изучение  причин, способствующих  выполнению  или, наоборот, тормозящих  выполнение  плана  товарооборота;
  • изучение  качества  обслуживания  населения;
  • выявление  внутренних  резервов  и  разработка  мероприятий  по  устранению  выявленных  недостатков, дальнейшему  увеличению  товарооборота  и  улучшению  обслуживания  населения. [6]

Для  анализа  розничного  товарооборота используются:  данные  о социально-экономических показателях района  деятельности  организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые  самими  организациями  и  предприятиями; данные  бухгалтерской, статистической  и  оперативной  отчётности; первичные  документы, товарно-денежные  отчёты  и  учётные  регистры, отражающие  движение  товаров; инвентаризационные  описи  товаров; акты  документальных  ревизий, обследований  и  др.

Анализ  производится  путём  расчёта  различных  показателей, которые  можно  сгруппировать  по  следующим  признакам: стоимостные  и  натуральные, количественные  и  качественные, объёмные  и  удельные.

Информация о работе Анализ розничного и оптового товарооборота