Институт выборов в Китае и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Россий¬ской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.
Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

Содержание

1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов. 3
2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР 9
2.1. Основные принципы избирательного права во Франции 9
2.2. Основные принципы избирательного права в КНР 10
3. Избирательные права граждан в Китае и Франции. 13
3.1. Избирательные права граждан в Китае 13
3.2. Избирательные права граждан во Франции 16
4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР 17
4.1. Основные стадии избирательного процесса во Франции 17
4.2. Основные стадии избирательного процесса в КНР 21
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

конс пр заруб контрольная.docx

— 53.48 Кб (Скачать документ)

     

Кафедра   правового  обеспечения управления

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

 

по дисциплине: Конституционное  право зарубежных стран

на тему: Институт выборов  в Китае и Франции

 

 

 

Выполнила: студентка

заочной формы обучения

специальности: юриспруденция

специализации: гражданско-правовой

 

 

 

 

Руководитель 

 

______________________               ________________


 

 

 

 

Москва – 2012

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.   Понятие выборов,  их политический смысл. Виды, функции  выборов. 3

2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР 9

2.1. Основные принципы  избирательного права во Франции 9

2.2. Основные принципы избирательного права в КНР 10

3.  Избирательные права  граждан в Китае и Франции. 13

3.1. Избирательные права  граждан в Китае 13

3.2. Избирательные права  граждан во Франции 16

4. Основные стадии избирательного  процесса во Франции и КНР 17

4.1. Основные стадии избирательного  процесса во Франции 17

4.2. Основные стадии избирательного  процесса в КНР 21

Список используемой литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Понятие выборов, их  политический смысл. Виды, функции  выборов.

Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.

Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

В-третьих, выборы являются средством  легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет).

В-четвертых, выборы представляют собой  способ и процедуру демократического формирования органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Законодательное определение выборов  дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов региональных парламентов - законодательных (представительных) органов субъектов РФ, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов). Здесь упомянуты три вида (уровня) выборов органов власти - федеральные, региональные (уровня субъектов Федерации) и муниципальные.

Научное определение: выборы – это  участие граждан в осуществлении  государственной власти и местного самоуправления путем свободного, тайного, альтернативного голосования для  формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей.

В понятие "выборы" включаются действия граждан, политических партий, общественных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование  и подведение его итогов).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по  истечении установленного законом  срока полномочий выбираемого  органа;

2. досрочные выборы — проводятся  в связи с прекращением ранее  объявленного срока полномочий  избирательных органов власти  или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке  ротаций. Могут проводиться в  отношении части депутатов представительного  органа гос.власти в порядке  и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения  вакансий во время срока полномочий  коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся  тогда, когда проведённые выборы  признаны несостоятельными или  недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные  выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов  в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная  форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника  власти. Они служат также важнейшим  каналом представления в органах  власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право  участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах  и для большинства граждан  они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или  сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед  народом, изменять политический курс и  т.д. 1

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется  в их важнейших функциях. В научной  литературе выделяются следующие функции  выборов:

- артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората;

- контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;

- интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;

- легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар народного недовольства и предохраняющему весь политический “котел” от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

- расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы — важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы;

- канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;

- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;

- политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность;

- рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

- генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ;

- конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти.

Вышеназванные функции выборы выполняют  лишь в том случае, если сами они  организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей  концепцией и ценностями. Их главное  социальное назначение — адекватно  отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также  сформировать эффективное правительство.

  1. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР

2.1. Основные принципы избирательного права во Франции

Базовые принципы французской избирательной  системы:

- право голоса всеобщее, распространяется на всех граждан в возрасте, необходимом, чтобы быть избирателем;

- право голоса строго личное;

- голосование свободное;

- голосование тайное, никто не должен пытаться узнать о ходе голосования или контролировать голосование.

Основные  принципы  избирательного  права  определены  в  ст.3   французской Конституции.  Согласно  основному  закону   выборы   во   Франции   являются всеобщими, равными и тайными.

Всеобщность  выборов  означает,  что  избирательным  правом  пользуются  все французские  граждане,  достигшие  восемнадцатилетнего   возраста.   Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной  ценз  для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса  на  общенациональных  выборах  – президентских,  парламентских  –  пользуются  только  граждане   Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках  территориальных  коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране.

Информация о работе Институт выборов в Китае и Франции