Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политологии".

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по политологии.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

   5) Демократические    политические   системы  собрали   в   себе:   правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита  меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.

   6) Авторитарные политические системы представляют собой слияние  следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких  средств  в решении государственных проблем, опора  на  репрессивные  органы,  отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления  в  ущерб регионам.

   Демократия ("democratia") с греческого - народовластие.  Демократическая   политическая  система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

   Упрощенное  понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она - явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.

   Демократический режим - это режим, основанный на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам  широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

   В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует  демократический   политический  режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

   Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

   Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью, на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляции), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется, как бы совпадением, объекта и субъекта управления.

   Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

   На  новый уровень поднимается система  разграничения полномочий между  центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

   Нормативное регулирование приобретает качественно  новый характер. В идеале, поскольку  демократическое общество характеризуется  достаточно высоким уровнем сознания, и, кроме того, граждане сами принимают  прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

   Разумеется, и демократический режим имеет  свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

   Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала, и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

   Кроме того, демократический режим в  устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

   Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические  права и свободы, равный статус различных  форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.

   Таким образом, можно заключить, что демократический  режим обладает следующими чертами:

   1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

   2. Политическая власть носит легитимный  характер и осуществляет свои  функции в соответствии с принятыми  законами. Основной принцип  политической  жизни  демократического  общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

   3. Для демократического режима  характерно разделение властей  (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

   4.  Демократический  режим характеризуется  правом народа влиять на выработку   политических  решений (путем  одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

   5. Важной характеристикой  демократического   политического  режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или  многопартийной системы, конкуренцию  политических партий и их влияние  на народ, существование на  законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.

   6.  Демократический   политический  режим характеризуется высокой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений государства  и граждан. 

   Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т. п.. Из этого можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говорится, "на ровном месте". Это сложный процесс преобразований общества и государства.

   В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать  развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Это также сложный процесс, для которого необходимо время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

   1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. // Полис. –1997. - № 6.

   2.Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка. В кн.: Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под ред. Ф.М. Бородкина. М.: Прогресс. 1989.

   3.Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии. // Вестник Московского университета Сер. 12. 1994. № 3.

   4. Дегтярев А.А. Методы политологических исследований. // Вестник МГУ. Сер. Политические науки, 1996, № 6.

   5. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни. // Социально-политический журнал. –1997. - № 2.

   6. Дегтярев А.А. Предмет и структура политической науки. // Вестник МГУ. Сер.12. – 1996. - № 4.

   7. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.

   8. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. № 4.

   9. Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политики как науки // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1998. № 5.

   10. Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

   11. Кулик А..Н. Тенденции развития политической науки в России. // Общественные науки и современность. 1996. N2.

   12. Кулик А.Н. Политическая наука в России: кризис или переход на новую модель развития. // Вестник МГУ. Сер.12. –1997. - № 1.

   13. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М.: Изд-во ПРИОР. 2000.

   14. Общая и прикладная политология / Под общей ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: МГСУ. 1997. С. 59-97.

   15. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.

   16. Политология. Опорные конспекты. Брянск: Курсив, 1999.

   17. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

   18. Политология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Ю.А.Северова. – Тула, 1994. Ч. 1.

   19. Пригожин А.Н. Что есть политика? // Общественные науки и современность. 1996. N4.

   20. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов ВУЗ. – Москва, 1995.

   21. Радугин  А.А.  Политология. М.: Центр, 1997.

   22. Рудич М.Ф.  Политология : теоретический и прикладной контекст. // Социально-политический журнал. 1996. № 5.

   23. Соловьев А.И. Мозаичная парадигма российской  политологии . // Полис. –1998. -№ 4.

   24. Федоркин Н.С. Политика как социальный феномен и  предмет  политической жизни. // Вестник Московского университета. Сер. 18. 1995. N3.

   25. Федун Л. О  предмете  и  методе   политологии  // Социально-политические науки, 1991, № 3.

   26. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М.: Республика. 1997.

   27. Шутов А.Ю. Прикладная политология: попытка систематизации. // Вестник Московского университета. Сер. 12. 1994. № 3.

   28. Ященко К.Л. Политическая наука перед вызовом новых политических реалий. // Социально-политический журнал. 1996. N2. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"