Анализ показателей производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ и диагностика производства и продажи продукции с целью выявления наиболее эффективных путей увеличения объёма выпуска продукции и улучшения её качества, изыскания неиспользованных внутренних резервов роста производства.
Проведённый в курсовой работе анализ производства и продажи продукции является актуальным и значимым для любого предприятия.
Основными задачами курсовой работы являются:
* оценка динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции;
* проверка сбалансированности и оптимальности плановых показателей, их напряжённости и реальности;
* выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции;
* разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Содержание

Введение 4
1 Анализ выполнения плана производства продукции 6
1.1 Оценка выполнения производственной программы по объему товарной и валовой продукции 6
1.2 Анализ выполнения плана по ассортименту 12
1.3 Анализ выполнения плана по структуре продукции 15
2 Анализ выполнения договорных обязательств качества продукции и ритмичности производства 17
2.1 Анализ выполнения договорных обязательств 17
2.2 Анализ качества продукции 19
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции 22
3 Измерение факторов, влияющих на выполнение производственной программы 26
4 Анализ выполнения плана реализации продукции 29
4.1 Анализ выполнения плана отгрузки продукции 29
4.2 Анализ выполнения плана реализации продукции 31
Выводы и предложения 33
Список используемой литературы 35
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Крестина АФХД (2).doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)
 

     Из  приведенных данных видно, что процент выполнения договорных обязательств равен 97,70%  (190160/194640*100). Объем недопоставок составил 4480 тыс. рублей (190160-194640 ), что вызвано срывом поставок таких изделия как А, по остальные изделия договорные поставки выполнены.

     Невыполнение  плана договоренных поставок заслуживает отрицательной оценки, так как может привести к нарушении нормального хода выполнения плана, к недостаточному обеспечению потребителей народного хозяйства, а также к снижению выручки, прибыли.

     

     Рис. 2.1. - Выполнения договорных обязательств.

2.2 Анализ качества продукции 

     Важным  показателем деятельности  предприятий  является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма продаж, но и за счёт более высоких цен.

     Вопрос  качества – это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.  Качество продукции   характеризуется       надёжностью,  долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламаций.

     В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

     В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность  продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей продукции независимо от её вида и назначения, например, удельный вес:

    • новой продукции в общем её выпуске;
    • продукции, соответствующей мировым стандартам;
    • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые  промышленные страны и др.

     Основными обобщающими показателями качества выпуска продукции является удельный вес продукции (в % ), отпущенных заказчикам с первого предъявления (без возврата на исправление), в общем объёме продукции, выпущенном предприятием за анализируемый период. Он также косвенно отражает степень соответствия продукции требованиям клиента.

     Низкое  качество выпущенной продукции может  негативно отразиться на потреблении  услуг предприятия, что неизменно  приведёт к уменьшению объёма реализации продукции, услуг. Кроме того, все затраты, связанные с переделкой некачественной продукции, приводят к увеличению общей суммы затрат предприятия на оказание услуг предприятия и, следовательно, уменьшению прибыли от реализации.

     Обобщающим показателем сортности, продукции за какой-либо отчетный период времени является коэффициент сортности, определяемый как отношение стоимости продукции разных сортов к первому сорту. Коэффициент определяется по плану и отчету. Чем ближе коэффициент сортности к единице, тем выше качество продукции. 

     К сортн = Стоимость продукции всех сортов / Стоимость всей продукции  по цене первого сорта * 100                                                                           (2.2) 

     Выполнение  плана по сортности можно оценить и другим способом, сопоставляя фактическую среднюю цену единицы продукции с плановой ценой. В ходе анализа применяются следующие формулы:

      

            Ц ср = С / В ,                                                                                     (2.3) 

где   Ц ср – средняя цена единицы продукции.

     С – стоимость продукции всех сортов.

     В – выпуск продукции всех сортов в натуральном выражении.

     Степень выполнения плана сортности находится  по формуле: 

        % сортн. = Ц факт / Ц план * 100 ,                                                       (2.4) 

где    Ц факт – фактическая средняя цена.

     Ц план – плановая средняя цена. 

     В результате изменения средней цены предприятие получает дополнительную прибыль или убыток от изменения сортности, которые определяются по формуле: 

          П (У) = (Ц факт – Ц план) * В факт  ,                                         (2.5) 

 где П (У) – дополнительная прибыль (+), (-).

     В факт – фактический выпуск продукции  в натуральном выражении

     Результаты  анализа качества продукции приводятся в таблице 2.2. приложения.

Таблица 2.2.  – Показатели сортности продукции 

Сорт  продукции Цена  за единицу, руб. Выпуск  продукции, шт Стоимость продукции, руб
план отчет план отчет
1 120 100 96 12000 11520
2 100 90 98 9000 9800
3 80 80 84 6400 6720
Итого х 270 278 27400 28040
 

     Анализ  сортности определяется двумя способами:

     Первый способ:

     Ксрпл = 27400/(120*270)*100=84,57

     Ксрф = 28040/(120*278)*100=84,05

     Предприятие понизило сортность фактического выпуска  продукции по сравнению с планом на 0,52 процента (84,57-84,05). Понижение коэффициента сортности произошло в результате увеличения продукции 2 и 3 сорта. Это свидетельствует об ухудшении качества продукции и отрицательно характеризует работу предприятия.

     Второй  способ:

     Цпл =27400/270=101,48 руб.

     Цф =28040/278=100,86 руб.

     %сортности=101,48/100,86*100%=99,39%

     УБ=(100,86-101,48)*278= -172,40руб.

     Средняя цена продукции понизилась на 0,62 тыс. рублей (100,86-101,48) и составила 100,86 тыс. рублей. Выполнение плана по сортности составил 99,39%. В результате уменьшения фактической средней цены предприятия понесло потерю в размере 72,40 рублей, что заслуживает отрицательной оценки, так как приведет к повышению себестоимости, понижению выручки, прибыли.

     

     Рис.2.2. - Показатели сортности продукции. 

     2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции 

     Под ритмичностью понимают равномерность  выпуска продукции в соответствии с заданием. Ритмичность производства продукции является качественным показателем, характеризующим работу предприятия. Хорошая ритмичность производства обеспечивает более полное использование рабочей силы производственных мощностей и материальных ресурсов.

     Неритмичное прохождение изделий в производственном цикле обуславливает пониженное качество и меньший объем выпуска продукции, повышенные расходы на заработную плату, выплату штрафов за срыв поставок и ряд других потерь. Конкретная величина потерь от неритмичности производства определяется расчетным путем. Неритмичная работа ведет к «штурмовщине», нарушает нормальный режим работы, мешает полному использованию материальных и трудовых ресурсов, вызывает преждевременный износ производственных фондов, невыполнение плана выпуска продукции, ухудшение ее качества и повышение себестоимости.

     Работу  предприятия характеризует коэффициент  ритмичности. Существует ряд способов определения коэффициента ритмичности.

     При любом способе можно сравнивать фактические показатели выпуска продукции либо с плановым, либо со средними и расчет коэффициента ритмичности производить в стоимостных или натуральных показателях.

     Анализ  ритмичности осуществляется не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениями: цехам, участкам, сменам, бригадам и рабочим местам. При анализе ритмичности за месяц следует учитывать количество рабочих мест в каждой декаде.

     Для характеристики ритмичности выпуска  продукции по декадам в течение месяца используется таблица 2.3.

Таблица 2.3. – Показатели ритмичности продукции  за месяц. 

Показатели План  на месяц Фактический выпуск за месяц
всего В том  числе по декадам
1 2 3
Выпуск  товарной продукции, тыс.руб. 580 610 180 200 230
Количество  рабочих дней 22                                          22 7 8 7
Среднесуточный  выпуск, тыс.руб. 26,36 27,73 25,71 25,00 32,86
Процент фактического ежедневного выпуска  продукции к плану 100 105,17 97,54 94,83 124,63
 

     План  выпуска продукции за октябрь  выполнен на 105,17%, но работа осуществлялась не равномерно, т.к. планируемый результат работы в первую декаду был выполнен на 97,54 процентов, во вторую – 94,83 процентов, то есть степень выполнения плана снизилась. Это привело к «штурмовщине» в третьей декаде: 124,63%. Выполнение месячного плана 105,17 % сложилось в результате невыполнения плана в 1 и 2 декадах и перенапряжении в третьей, что характеризует предприятие с отрицательной стороны, т.к. может привести к снижению продаж, выпуска продукции, сверхурочным часам работы, перерасходу ФОТ, увеличению себестоимости, снижению выручки, прибыли.

     

     Рис.2.3.3. - Ритмичность продукции. 

     Разные  уровни выпуска товарной продукции  по декадам свидетельствуют об имеющихся  резервах его увеличения, которые  предприятия в последующем должно использовать. Для выявления резервов следует исчислить коэффициент ритмичности, то есть обобщающий показатель равномерности выполнения плана выпуска товарной продукции. Он определяется как отношение фактически выпущенной товарной продукции в пределах плана за определенный период времени к плановому выпуску продукции за это же время.

      Чтобы определить степень влияния неритмичности  работы на выпуск товарной продукции, следует из 100% вычесть коэффициент ритмичности (в процентах). Неритмичная работа предприятия снижает возможное выполнение плана выпуска продукции. Снижение возможного выполнения плана выпуска продукции находится сравнением суммы фактического выпуска продукции в пределах плана с ее выпуском предусмотренном в плане.

      Основными причинами неритмичной работы могут  быть: перебои в снабжении предприятия сырьем, топливом, электроэнергией, неполное использование оборудования, неслаженность работы отдельных цехов и другие.

     Результаты  проведённого анализа оформляются  в таблице 2.4.

Таблица  2.4.  – Анализ ритмичности за месяц,  тыс. руб.                                                                                                

Декада План Отчет Фактический выпуск в пределах плана
1 80 78 78
2 64 64 64
3 72 77 72
Итого 216 219 214

Информация о работе Анализ показателей производства и реализации продукции