Технологии избирательных кампаний в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть, какие технологии избирательных кампаний применяются в современной России и выявить наиболее эффективные из них.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать понятие политических технологий.
Рассмотреть разработку стратегии и тактики предвыборной кампании.
Проанализировать основные мероприятия кампании.

Содержание

Введение Стр. 3
Глава 1. Понятие технологии избирательной кампании. Стр. 6
Глава 2. Разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. Стр. 12
Глава 3. Основные мероприятия кампании: Стр. 20
3.1. Организационно - массовое направление. Стр. 22
3.2. Агитационно-рекламное направление. Стр. 42
3.3. Сбор средств на проведение кампании. Стр. 58
Заключение. Стр. 62
Список использованной литературы. Стр. 63

Работа состоит из  1 файл

курсовая по политическим технологиям 27 мая.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

       Интернет

       Социальные  сети

       Переход людей в т.н. «социальные сети» Интернета – факт уже свершившийся, хотя рост таких сообществ еще далек не только от финиша, но даже и не достиг высшей точки своего развития. Видимо, никогда и не достигнет, поскольку изобретаются все новые сервисы, а пользователям Интернета предлагаются все большие возможности в общении друг с другом.

       Революционным качеством, которое позволило социальным сетям завоевать бешеную популярность во всем мире, стала возможность находить людей со схожими интересами, деятельностью, местом жительства и общаться с ними когда угодно и откуда угодно. Общность и возможность вести диалог – всегда порождают доверие к сказанному. Добавим к этому широкое распространение сетей, мгновенную доставку информации и получим почти идеальный инструмент для политтехнолога. Почти, потому что, при все увеличивающемся охвате населения Интернетом, до поголовной «интернетизации» еще далеко.

       Аудитория российского Интернета на сегодняшний день исчисляется уже десятками миллионов пользователей. Высокую активность проявляет молодежь, в том числе и те, кто еще не достиг 18 лет, то есть не могут быть интересны политтехнологам с точки зрения непосредственного участия в избирательном процессе. Среди граждан, по возрасту уже обладающих избирательными правами, основная масса Интернет-пользователей сконцентрирована в возрастных группах (в годах): 18-24, 25-34 и 35-44. Увы, но те, кто максимально активен в Интернете, далеко не столь же активен как избиратель. И наоборот – те, кто проявляет свою гражданскую позицию и исправно ходит на избирательные участки – Интернетом пользуются весьма ограничено. Так, по данным исследований Фонда «Общественное мнение» летом 2008 года, Интернет-аудитория лиц в возрасте 45-54 лет составляет всего 17%, а лиц старше 55-ти и вовсе – 4%.

       Однако  это вовсе не означает, что оказывать  влияние на общественное мнение через  Интернет и, в первую очередь, через  «социальные сети», нельзя или малоэффективно. И можно, и нужно, и вполне эффективно. И чем дальше – тем более актуальным Интернет будет становиться для специалистов по выборам.  

       До недавнего времени, присутствие кандидатов в сети Интернет на период избирательной кампании, ограничивались «сайтом-визиткой» – несколькими Интернет-страницами с рассказом о славном прошлом и героическом настоящем претендента на выборную должность, и о блестящем будущем всех жителей округа, после того, как они «правильно проголосуют». Если средства и возможности позволяли, то добавляли фотоальбом и какие-нибудь медиа-ролики – запись выступления, к примеру, или агитационное видео. Иногда, изображали подобие двусторонней связи – форму «вопросы и ответы». Такая «связь» ограничивалась несколькими вопросами, придуманными штабом кандидата и ответами. За тем же авторством. После чего – «диалог» заканчивался и навеки застывал в неизменном виде. Новости на сайте, время от времени, могли обновлять, в расчете на интерес СМИ. Расчет, как правило, не оправдывался…7

       Подпись «по материалам Интернет» под газетной статьей – давно стала привычным делом. Любые СМИ – от федеральных до муниципальных – узнают и используют новости из «Всемирной паутины», а то и вовсе – перепечатывают целые информационные блоки. Особенно, в той части, что касается «жареного» - слухов и сплетен или их опровержения.

       Существует  практика создания сайтов кандидатов для отражения «чернухи» и  для прививания общественному мнению популярности кандидата, для привлечения  блогеров определённого толка.

       Общение с Интернет-пользователями очень полезно кандидатам, так как они могут повлиять на мнение популярных блоггеров, которые во многом формируют позицию своих читателей».

       С моей точки зрения, максимальной эффективностью для использования в избирательных  кампаниях, обладают блоги и городские Интернет-форумы. В зависимости от масштабов кампании – необходимо смещение акцентов в пользу того или иного инструмента, но, в целом, – они прекрасно дополняют друг друга.

       «Блог» – это фактически небольшой Интернет-сайт с очень простой системой управления и возможностью обратной связи с читателями. Управление блогом сделано настолько простым, что каждый человек, умеющий работать в текстовом редакторе Word и выходить в Интернет, может стать блоггером без дополнительного обучения

       Блоги – довольно «масштабны» по охвату аудитории, потому делать на них основную нагрузку целесообразно в «больших» кампаниях – президентских, депутатов Госдумы, мэров крупных городов, иногда – региональных депутатов.

       В российской практике, наиболее активным в Интернете кандидатом на выборах президента России-2008, стал Андрей Богданов. Его блог впервые стал не вспомогательным средством, а вполне самостоятельным и довольно эффективным инструментом, который широко рекламировался, в том числе и по центральным телевизионным каналам. Именно на страницах блога Богданова многие избиратели узнали – кто он, с какой программой идет на выборы, какие цели перед собой ставит.   

       Политтехнологам хорошо известна технология «дневник кандидата» - хронологическая публикация событий, встреч, выступлений участника кампании. Зачастую, «дневники» вызывают куда как больший интерес избирателей  чем газетные развороты с «кирпичами» предвыборных программ или агитационными статьями. Во многом причина в том же, чем привлекают зрителей бесконечные телесериалы, «мыльные оперы» - наблюдение за каждодневными событиями в их развитии. И чем в этих событиях больше «жизни» - тем интереснее за ними следить. Блог – это и «визитная карточка», и «дневник кандидата» в одном лице.

       В отличие от официального сайта кандидата, содержание которого в значительной мере ограничивается форматом, блог куда как свободней и может «говорить» с аудиторией более «человеческим языком». Новости, которые «не вписываются в формат», на страницы сайта просто не попадут. В блоге, напротив, официальные сообщения о ходе избирательной кампании – вполне органично сочетаются с событиями повседневной жизни кандидата. Так, в блоге Андрея Богданова, сообщение о публикации его предвыборного интервью изданию Газета.ру на сайте «Союза производителей нефтегазового оборудования», ничуть не диссонировало с зарисовкой о поездке в метро и приглашением сходить на футбол и поболеть за «Спартак». Все публикации – в один день, 6 февраля. Причем, пост (запись в дневнике) о футболе собрал куда как больше комментариев, чем сообщение об интервью.

       Комментариев  в блогах хотелось бы коснуться особо. Возможность диалога – очень  важна для формирования доверия  между избирателями и кандидатом. Даже, если за вашего кандидата общаться с посетителями блога будут специально назначенные сотрудники, то иллюзия непосредственного разговора «с самим» может быть полной. Формат позволяет.  

       Как кто-то метко заметил – процедура демократических выборов основана на двух принципах: желании почувствовать свою сопричастность к политическим решениям и желании взвалить ответственность на чужие плечи. «Социальные сети» дают любому желающему такое чувство сопричастности, возможностями комментировать записи, задавать вопросы, получать ответы и даже давать советы кандидату. К примеру, запись в блоге Андрея Богданова с текстом о предстоящих предвыборных дебатах: «…посоветуйте, какие вопросы задать Жириновскому и Зюганову? Лучшие задам им, и назову фамилию, кто спрашивает!!!», - вызвала широкий отклик у читателей – было около сотни комментариев с предложениями.

       В общем, используя блог в избирательной  кампании, не стоит забывать, что  он ценен именно живым и непосредственным общением. Блог одной из самых ярких  отечественных политических фигур, Владимира Жириновского, мало проявился  в президентской кампании. Полагаю, причина была именно в его «лозунговости» - блог лидера ЛДПР был лишь одной из его «агиток» в ряду прочих.

       Городские Интернет-форумы

       Эти Интернет-ресурсы локальны и ограничены географией проживания участников обсуждений. Это, конечно, не означает, что на них не может придти любой желающий из любой точки мира, но круг проблем, обсуждаемый на таких площадках, как правило, в основном замкнут на проблемах города или района. Перемещать основную Интернет-деятельность предвыборного штаба на городские форумы оправдано в избирательных кампаниях муниципальных масштабов – мэрских, депутатов городских советов, глав муниципальных образований.

       Аудитория городского форума, чаще всего, это  вполне образованные и неглупые люди с активной жизненной позицией. Те, кто заходит на такие площадки с целью «просто потрепаться» - надолго не задерживаются. Так что, развлекающейся молодёжи там почти не встретишь. Следует добавить, что участники городских форумов, при всех их положительных качествах, почти всегда являются носителями «местечкового патриотизма» и встречают в штыки «пришлых», которые относятся к их «малой родине» без должного уважения. Зато – это аудитория, которая действительно близко к сердцу принимает местные проблемы, неплохо в них разбирается, как и в хитросплетениях местной власти. А это очень полезная информация для руководителя избирательной кампании кандидата.

       Большой плюс Интернет-форумов – возможность  анонимного общения. Такое «ощущение  безопасности» развязывает языки  многим участникам обсуждений и позволяет выдавать «служебную информацию». В практике автора статьи была пара случаев, когда сотрудники штаба конкурента «из местных» проговаривались в форумах о довольно интересных моментах своей работы. Кстати, в обоих случаях причиной было – недовольство некоторыми аспектами внутриштабных взаимоотношений. Однажды, даже удалось заблаговременно узнать о готовящейся акции конкурента и частично ее заблокировать, когда участники мероприятия обмолвились в форуме о времени и месте проведения.

       Форумчанам изрядно льстит, когда кандидат находит время для того, чтобы приходить на их дискуссионную площадку и принимать непосредственное участие в обсуждениях, делиться мыслями и спрашивать совета. Учитывая то, что представители местных СМИ практически всегда заглядывают на городские форумы в поисках свежего и горячего материала, а то и являются активными участниками общения, часть информации очень часто попадает в новостные сюжеты СМИ.

       Форум удобное место для проведения активных мероприятий – дезинформирования конкурентов, к примеру, или «прививок» общественному мнению.

       Взаимодействие  ресурсов

       В избирательной кампании необходимо наладить координацию и взаимодействие всех имеющихся ресурсов. Это относится  и к использованию ресурсов социальных сетей. Они должны перекликаться друг с другом, усиливая резонанс и свое воздействие. Средства массовой информации (и «традиционные» и Интернет-СМИ) должны публиковать информацию из блогов и форумов, а блоги и форумы – обязаны подхватывать выгодные для кандидата материалы, быстро и широко распространяя их в Интернете. Для этого, вокруг блога кандидата, целесообразно создать группировку блогов, внешне не имеющих никакого отношения к вашему кандидату.

       Ресурсам  «социальных сетей» доверяют не только люди, но и поисковые машины. Так что, ваш кандидат очень скоро может стать весьма заметной и известной фигурой в Интернете.

       Можно выделить следующие аспекты, делающие Интернет одним из эффективных каналов  распространения политической рекламы  определенного кандидата:

       Интернет  работает 24 часа в сутки, т.е. в течение этого времени все заинтересовавшиеся могут получить интересующую их информацию о кандидате;

       Интернет  обеспечивает возможность прямой и  косвенной агитации за кандидата, а  также передачи о нем практически  любой информации;  

       в Интернете содержание информации о  кандидате может изменяться в  зависимости от необходимости —  столько раз, сколько нужно: никакая  иная реклама подобной гибкости в  предоставлении информации не несет;

       в Интернете могут быть использованы цветные изображения и звуковое оформление, что позволяет получить более информативное представление о кандидате;

       Интернет  позволяет «включить» избирателей  в непосредственное взаимодействие с самим кандидатом.

       В Интернете информацию о кандидате  можно:

       просмотреть в виде текста;

       прослушать  в аудиоформе;

       записать  в виде файла и воспроизвести  впоследствии;

       просмотреть в виде качественного видеофрагмента.

       Основная  задача стратегического планирования в отношении использования Интернета  в ходе избирательной кампании, состоит  в повышении привлекательности электронных страничек и их непосредственной рекламы.

       Можно выделить следующие основные цели использования  интернетовских веб-сайтов в ходе избирательной  кампании: 

       донесение до избирателей точно и ярко сформулированных и оформленных взглядов определенного кандидата;

       способствование формированию имиджа кандидата;

       рекрутирование  добровольных помощников;

       презентация политических инициатив и программ кандидата;

Информация о работе Технологии избирательных кампаний в современной России