Роль СМИ в идеалогических процессах Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 18:12, реферат

Описание

Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой – СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики, так и экономики.

Работа состоит из  1 файл

СМИ в идеол процессах.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)


Средства массовой информации в идеологических процессах.

Место и значение СМИ в нашей  жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном  обществе, становясь, в частности, важнейшим  фактором политической борьбы, а с другой – СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики, так и экономики.

СМИ – это совокупность средств  распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и internet-СМИ.

Пресса – это совокупность технических  средств изготовления и распространения  информации, а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности.

Коммуникация – это процесс  передачи информации от одной системы  к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.

Значение СМИ в политических и идеологических процессах обусловлено  следующими объективными и субъективными  факторами.

Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции  социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической деятельности, все большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства. Такие процессы связаны с тем, что отсутствующую в Беларуси централизованную систему политических коммуникаций заменяет институт СМИ, который становится центральным институтом политического рынка.

Во-вторых, современные СМИ все  более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о  том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. Прежде всего, это проявляется в целенаправленной стандартизации культуры средствами массовой информации, основанные на коммерциализации газет, журналов, радио, телевидения, Интернета.

В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа  реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. Это не только наносит ущерб имиджу науки как таковой, но и нивелирует ее результаты до уровня информационных сообщений.

В настоящее время в СМИ сформировался  редукционизм идеологических сообщений, основанный на сведении реальных социально-политических, мировоззренческих проблем и явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия аудиторией СМИ утверждениям. Особенность современных СМИ, особенно электронных, как на Западе, так на постсоветском пространстве является разделение идеологической доктрины на отдельные компоненты – так, чтобы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию.

В-четвертых, реальностью становится информационный метаболизм – обмен  информацией в обществе.

В-пятых, никакие реформы в Беларуси не возможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики.

В-шестых, суть информационной революции  заключается в том, что сегодня  наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все больше перестает быть реальным и все больше приобретает виртуальный, сконструированный, искусственный характер.

В-седьмых, в настоящее время  имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием  принципиально новых видов политической электронной коммуникации.

Основным связующим звеном между  журналистикой и идеологическими  процессами является государственная  политика в сфере СМИ, регулирующая:

    • внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель – главный редактор – журналисты);
    • отношения между СМИ и источниками информации;
    • права журналистов на распространение информации;
    • отношения между СМИ и аудиторией;
    • объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;
    • осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ  и государства с его политикой  и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся  всегда к вполне естественному союзу.

Рассматривая взаимоотношения  СМИ и идеологических процессов, уместно припомнить известное изречение  Ж. Эллюля, которое стало в прошлом  веке афоризмом: «Политика – главная  религия нашей эпохи». Характерно, что своим широким распространением эта политическая иллюзия обязана СМИ. И это вполне закономерно, так как СМИ стремятся всячески поддерживать политические иллюзии и мифы, в том числе входящие в идеологические доктрины. В то время как обычная жизнь общества не изобилует захватывающими событиями, в политическом процессе всегда найдутся и противостояние, и интрига, и скандал. СМИ, прежде всего, ориентируются на политические события, раздувая сенсационность тех или иных политических коллизий, превращая политический процесс в бесконечный сериал политической «мыльной оперы».

Но политический процесс по своей сути тождественен идеологическому процессу, если мы признаем ту особенность, что политическая идеология формируется и объективируется в конкретной деятельности политических партий и государства. Соответственно, в идеологических процессах де6йствительность отражается также, только опосредованно, вследствие чего они могут превратиться в процессе схоластического теоретизирования, в «вещь в себе и для себя».

СМИ должны исходить из того, что политическая идеология – это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но и ускорять, искажать и тормозить политические процессы.

Социально-информационным пространством протекания идеологических процессов является политическая коммуникация, которая выступает как «процесс передачи политической информации, посредством  которого информация циркулирует между  различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами».

Общепринято относить к  основным формам политической коммуникации:

    1. межличностную неформальную политическую коммуникацию;
    2. устную и письменную агитацию и пропаганду, осуществляемую через общественно-политические институты и организации;
    3. печатные и электронные СМИ, Интернет-СМИ.

Рассмотрение СМИ как  формы политической коммуникации позволяет  утверждать, что все функции журналистики в той или иной мере содержат идеологическую компоненту, или, в широком смысле слова, являются идеологическими, так имеют политический релевантный характер.

Можно выделить следующие  социальные функции СМИ:

    1. информационную, содержанием которой является информирование о социально-политической, экономической и т.п. ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;
    2. корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего, в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм; политическая социализация; координация действий отдельных субъектов политического процесса и достижение между ними компромиссов и согласия на основе зафиксированных в СМИ их статусов (электоральных и социальных) и идеологических приоритетов;
    3. континуитивную, построенную на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;
    4. развлекательную, ориентированную на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе;
    5. мобилизационную, суть которой в организации и обеспечении проведения кампаний политического характера, в том числе с использование таких форм политической коммуникации, как агитация и пропаганда.

Пропаганду можно рассматривать  как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа.

Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам.

Второй тип – «серая»  пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует  проверки и критического восприятия.

Третий тип – «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.

Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно, с научной  точки зрения, рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной сертификации нашего общества. Суть ее в том, что информационное поле – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и / или СМИ как социальный и политический институт. Печатные и электронные СМИ, прежде всего, массово-политические, как субъекты информационного поля не только формируют в нем свой информационный сегмент, но и одновременно позиционируют себя в вертикальной и горизонтальной структуре идеологических и политических процессов. В результате подобного сертификационного позиционирования могут формироваться различные типы идеологического поведения как журналистов, так и СМИ в целом. При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ в поле политики. Это, в свою очередь, означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.

Подход к журналистике как к социальному и политическому  институту позволяет выделить шесть  основных социальных типов СМИ в  информационном поле Беларуси:

    1. государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления;
    2. государственно-общественные СМИ;
    3. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства;
    4. альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых;
    5. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли;
    6. СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С. Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

 

 

 

 


Информация о работе Роль СМИ в идеалогических процессах Республики Беларусь