Технологии избирательных кампаний в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть, какие технологии избирательных кампаний применяются в современной России и выявить наиболее эффективные из них.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать понятие политических технологий.
Рассмотреть разработку стратегии и тактики предвыборной кампании.
Проанализировать основные мероприятия кампании.

Содержание

Введение Стр. 3
Глава 1. Понятие технологии избирательной кампании. Стр. 6
Глава 2. Разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. Стр. 12
Глава 3. Основные мероприятия кампании: Стр. 20
3.1. Организационно - массовое направление. Стр. 22
3.2. Агитационно-рекламное направление. Стр. 42
3.3. Сбор средств на проведение кампании. Стр. 58
Заключение. Стр. 62
Список использованной литературы. Стр. 63

Работа состоит из  1 файл

курсовая по политическим технологиям 27 мая.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

       Кафедра политологии и  социальной политики 
 
 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА 

       по  дисциплине специализации «Технология  избирательной кампании» 
 

       «Технологии избирательных кампаний в современной  России» 
 
 
 
 
 

       Научный руководитель:

       кандидат  философских наук, доцент, 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 

       Москва 2010 г.

 

        План 

       Введение          Стр. 3

       Глава 1. Понятие технологии избирательной кампании.  Стр. 6

       Глава 2. Разработка стратегии и тактики предвыборной кампании.    Стр. 12

       Глава 3. Основные мероприятия кампании:             Стр. 20

       3.1. Организационно - массовое направление.            Стр. 22

       3.2. Агитационно-рекламное направление.            Стр. 42

       3.3. Сбор средств на проведение кампании.             Стр. 58

       Заключение.                  Стр. 62

       Список  использованной литературы.              Стр. 63

 

        Введение

       Актуальность  работы.

       Предлагаемая  тема чрезвычайно актуальна для современной России. Это обусловлено отсутствием в России опыта проведения демократических выборов. Первые робки попытки были предприняты ещё царским режимом, когда бы л сформирован первый состав Государственной Думы в начале прошлого века, этот опыт длился менее 10 лет и был прерван I Мировой войной, Октябрьской революцией, гражданской войной. Если не считать короткого времени многопартийности после Октябрьской революции, в дальнейшем в СССР существовала, лишь одна партия. Ни о какой борьбе в ходе кампании между партиями не было речи. Фиктивной была борьба между предлагаемыми одной партией кандидатами. Ярким свидетельством профанации избирательного процесса являлось практически 100% голосование за тех или иных кандидатов. После переворота в 1991 году руководством страны были предприняты попытки полностью скопировать политическую, в частности избирательную, системы западных стран. Слепое непродуманное копирование перенос на нашу почву эволюционно далеко ушедших технологий имел негативные последствия. Это противостояние парламента и исполнительной власти завершившееся  расстрелом Белого дома, это возникновение множества разнокалиберных партий в 90-е годы. Негативные результаты этого первого опыта формирования новых подходов в избирательном процессе влекли за собой существенные изменения во многом упирающиеся на опыт советской эпохи, это прошедшее в последнее 10-летие резкое сокращение партий, повышение проходного барьера в государственной Думе, формирование Совета Федерации в основном из числа отставных политиков, создание монопартии, попытка формирования оппозиционной партии («Справедливая Россия») по образцу западных стран.

       Недостатки  системы сложившиеся в последнее 10-летие подвергаются критике. Результатом является дальнейшая эволюция избирательного права в нашей стране. В заявления руководства нашей страны говориться о необходимости более широкого доступа мелких партий к участию в политической жизни. Принят закон о новой процедуре формирования совета федерации с 1 января 2011 года в соответствии с которым Совет Федерации будет реально формироваться выходцами из регионов.

       Всё это свидетельствует об активном поиске в нашей стране адекватных технологий проведения выборов, о поиске демократичных не ведущих к анархии избирательных технологий. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что любые теоретические исследования в этой области могут иметь важное значение. 

       Теоретической основой работы служат труды отечественных исследователей таких, как : Е.Малкин, Е.Сучков, О.П. Кудинов, А.А. Малькевич, О.А. Матвейчев, Ю.В. Новиков, С.Ф. Лисовский, В.А. Евстафьев и другие. 

       Цель работы - рассмотреть, какие технологии избирательных кампаний применяются в современной России и выявить наиболее эффективные из них.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

       Дать  понятие политических технологий.

       Рассмотреть разработку стратегии и тактики  предвыборной кампании.

       Проанализировать  основные мероприятия кампании. 

       Объект  исследования – современные политические технологии в современной России.

       Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением современных политических технологий в России.

 

        Глава 1

       Понятие технологий избирательных  компаний. 

       Политические Технологии— одна из областей деятельности политиков, тесно связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение различных способов манипуляции общественным мнением. Под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп и организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных типа методов: методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии (универсалистский компонент политических технологий); а также методы и механизмы, ориентированные на тщательный учёт и места, и времени (конкретно-эвристический компонент политических технологий). В условиях российских реалий происходит массовое применение политических технологий в целях укрепления оккупационного режима, узурпировавшего власть в России. В первую очередь идёт поголовное насаждение идеологии государственного патриотизма в среде мелких и средних чиновников, что делает их весьма зависимыми от центрального аппарата власти. Далее происходит «прикорм» ручной оппозиции в лице старых коммунистов (по крайней мере, их лидеров) и новых «демократов», которые призваны канализировать все протестные настроения, уведя их в безопасное для режима русло. И, наконец, происходит жёсткая и бескомпромиссная борьба, выливающаяся в силовые акции с нарушением всех норм демократии (при их декларировании, конечно) и свобод личности с настоящей оппозицией, представленной националистами и патриотами. Естественно, что в первую очередь давится русский национализм, как наиболее опасный для правящего режима, т. к. подавляющее большинство населения России являются Русскими и в той или иной степени поддерживают националистов. 1

       Основные  подходы к проведению региональных избирательных кампаний в России и современные тенденции в  применении политических технологий.

       Особенностью  политической жизни России 90-х годов  является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах. С другой стороны, прямое неадаптированное к местным этно-территориальным и социокультурным условиям применение западных политических технологий не привело к желаемым результатам. В своей работе политимиджмейкерам также приходилось учитывать тот факт, что последнее десятилетие в России, наряду с подходом к проведению избирательных кампаний с позиций современного политконсалтинга, одновременно применялись и другие. Практика избирательных кампаний в современной России позволяет выделить пять типов подходов.

       Это, во-первых, подход, осуществляемый с  позиций политического маркетинга и менеджмента, учитывающий опыт демократических западный стран. Его  мы обозначим как политконсалтинговый. Принципы этого подхода, в целом, были подробно описаны при определении сущности и структуры современной политической технологии. Такой подход может быть назван политической технологией par excellence, поскольку он учитывает реалии сегодняшнего общества опережающего потребления. Он характеризуется интерпретацией фигуры кандидата как товара и выдвижением на первое место в цепочке кандидат – политический имиджмейкер – избиратель второй из вышеназванных фигур. Основным ресурсом, необходимым для проведения избирательной кампании в рамках этого подхода оказываются финансовые ресурсы сил, лоббирующих данного кандидата, контроль над расходованием которых оказывается в руках политического консультанта. Как и на Западе, в России стали организовываться специальные благотворительные фонды, целью которых является профессиональное участие в политической избирательной борьбе. Структура такого фонда в западных странах, как и у нас такова. Центральный орган в виде координационного совета, возглавляемого президентом или председателем совета, - вершина структурной пирамиды, ее основание - волонтеры фонда. Деятельность фонда базируется на стабильном финансировании его программ. Активно применяется технология фандрайзинга, т. е. набора навыков по нахождению денег для деятельности фонда в обмен на лоббирование интересов финансирующих структур. Активно используются средства массовой информации, современные разработки политического “паблик рилейшнз” и рекламы.

       Во-вторых, административно-командный подход, который до сих пор наиболее часто  употребляется как средство удержания  власти и лоббирования угодных ей кандидатов. Этот метод наиболее эффективен в регионах, где слабое развитие демократических принципов управления сочетается с национальными и религиозными традициями, создающими основу для авторитарных тенденций в политике. Это республики и другие национально-территориальные образования в рамках Российской Федерации. Аналогичным образом, административно-командный подход эффективен и в регионах с большим удельным весом сельского населения и левыми политическими симпатиями электората (так называемый “красный пояс”). Главный ресурс этой модели – реальная власть. Административно-командный подход в регионах с развитыми демократическими традициями и, как следствие, критическим отношением к власти и поляризацией интересов между правящими элитами, применяется обычно более мягко на отдельных этапах кампании и не связаны с прямым давлением на волеизъявление избирателя. Более жесткие модели имеют место в национальных республиках, где результаты голосования зачастую демонстрируют успех нынешнего главы в цифрах, приближающихся к 100 %. Здесь доходит до выдачи заданий нижестоящим органам управления с целью получения необходимого числа голосов на данной территории за нужного кандидата, сопровождающегося соответствующими поощрениями или наказаниями.

       Следующий подход может быть обозначен как партийный. Здесь главным ресурсом избирательной кампании является организация, партия или движение. Работа строится по принципу постоянного присутствия в регионе. Основной ресурс такой кампании – организованные группы агитаторов, регулярно работающих с потенциальным электоратом вне зависимости от того, проходят в данный момент выборы или нет. Главные действующие лица в таких кампаниях – это партийные активисты, опирающиеся на организационные структуры. Из сказанного понятно, что наибольшей эффективности в применении этого технологического подхода достигают старые партии с мощными организационными структурами на местах и многолетним опытом работы. Среди них, в первую очередь, можно назвать «Единую Россию». Активным партийным строительством пытаются заниматься и другие общероссийские партии и движения: ЛДПР, КПРФ “Яблоко».

       В развитии современных подходов к  применению политических технологий можно  четко уловить тенденцию к  их усложнению. Если в конце 80-х и  начале 90 годов политический дилетантизм, вера в свои убеждения и собственные способности кандидата в сочетании с бескорыстной преданностью группы поддержки могли привести кандидата к успеху, то сегодняшняя ситуация показывает, что те времена уже прошли. Сегодня мы сталкиваемся с комплексным применением всех имеющихся подходов, превалирование тех или других в конкретной избирательной кампании объясняется типом выборов (общефедеральные или региональные, выборы главы государства, республики или области или выборы депутатов всех уровней) местами их проведения, возможностями политических сил. В зависимости от этого преобладает или административно-командный или “политконсалтинговый” или партийный подходы. В связи с усложнением политических технологий, можно предположить, что будущее в России за комплексным подходом к проведению выборов, сочетающим административный, партийный и политконсалтинговый подходы, где последний подход несет ответственность за разработку концепции проведения избирательной кампании. Политический дилетантизм уходит на второй план.2

       Другой  тенденцией, определяющей внутреннее развитие поликонсалтинга, является переход  от бездумного применения западных технологических  образцов к разработке оригинальных, учитывающих особенности ментальности и политической культуры стратегий предвыборной борьбы. Первой русской формулой на пути к политическому успеху обогатившей позднее российский политконсалтинг, обусловленной ментальностью русского народа всегда жалевшего “неправедно отстраненного от власти”, стала раскрутка фигуры Бориса Ельцина. Впоследствии, эту случайно найденную формулу политического успеха, уже осознанно использовали многие политические деятели на общероссийском и региональном уровнях. Опыт проведения избирательных кампаний на региональном уровне выявил свои особенности в завоевании голосов представителей различных социальных групп. Если стабильный электорат, толерантно относящийся к действующим политическим фигурам, ориентирован на получение информации от электронных и печатных СМИ, то протестный электорат не доверяет масс медиа и работа с ним предполагает непосредственную активную агитационную работу на работе и дома. Характерной особенности российской глубинки, ориентированной на живое убедительное слово в большей степени, чем на “повестки дня”, устанавливаемые для них в центральных и областных СМИ. В связи с этим, стоит обратить внимание на применение в избирательных кампаниях технологий прямого действия и именно лекторских групп, которые, проводят на предприятиях курс просветительских лекций для работников и ведут косвенную агитацию за того или иного кандидата.

       Существенным  фактором, определяющим возможности  политических сил в применении политических технологий избирательных кампаний можно отнести заметную активизацию  избирательных комиссий как общефедерального, так и регионального уровней. Опираясь на серьезную законодательную базу, избирательные комиссии осуществляют жесткий контроль над соблюдением правил предвыборной борьбы и, в случае серьезных нарушений, могут исключить избирательное объединение из числа участников выборов.  

 

        Глава 2.

       Разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. 

       Правильная  стратегия кампании позволяет кандидату полностью использовать такие ограниченные ресурсы как время, финансовые средства, люди и творческий потенциал. То, каким образом эти ресурсы используются, во многом определит исход выборов. Любая стратегия базируется на анализе округа. Это первый шаг при разработке стратегии проведения кампании. Важно знать сильные и слабые стороны кандидата, сильные и слабые стороны его оппонента, а также основные социально-политические проблемы конкретного региона.

Информация о работе Технологии избирательных кампаний в современной России