Анализ розничного и оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы товарооборота………………………………………6
1.1.Розничный товарооборот………………………………………………6
1.1.1.Задачи розничного товарооборота…………………………………8
1.1.2.Модели статистического регулирования розничного товарооборота…………………………………………………….11
1.1.3.Факторный анализ розничного товарооборота………………..12
1.2.Оптовый товарооборот………………………………………………13
1.2.1.Анализ ритмичности оптового товарооборота………………..18
1.2.2.Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота……………………………..20
1.2.3.Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота…………………………………………………….22
2.Анализ розничного и оптового товарооборота на предприятии ООО «Лайнер»…………………………………………………………………....24
2.1.Общая характеристика предприятия……………………………….24
2.2.Анализ выполнения плана по видам продаж………………………26
2.3.Анализ оптового товарооборота …………………………………..27
2.4.Анализ динамики качественных показателей торгового предприятия…………………………………………………………..28
3.Меры по совершенствованию состояния предприятия ООО «Лайнер»…29
3.1.Пересмотр ассортимента …………………………………………….29
3.2.Пересмотр цен…………………………………………………………30
3.3.Поиск покупателей ……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложения(1-3)

Работа состоит из  1 файл

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Бабарыкина ЕН 01-10БУ(И).doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

Особенно  широко  при  экономическом  анализе  применяются  стоимостные  показатели. Важнейшим  таким  показателем  является  объём  товарооборота  предприятий  и  организаций.

В  стоимостном  выражении  также  определена  реализация  товаров  в  ассортименте, по  формам  и  методам  торговли, по группам  покупателей  и  т.д.  стоимостные  показатели  являются  основными  при  оценки  выполнения  плана  розничного  товарооборота.

Для  характеристики  розничного товарооборота отдельных  сторон  деятельности  торговых  предприятий, углубления  анализа  применяются  натуральные  показатели. В  связи  с  тем, что  в  последнее  время  появилось  много  бухгалтерских  программ, которые  позволяют  вести  учёт  как  в  суммовых, так  и  в  натуральных  показателях  стало  легко  применять  эти  показатели  в  анализе.

Количественные  показатели  используются  при  характеристике  отдельных  сторон  деятельности  торгового  предприятия  и  организации. К  ним  относятся: объём розничного товарооборота отдельных  магазинов, торговых  предприятий  и организаций; остатки товаров на  начало  и конец периода; поступление товаров и т.п.

Очень  важное  значение  в  анализе  имеет  показатели, характеризующие  качество  работы  торговых  предприятий. К  ним  относятся: процент  выполнения  плана  розничного товарооборота; показатели  его ритмичности и динамики; применение  прогрессивных форм  и методов обслуживания  населения; охват денежных  доходов и покупательных фондов  населения розничным товарооборотом  и т.д.

Объёмные  и  удельные  показатели  широко  применяются  при  анализе. К  объёмным  показателям  относится  розничный товарооборот  в  целом  по  системе, а  к  удельным – уровень  товарооборота  отдельных  предприятий  и  организаций  в  общем  объёме  товарооборота, товарооборот  на  одного  продавца, на  один  кв. м., товарооборот  на  душу  населения и т.д.[6]

В  процессе  анализа  розничного товарооборота применяют  систему  показателей,  на  основе   которых  даётся  характеристика  выполнения  плана  товарооборота, выявляются  резервы  увеличения  товарооборота  и  улучшения  качества  торгового  обслуживания.      

Основными задачами розничного товарооборота являются:

  • проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
  • определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
  • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
  • оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
  • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
  • разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия. [7]

 

      1. Модели статистического регулирования розничного товарооборота.

Первая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становиться возможным при следующем условии:  
IП > IТ > IТЗ > IС,

где: 
IП - индекс роста поступления товаров; 
IТ - индекс роста объема товарооборота; 
IТЗ - индекс роста суммы товарных запасов; 
IС - индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает повышение эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Это достигается при  условии:  
IПР > IТ > IФОТ > IЧ,

где: 
IПР - индекс роста массы прибыли; 
IТ - индекс роста объема товарооборота; 
IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда; 
IЧ - индекс роста численности работников. 
или:  
IР > IПТ > IЗ,

где: 
IР - индекс роста уровня рентабельности (% к обороту); 
IПТ - индекс роста производительности труда одного работника; 
IЗ - индекс роста средней заработной платы одного работник.

В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской  и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств. [6]

      1. Факторный анализ розничного товарооборота.

На развитие розничного товарооборота оказывают следующие  факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
  • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
  • экономическим службам предприятий разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;
  • совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.);
  • внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
  • осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

Это позволит руководству  предприятия и его службам  оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

Главный фактор успешного  развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. [8]

    1. Оптовый товарооборот.

        Целью анализа товарооборота  является оценка положения оптового предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход является типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене. [9]

        В процессе анализа оптового  товарооборота предприятия решают  целый ряд задач и оценивают  их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач целесообразно разделить на две группы:

задачи, связанные с  реализацией, и задачи, связанные  с закупками товаров и услуг.

        В условиях рыночных отношений,  во-первых, необходимо исследовать  процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции, какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.[10]

        Во-вторых, необходимо выполнить  анализ источников закупок (провести  маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.

        Из приведённых положений видно,  что главным для предприятия  является определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.[10]

        В процессе анализа товарооборота  оптовые предприятия изучают  следующие показатели:

  • динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
  • долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;
  • долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
  • заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
  • отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

        Для более обоснованного исследования  дел в оптовой торговле предприятию  следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности.

        На данном этапе важно разобрать  какие структуры выступают в  качестве поставщиков (на основе  разовых или постоянно действующих  контрактов), какова их роль в  объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п. [11]

        Для оптовых предприятий необходимо  иметь большое количество надёжных  источников поставок, что позволит  лучше формировать предложение  и наращивать объёмы торговой  деятельности.

        Информация для анализа рынка  закупок может получена от  внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. [12]

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется  прежде всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

        По составу оптовый товарооборот  подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах.

Состав оптового товарооборота  характеризуется абсолютными и  относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп). [13]

        Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

     Поставка  товаров по рыночному фонду  включает их отпуск предприятиям  розничной торговли для продажи  населению и предприятиям общественного  питания – для производства  пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

     К внерыночному  фонду относится поставка товаров  предприятий лёгкой и пищевой  промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

Информация о работе Анализ розничного и оптового товарооборота