Роль СМИ в трансформации массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:42, реферат

Описание

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых приобретают особую общественную значимость.

Работа состоит из  1 файл

Роль СМИ в трансформации массовой культуры.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

     Реферат по Культурологии  на тему

     «Роль СМИ в трансформации массовой культуры».

                                                         

     Введение 

     Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей  степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

     Виды  средств массовой информации (СМИ) 

     Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам.

     Существует  три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение. К этим видам СМИ в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (Интернет), в которой значительное место занимает массовая информация. Это электронные версии газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“блоги") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ.  

     Функции СМИ 

     Вообще  у СМИ огромное количество функций  в совершенно разных сферах и различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования:

  • гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;
  • политические (идеологические) функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.
     Влияние СМИ на культуру
 

     СМИ в настоящее время оказывает  большое влияние на культуру. У  этого влияния есть свои положительные  и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:

     Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой  части - элитарное и массовое, стало  растягиваться в шкалу, каждый участок  которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более  широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из негативных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих “дурной вкус”. Этому способствуют СМИ, играющие на низменных инстинктах и не думающие о последствиях, оказанных информацией такого рода. По большей части такое отношение самих СМИ к подаваемой ими информации обусловлено стремлением людей, работающих с этой сфере, к лёгким деньгам.

     Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ" и в значительно меньшей степени на форме "товар-рынок". С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество “под клиента”.

     Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей основы развития искусства и даже науки.

     Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право  заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “красота” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).

     На  низкое же искусство до эпохи СМИ  влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные  элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс  становления новой масс-культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические программы. С какого-то этапа эволюции масс-культуры фактор рынка начинает играть все большую, а в конце концов основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.

     Заключение
 

     В современный период развития мирового сообщества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио, телевидения и, в особенности, интернета в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации.

     Средства  массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное  средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Информация о работе Роль СМИ в трансформации массовой культуры