Регулирования института выборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.
Целью данной работы является выявление особенностей регулирования института выборов в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика.…………………………………………………………..4
§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………5
§2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..8
§3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация......................11
§4. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………14
Заключение………………………

Работа состоит из  1 файл

избирательные системы РФ.docx

— 45.02 Кб (Скачать документ)

     Хотя  определение субъективного избирательного права изложенного в первой главе содержит указание только лишь на права граждан избирать и быть избранным, но с учетом последних изменений, когда политическая партия получает все больший и больший вес среди всех участников избирательного процесса, нельзя забывать о ней как обладательнице субъективного избирательного права. Подробнее эти вопросы будут освещаться ниже при описании избирательных систем на разных уровнях выборов в России.

     Большой юридический словарь определяет выборы, как способ формирования органов  государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия  в управлении государством.

 Выборы  могут быть парламентскими и  президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и, прямыми или косвенными, основными или дополнительными. Классификация выборов в определенной степени определяет те принципы, которые рассмотрены ниже.

Особенностью  России является и то, что в отличие  от многих других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции  нет специального раздела об избирательном  праве (избирательной системе), в  котором были бы закреплены общие  принципы избирательного права —  всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании  и др. Только в самой общей форме  активное и пассивное избирательное  право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

    Принципы  права согласно общетеоретической  характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового  регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования  отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные  его предметом и спецификой субъектного  состава.

    Принципы  избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

    Гражданин Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а  в референдуме - на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

    Принцип всеобщего избирательного права  и права на участия в референдуме  конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой  гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  Российской Федерации, - быть избранным  в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

    Гражданин Российской Федерации имеет право  избирать, быть избранным, участвовать  в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Принцип равного  избирательного права заключается  в установлении для граждан равных оснований участия в выборах  и референдуме. Если на выборах в  законодательный (представительный) орган  государственной власти или в  представительный орган муниципального образования образуются избирательные  округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном  округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

    Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах  и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных  законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы  или против них непосредственно.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме  является тайным, исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.

    Выборы  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов  этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.

    Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и  референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

     Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении  комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов  выборов и референдума.

     Все эти принципы реализуются процессе проведения выборов, который включает в себя: а) назначение выборов; б) регистрации избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов, избирательных участков и пунктов для голосования; г) выдвижение кандидатов; д) проведение голосования; е) определение результатов голосования, и распределение депутатских мандатов. 

§3 Избирательная  система, как предмет регулирования  в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация;

    Основным  элементом избирательного права  является избирательная система, понятие  которой определяется в двух смыслах.

    Избирательная система в узком смысле — это  совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.

    Избирательная система в широком смысле - это  весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов.

    Сущность  любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или  партийный список, и полученных ими  мандатов.

     Как и по многим другим вопросам, классификация  избирательных систем не имеет четкого  разграничения.

     В данной работе представлена классическое деление и современный взгляд на проблему классификации избирательных систем.

     Мировая практика выборов, выделяет следующие  типы избирательных систем используемых при формировании высших органов  государственной власти:

1) мажоритарная; 2) пропорциональная;

   Мажоритарная  избирательная система (от фр. majorite - большинство, от лат. маjor - большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе.

  Мажоритарная  система относительного большинства  это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.

  Мажоритарная  система абсолютного большинства  отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

  Мажоритарная  система квалифицированного большинства - при этой системе избранным считается  кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство  голосов. Квалифицированное большинство  устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

  Пропорциональная  избирательная система - предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов.

     Так же существует ряд смешанных избирательных  систем, каждая из которых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее.

     Теперь  подробнее хотелось бы остановится на современной классификации избирательных систем, которая были представлена в диссертации кандидата юридических наук Любарева Аркадия Ефимовича. В основу своего деления он положил четыре следующих аспекта:

  1. содержание голоса;
  2. величина округа (или порядок суммирования голосов);
  3. правило переведения полученных голосов в мандаты;
  4. голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).

     И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем. 

     В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.

    По  его мнению, более важной характеристикой  при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования  здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.

     В случае многомандатного округа с  голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных  способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.

    Случай  многомандатного округа с голосованием за партии – это знакомая нам  с 1993 г. система закрытых партийных  списков. Ее разновидности обусловлены  методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного  барьера и величиной округа, так  выборы могут проводиться как  по единому или общенациональному  или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.

Информация о работе Регулирования института выборов в России