Бюджет Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:05, реферат

Описание

Бюджет во Франции – важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную систему формирует и распределяет более 20% ВВП и 50% Национального дохода. На долю государственного бюджета приходится приблизительно 80% всех доходов и расходов французской финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

Бюджет во Франции.docx

— 15.62 Кб (Скачать документ)

Бюджет во Франции  – важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную  систему формирует и распределяет более 20% ВВП и 50% Национального дохода. На долю государственного бюджета приходится приблизительно 80% всех доходов и  расходов французской финансовой системы.

Центральный бюджет делится на два раздела:

90% - операции окончательного  характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие,  гражданские, капитальные и военные  расходы. 

10% - операции временного  характера (кредиты).

Расходы центрального бюджета также делятся на две  части:

текущие, которые  в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально-техническое  обеспечение), социальные нужды и  др.

капитальные, включающие в себя военные (строительство военных  объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а  также взносы в международные  кредитно-финансовые учреждения) и  др.

В 1998 г. основные статьи расходов государственного бюджета  Франции находились в следующих  пропорциях:

среднее и высшее образование (27,8%);

оборона (19,8%);

социальные министерства (занятости и солидарности; ветеранов  войны) (17,6%);

оборудование, транспорт, жилье (10,4%);

финансовые службы (3,9%);

научные исследования и технологии (3,3%);

сельское хозяйство  и рыболовство (3%);

правосудие (2,1%);

иностранные дела и  сотрудничество (1,7%);

промышленность (1,4%);

культура и связь (1,3%);

прочие министерства (1,4%).

Особое место в  государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских  и экономических программ, уделяя основное внимание на совершенствование  результатов в области развития передовой и перспективной техники  и технологий. Главными программами  такого рода являются ЭСПРИТ, РАСЕ, БРИТЕ, ЕВРОМАТ, ЭВРИКА.

На протяжении последних  десятилетий вмешательство государства  в экономическую жизнь постоянно  усиливалось. Так, например, в конце XIX и начале ХХ вв. доля государственных  расходов в ВВП составляла 10-15%. В 1870 г. – 12,6%. В 1913 г. – 17%. К 1960 г. доля государственных  расходов во Франции в % к ВВП выросла  до 34,6%, а в 1998 г. превысила уровень 50% и составила 54,3%.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно  за счет налогов (90%), выручки от продажи  оружия, средств государственных  предприятий, займов и других источников.

С 1975 г. центральный  бюджет Франции являлся несбалансированным и до сих пор исполняется с  хроническим дефицитом. Так, если превышение расходов над доходами в 1991 г. составляло 1,9% от ВВП, то в 1993 г. этот показатель был  уже 4,9%. В 1997 г. в соответствии с требованиями выдвигаемыми Маастрихстским соглашением (3%) Франции почти удалось достичь  этого показателя, который составил –3,1% ВВП. Это улучшение объясняется  принятием мер по изменению структуры  доходов и расходов государства, местных органов власти и системы  социального обеспечения. Правительство  Франции, как и правительство  других европейских стран, начало реализацию программы сокращения дефицита государственного бюджета – так называемую «программу конвергенции» – и приступило к более жесткому регулированию  расходов, не отказываясь при этом от проведения отдельных мероприятий  в наиболее чувствительных к колебаниям экономического цикла секторах с  целью сокращения безработицы и  снижения государственного долга. Значительные государственные расходы увеличивают  обязательные отчисления – налоги и социальные взносы, а также ведут  к увеличению государственного долга, достигшего 58% ВВП. Данный показатель, безусловно, ниже, чем у большинства  европейских стран, однако выплата  процентов по этому долгу составляет в настоящее время свыше 14% расходной  части государственного бюджета.

Бюджетный процесс  во Франции регулируется рядом статей Конституции 1959 г., а также другими  имеющими одинаково важное значение многочисленными законами, декретами, регламентами, инструкциями относительно соблюдения правил отражения бюджетных  операций в национальном счетоводстве, порядка представления государственного бюджета, роли и функций центральных  и региональных органов власти, причастных к бюджетному процессу и контролю. Период подготовки, принятия, исполнения и составление отчета об исполнении бюджета во Франции занимает более 3-х лет.

Первая стадия французского бюджетного процесса – составление  проекта бюджета - проходит под контролем  главного финансового органа страны Министерства экономики и финансов. Особенностью подготовки бюджета во Франции является использование  программно-целевого метода, который  получил название «рационализация  выбора бюджетных решений». В течение 9 месяцев каждое министерство и  ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету. Затем, после свода всех смет составляется проект бюджета, который  после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия бюджетного процесса – принятие бюджета –  длится около 3 месяцев. Проект бюджета  рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты парламента. Сперва проходит обсуждение проекта в нижней палате, которое называется национальное собрание. Затем, проект передается в верхнюю  палату (сенат). В случае, если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими палатами парламента не получил  одобрение, то президент может своим  указом объявить бюджет законом.

Третья стадия –  исполнение бюджета. кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс, которые имеют счета в  Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции. По всей территории Франции действует сеть специальных  агентств казначейства (бухгалтерий), в том числе центральные бухгалтерии, обобщающие ежедневные данные учета  всех субъектов. На их основе составляются еженедельные и ежемесячные аналитические  материалы. Так, в еженедельных сводках  представлены данные об операциях по исполнению бюджета по крупным рубрикам годового корректирующего финансового  закона (что дает возможность контролировать правильность выдачи разрешений на выделение  бюджетных средств), а также об изменениях объема государственного долга, остатках на корреспондентских счетах казначейства и др. Обобщающие данные об исполнении бюджета за год представляются в Счетную палату для анализа  и составления декларации о соответствии данных центрального учета в отдельных  организациях.

Контроль за исполнением  бюджета делится на три типа:

Административный  контроль. Он ведется по иерархической  структуре системы учета, когда  бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в  конечном счете подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная  инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-контролеров, связанную  с кабинетом министра финансов, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета  во всех звеньях государственных  финансов, т.е. любого учреждения, а  также частных организаций и  предприятий, деятельность которых  затрагивает интересы казначейства, например, транспортных или строительных компаний и т.д.

Судебный контроль. Он осуществляется Счетной палатой, которая проверяет состояние  учета и отчетности в той или  иной организации, ведущие бюджетные  счета (бухгалтерии), и выносит решение  о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии  основных распорядителей кредитов. Ответственность  за неполноту или недостоверность  сведений несут руководители исполнительных органов, представивших отчетную документацию.

Парламентский контроль. Он осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета  на основании ранее указанных  документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета  и отчетности отдельных министерств, исполнявших бюджет.

Последняя, четвертая  стадия бюджетного процесса во Франции  включает в себя период составления  Министерством экономики и финансов отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный (финансовый) год во Франции совпадает с  календарным и начинается с 1 января.

Информация о работе Бюджет Франции