Место и роль СМИ в современной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:51, реферат

Описание

Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени несут ответственность за происходящие в обществе процессы. Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Содержание

Введение
Глава 1. § 1: Основные задачи СМИ в политической жизни.
§ 2: Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ
§ 3: Манипуляция общественным мнением посредством СМИ
Глава 2. СМИ и избирательный процесс
§ 1: Печатные СМИ
§ 2: Законодательная база
§ 3: Регулирование печатных СМИ
§ 4: Электронные СМИ
§ 5: Дебаты
§ 6: Политическая реклама
§ 7: СМИ и предвыборная кампания (Россия)
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии.docx

— 77.26 Кб (Скачать документ)

Уральский институт экономики, управления и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место и роль СМИ в современной политике.

Реферат по курсу «Политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент  2  курса юридического факультета

Ю-201 группы

Заочной формы  обучения

Серов А.С. 
 

Научный руководитель

Профессор Руденкин В.Н. 
 

Нижний Тагил 

2011г.

Оглавление.

Введение

       Глава 1. § 1: Основные задачи СМИ в политической жизни.

 § 2: Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ

 § 3: Манипуляция общественным мнением посредством СМИ

       Глава 2. СМИ и избирательный  процесс

§ 1: Печатные СМИ

§ 2: Законодательная база

§ 3: Регулирование печатных СМИ

§ 4: Электронные СМИ

§ 5: Дебаты

§ 6: Политическая реклама

§ 7: СМИ и предвыборная кампания (Россия)

Заключение.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования  все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о  взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение.

Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени несут ответственность за происходящие в обществе процессы. Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку  единых символов и значений в национальном масштабе. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании эволюции общественного сознания в целом.

Уже первые шаги телевидения  на политической арене в 50-х -начале 60-х

годов вызвали среди  специалистов эйфорию по поводу всемогущего  нового

средства массовой информации. Учитывая эти и подобные факты, западные исследователи пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыванию их социальной базы, ослаблению партийной приверженности все большего числа избирателей в индустриально развитых странах

Еще в начале 60-х  годов канадский социолог М.Маклюен, утверждал, что средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. К началу и в период и в период второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды.

Г. Лосуел выделил следующие четыре

основные функции  СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение

информации); «редактирование» (отбор и комментирование информации);

формирование общественного  мнения; распространение культуры. Другими

словами, СМИ обеспечивает расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию - политизация общества и политического просвещения широких слоев населения.

Глава 1. § 1: Основные задачи СМИ в политической жизни. 

«Если бы мне пришлось решать, что лучше, иметь правительство  без газет

или газеты без правительства, я, не колеблясь, выбрал бы последнее", —

писал Томас Джефферсон в 1787 году. Джефферсон говорил о той

американской прессе, которую он знал, — порядка 30 коротких еженедельных газет, каждая из которых занимала четко определенную позицию по проблемам дня. Отцы-основатели считали, что напряженный обмен мнениями между этими публикациями необходим для демократии, и незыблемость свободы печати была закреплена в Первой поправке к Конституции - Сейчас, более двух столетий спустя, запрещение принимать законы, «ограничивающие свободу... печати», записанное в Первой поправке, защищает сегодняшнюю, невероятно изменившуюся прессу. Индустрия средств массовой информации занимает сейчас в Америке третье место и включает в себя 'тысячи ежедневных и еженедельных газет, информационные и специальные журналы, теле и радиостанции и издательские компании. Специальный раздел «Диалога» рассматривает некоторые этические проблемы, вызванные к жизни широкой свободой, которой пользуется печать в американском обществе. Мы открываем дебаты вопросом, в чем должна заключаться роль прессы в общественной жизни. Тед Дж. Смит III, профессор средств массовой информации в Вирджиния коммонуэлс университет в Ричмонде, считает, что журналисты зашли слишком далеко, присвоив себе функцию сторожевого пса, бдительно наблюдающего за общественными деятелями и институтами. Он

заявляет, что неуважительное отношение общественности к их деятельности,

характерное для нашего времени, коренится именно в чрезмерном рвении

прессы, стремящейся  занять враждебную позицию. На самом деле, по мнению автора, журналисты превратились в ту привилегированную элиту, оградить нас от которой хотели Отцы-основатели. Постоянный поток критики внутри средств массовой информации, считает Смит, даже начал подрывать

консенсус, необходимый  для функционирования демократии.

С возражением выступает  Джеймс Дикин, бывший корреспондент  газеты

«Сент-Луис пост-диспэтч», освещавший деятельность правительства. Он

обвиняет Смита  в том, что тот взваливает вину за дурные новости на

вестника. Подвергая  скептическому анализу официальные заявления, хорошие репортеры часто кажутся «негативными», говорит Дикин, но они не

генерируют объяснения, а лишь предоставляют трибуну  ораторам,

высказывающим противоположные точки зрения. Их стандарты — это

«точность, полнота  и честность». Дикин заключает, что  агрессивная

пресса, которой предоставлена  свобода действий, является лучшей

гарантией активного демократического процесса.

За последние годы, когда развивающаяся техника  дает журналистам

возможность беспрецедентными способами манипулировать действительностью, дебаты о роли прессы стали более глубокими. В статье «Журналист завтрашнего дня» Лорен Гилионе, президент Американского общества газетных редакторов и многолетний редактор газеты, выходящей в маленьком городке штата Массачусетс, поднимает вопросы, которые еще недавно относились к области научной фантастики. Приведет ли новая технология к появлению нового типа информации? Как нам отличать информацию от развлечений?

Можно ли быть уверенными в том, что, используя новые орудия труда,

репортеры и редакторы  будут по-прежнему верны традиционному уважению к фактам? Гилионе был куратором недавно прошедшей в Библиотеке Конгресса выставки, посвященной трехсотлетию американской журналистики, и опубликованная ниже статья является отрывком из сопровождавшей выставку книги. Проблемы, к которым обращается Гилионе, имеют корни в прошлом Америки, но решения их лежат в будущем, где средства массовой информации будут играть все более важную роль. Как писал политолог Кевин Филипс, «древняя Спарта была первым военным государством. Англия середины 19 века была первым индустриальным государством Европы. Современные Соединенные Штаты являются первым в мире государством средств массовой информации». 

§ 2: Рациональное и эмоциональное  воздействие СМИ 

Хотя масс-медиа  призваны решать определенные задачи в политической

системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны,

имеют, собственные, часто расходящиеся с потребностями  общества цели

деятельности и  используют для их достижения различные  методы.

Политическое влияние  СМИ осуществляют через воздействие  на разум и

чувства человека.

В демократических  государствах явно преобладает рациональная модель

массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью

информирования и  аргументации, построенной в соответствии с законами

логики. Эта модель соответствует сложившемуся там  типу менталитета и

политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных

СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах

запрещено законом  использование СМИ для разжигания расовой,

национальной, классовой  и религиозной ненависти и  вражды, однако в них

различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

(вместо этого  должно быть, то, что не понятно  на ксероксе), которое

нередко может затмить  рациональные доводы и аргументы. Этим широко

пользуется тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным. 

§ 3: Манипуляция общественным мнением посредством  СМИ 

Действительно, значение средств массовой информации в современном мире весьма велико. Именно средства массовой информации в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения. Поэтому неслучайны опасения многих людей, что средства массовой информации активно используются для воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. У всех на слуху, например, сказки про пресловутый двадцать пятый кадр. Весьма интересную теорию выстроил товарищ А.Н. Тарасов в статье «Затмение не по Антониони».

Автор попытался  исследовать, как реагировали наши средства массовой

информации на студенческие беспорядки 94-95 годов и уловить  тенденции в

развитии отечественных масс медиа. Вот что он пишет. «Широко распространено мнение, что времена «свободы печати» в России закончены

вместе с «перестройкой», а сейчас мы все откровеннее возвращаемся к

привычным советским механизмам управления и манипулирования средствами массовой информации, – хотя, конечно, в более мягкой, либеральной и завуалированной форме. …. Напротив, российские средства массовой информации все более становятся похожими на западные – и,

соответственно, все  откровеннее начинают работать не советские, а

западные механизмы  контроля над распространением информации.

… Западные методики исходят из того, что неблагоприятные  для Системы

события, если это  технически возможно, нужно вытеснить  из

информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчивая,

во-вторых, «задвигая» на десяти степенное место другими – сенсационными

сообщениями. При  этом «сенсация» может быть искусственно раздута или

даже полностью  вымышленной.

Метод замалчивания ярко проявил себя в последние  годы в западных

средствах массовой информации при освещениях югославского конфликта,

когда из сообщений  масс медиа тщательно вычищалась вся информация

благоприятная для сербов и неблагоприятная для хорватов и мусульман.

Метод «задвигания» хорошо иллюстрируется примером Руанды. Руандийская трагедия фактически была вызвана полным развалом экономики, который наступил вследствие «программы реабилитации экономики», навязанной стране в конце 1989 года МВФ. Поскольку программа МВФ была широко разрекламирована западными средствами массовой информации, ее катастрофические последствия … должны были эффективно вытеснены на «задворки эфира».

Классическим западным методом является информационная деполитизация

политического события. В частности, Лос-анжелесское восстание 1992 года

подавалось западными  средствами массовой информации как преимущественно уголовный феномен с частично расовой окраской.

…. Таким образом, … становится очевидным, что российская mass media

Информация о работе Место и роль СМИ в современной политике