Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

рамках  которого  регулируются  и  примиряются   противостоящие   социальные интересы.    Давая   обоснование    экономической    демократии,    социал-демократы

подчеркивали в своих  официальных документах, что выступают  за  общественную собственность,  но  в  рамках  смешанной  экономики. 

Приоритет  в  своей  экономической  стратегии  социал-демократы  отдают рыночным  отношениям.  Государство,  в  свою  очередь,  должно  регулировать

рынок:  не  допускать  доминирования  на  нем   только   большого   бизнеса, добиваться,  чтобы  технологии  использовались  на  благо  всего   общества.В целом  экономическая  сфера

должна  отличаться  четко  выраженной  социальной  направленностью  и   быть

подконтрольна обществу,  но  без  утраты  эффективности,  присущей  рыночной экономике.

Термином  "социальная  демократий'  обозначается  качественная  сторона

образа жизни людей,  которая  комплексно  характеризует  степень  социальной свободы  человека,  условия  и   содержание   его   трудовой   деятельности,

доступность системы образования  и духовных ценностей,  состояние  окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это  прежде  всего борьба за более высокое качество жизни.

Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что  авторитарный

коммунизм  оказался  путем,  усеянным  огромными   жертвами   и   вымощенным экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает  искать

равновесие  между  свободой  и  социальной  справедливостью  и  стремится  к социальному государству.

Влияние  этой  идеологии  обусловленоьтем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации,  с  равным

социальным  статусом   граждан.  

В идеологическом отношении главное  противостояние  XX  века  -  борьба

либеральных и  социалистических идей. Но социализм, понимаемый как гуманное,  демократическое  общество,  по-прежнему

остается  "открытым  вопросом",  интеллектуальной  и  практической  задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

Консерватизм

    Консерватизм  возник в конце  XVIII  века  как  реакция  на  французскоеПросвещение  и Великую французскую революцию.  Консервативная  идеология  была

ответом  на  вызов  либерализма  и   радикализма.   Поскольку   консерватизмвозникает  именно как противопоставление либеральным  воззрениям  на  природу

человека, свободу, равенство и братство, то его не считают  самостоятельной,"чистой" идеологией. Подобноерождение консерватизма  не помешало  ему  превратить  в  достаточно  стройную

систему взглядов, которая претерпела значительную  эволюцию,  адаптируясь к современному миру.

    Э.Берком (1729-1797 гг.стал   основоположник   традиционного

консервативного направления, которое отличалось неприятием  нигилистического характера  французской  революции  XVIII  века,  буржуазной   демократии   и

индивидуальной    свободы.    "Отцы-основатели"    политической    идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых  капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшим  принципом  консервативной  идеологии  является  нравственный абсолютизм,  признание  существования  незыблемых  нравственных  идеалов   и

ценностей. Эти  нравственные идеалы и ценности личности должны  формироваться всеми способами общественного и государственного  воздействия  и  обуздывать

"греховную"  природу человека. Политика в  этом  смысле  тоже  не может  быть свободной от морали.

Другим  важнейшим  принципом  консерватизма  является   традиционализм.

Традиционные  начала - это, фундамент любого здорового общества.  Общественные  реформы должны   опираться   на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции  и  ценности.  Каждый

политический  деятель, принимающий решения, должен  делать  это  ответственно не  только  перед  своими  современниками,  но  и  предками,  и   потомками.

Традиционализм  консервативной  идеологии  теснейшим  образом  связан  с политическим   реализмом.  

Политическая  практика, как считают  консерваторы,  не  должна  опираться  на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся  в  обществе,  должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. Консерватизм  возвращал  политической  мысли  чувство историчности,  отстаивал  в   бурное   революционное   время   непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей  "старого  общественного

здания",  вместо  изобретения  абстрактных  конструкций  на  "чистом  листе" революционной истории.

    Консерватизм,  особенно  современный,  позитивно   относится   к   идее равенства людей  перед  богом.  Равенство  существует  в  области  морали  и добродетели,  возможно   даже   политическое   равенство.

Эгалитаризм  же  разрушает  социальную  иерархию,  на   которой   базируется социальная стабильность. В то же  время  антиэгалитаризм  не означает,  что консерваторы  выступают  за   жесткую   пирамидальную   структуру   социума.

Социальная  мобильность  по   вертикали   и   по   горизонтали   важна   для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал  принцип

меритократии, в соответствии с которым  власть  должна  находиться  в  руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со  временем политическую   демократию,   консерваторы   стали   сторонниками   элитарной демократии, когда  демократический  механизм  дает  возможность формировать

профессиональную  политическую  элиту  и  выдвигает  к   власти   достойных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Средства  массовой информации :понятие, функции  и проблемы развития.

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье129.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями  и силой воздействия, которые  зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.

В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию - королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

Функции:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция  проявляется в сообщении гражданам  знаний, позволяющих адекватно оценивать  и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение  всей его жизни, в том числе  и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации

ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная  роль СМИ тесно связана с их функ-цией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

ФУНКЦИЯ КРИТИКИ. Эту функцию в  политической системе осуществляют не толь-ко масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция  основывается на авторитете общественного  мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

ИННОВАЦИОННАЯ, проявляющаяся в  инициировании политических изменений  путем широкой и настойчивой  постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Все рассмотренные  выше политические функции СМИ объединены. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения.

 Политические функции СМИ  — формирование массового общественного  сознания и/или направленное влияние  на отдельные группы населения.  
Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

Проблемы развития некоторых СМИ

Конкуренция интернет-ресурсов с традиционными СМИ заставляет последних выбирать новые форматы  вещания и подачи информации. В  первую очередь приходится говорить о небольших компаниях, которым в современном мире всё сложнее удержать как аудиторию, так и щедрого рекламодателя, без которого печататься, вещать, показывать будет очень проблематично.Может быть, именно поэтому многие издательства, телекомпании и радиостанции выбирают свой путь развития, проще говоря, специализируются на какой-либо одной теме. Так, например, появляются православные каналы или газеты, главными материалами которых становятся обряд крещения, панихида в церкви, Между тем большая часть таких изданий и телеканалов отказываются завести свою собственную интересную для пользователя страничку в сети. И несмотря на то, что глянцевые журналы о красоте, всё ещё пользуются относительной популярностью, без активного использования виртуальных площадок в ближайшем будущем их, скорее всего, не ждёт ничего хорошего.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"