Институт выборов в Китае и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Россий¬ской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.
Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

Содержание

1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов. 3
2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР 9
2.1. Основные принципы избирательного права во Франции 9
2.2. Основные принципы избирательного права в КНР 10
3. Избирательные права граждан в Китае и Франции. 13
3.1. Избирательные права граждан в Китае 13
3.2. Избирательные права граждан во Франции 16
4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР 17
4.1. Основные стадии избирательного процесса во Франции 17
4.2. Основные стадии избирательного процесса в КНР 21
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

конс пр заруб контрольная.docx

— 53.48 Кб (Скачать документ)

3.2. Избирательные права граждан во Франции

Условия для обладания статусом избирателя (активное избирательное право).

Чтобы быть избирателем, необходимо иметь  французское гражданство, 18 полных лет, обладать гражданскими и политическими правами. Кроме того, право голосования зависит от записи избирателя в избирательный список.

Отход от принципа французского гражданства  был введен Маастрихтским договором (1992), согласно которому граждане Европейского сообщества имеют право участвовать в муниципальных и европейских выборах, при условии, что они внесены в дополнительные списки избирателей.

Условия для возможности быть избранным (пассивное избирательное право)

Для того, чтобы иметь возможность  выдвигать свою кандидатуру на выборах, необходимо быть прежде всего избирателем  и иметь французское гражданство, хотя в зависимости от выборов  могут быть специфические условия, а именно: относящиеся к личной связи между кандидатом и территориальной  единицей (la collectivité).

Условие, касающееся возраста, также  различается в зависимости от вида выборов:

18 лет для муниципальных, региональных  и кантональных выборов;

23 года для президентских и  законодательных выборов;

35 лет для выборов в Сенат.

На европейских и муниципальных  выборах кандидат также может  иметь гражданство одного из членов Европейского союза.

4. Основные стадии избирательного  процесса во Франции и КНР

Избирательный процесс — это  нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов, партий и иных объединений, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Не все эти стадии обязательны для всех видов выборов.

4.1. Основные стадии избирательного процесса во Франции

Что касается управления избирательным  процессом, то во Франции единой централизованной системы постоянно действующих  избирательных органов нет. Подготовку и проведение выборов в рамках своих полномочий обеспечивают Министерство Внутренних Дел (которое осуществляет подсчёт голосов на всех выборах, кроме парламентских и президентских, получая информацию от участковых избирательных  комиссий), Высший совет телерадиовещания, а также Национальная счетная  комиссия (проверяет финансовые отчёты по предвыборным расходам и финансированию политических партий). Национальная счетная  комиссия включает в себя 9 членов: 3 - от Государственного Совета, 3 – от Кассационного суда и 3 – от Счётной  палаты, назначаемых на 5 лет.

Особое внимание заслуживает такая  структура в избирательном процессе как Высший совет телерадиовещания. Высший совет телерадиовещания создан в 1982 году. Он является коллегиальным органом, состоящим из 9 членов, треть выдвинутых Президентом Республики, треть Президентом Национального собрания, а треть Председателем Сената. Члены совета назначаются на 6-летний срок, который является не возобновляемым. Основными функциями Совета по телерадиовещанию, в том числе и в период избирательных кампаний, являются: наблюдение за содержанием телевизионных программ, выдача разрешений частным телевизионным каналам по использованию воздушных частот, а также обеспечение соблюдение принципа плюрализма мнений и равенства кандидатов. Совет по телерадиовещанию может действовать только после того, как была уже осуществлена трансляция той или иной программы. Он уважает принцип редакционной свободы и не вмешивается в содержание программ. Совет по телерадиовещанию издает рекомендации и инструкции средствам массовой информации как до, так и во время официальной избирательной кампании. Совет по телерадиовещанию работает в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, обладающими функциями контроля за выборами, в том числе с Конституционным советом и Национальной комиссией по контролю. Совет по телерадиовещанию может получать жалобы от кандидатов, в отношении возможного нарушения принципа равенства, а также в отношении содержания некоторых программ. Кандидаты могут обжаловать действия и решения Совета по телерадиовещанию в Национальную комиссию по контролю.

В коммунах с населением более 20 000 человек организовывают комиссии по контролю над голосованием, которые  контролируют организацию избирательных  участков, правильность подсчета голосов. Каждая такая комиссия состоит из:

· судьи, который назначается первым главой апелляционного суда (глава  комиссии),

· государственных служащих, которые  назначаются префектом и начальником  финансового управления департамента,

· и судьи, который назначается  органами юстиции в соответствующем  департаменте.

Президент Французской Республики избирается прямим голосованием сроком на 5 лет. Для предоставления кандидатуры  на пост президента Республики необходимо собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей  и мэров), которые должны быть представлены в Конституционный Совет. Все  подписавшиеся под заявлением о  выдвижении кандидата в президенты страны должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся  граждан публикуются.

Кандидаты на пост Президента страны должны представить в Конституционный  Совет декларацию о своем имущественном  положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется  представить новую декларацию перед  истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны. Для кандидатов на должность  Президента Французской Республики установлен залог приблизительно в 2000 евро.

Тут следует указать, что во Франции  Конституционный Совет исполняет, по сути, функции Центральной Избирательной  Комиссии. Именно он регистрирует кандидатов в Президенты и в члены парламента, предварительно осуществив проверку соответствия кандидатур требованиям закона. Конституционный  Совет публикует официальный  список кандидатов, подсчитывает голоса и сообщает о результатах выборов. Конституционный Совет - это также  орган, который рассматривает споры  и жалобы, касающиеся кандидатов в  обе парламентские палаты, при  чем он может аннулировать результаты голосования или их пересмотреть, объявивши избранным другое лицо, лишая тем самым мандата кандидата, объявленного избранным окружной избирательной  комиссией. История т.н. Пятой республики знает немало примеров кассации результатов  выборов депутатов Национального  собрания в отдельных округах. Столь  странное с точки зрения демократичности  и прозрачности избирательной процедуры  полномочие Конституционного Совета, по мнению автора данного исследования, вызывает серьезные вопросы, на которые  французские конституционалисты, фактически, не дают внятного ответа.

Итак, избрание президента, как мы уже отметили выше, проводится по двухтуровой  мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит  абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем уже участвуют два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее  чем за 20 и не более чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего Президента. Результаты выборов оглашаются Конституционным  Советом в 10-дневный срок, и с  этого момента Президент Французской  Республики приступает к исполнению своих обязанностей.

В случае досрочной вакансии поста  Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а  если и он не в состоянии, то они  исполняются Правительством. Новые  выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии.

Всем кандидатам в Президенты Франции  согласно избирательному законодательству предоставляется равное эфирное время на двух государственных телеканалах, а тем, кто собрал более 5 % голосов, возмещается из госбюджета значительная часть финансовых средств, затраченных на проведение их кампаний. Кандидаты, которые не получают 5% или более от общего числа голосов, поданных в первом туре, могут получить в виде возмещения максимум 739,800 евро. Кроме того, государство покрывает все расходы, связанные с пропагандистскими материалами, используемые кандидатами. Кроме того, во Франции существуют жесткие ограничения, регламентирующие максимальные расходы кандидатов на предвыборную кампанию. В идеале они призваны обеспечить такую ситуацию, чтобы все были в равных условиях.

Национальная комиссия по контролю формируется для мониторинга предвыборной кампании и применение равного отношения ко всем кандидатам в президенты (равно как и в парламентарии) со стороны государственных служб в ходе предвыборной кампании. Данная Комиссия состоит из 5 членов, возглавляемых вице-президентом Государственного совета Франции. -Комиссия рассматривает и утверждает все агитационные материалы, включая плакаты и листовки, представленные каждым кандидатом. Комиссия не может налагать санкции в случае нарушений, но может отослать дела в административный или уголовный суд. После завершения избирательного процесса, комиссия представляет правительству доклад, в котором она излагает проблемы, возникшие в ходе выборов, и предлагает рекомендации по улучшению избирательного процесса.

Деятельность Национальной комиссии по контролю является децентрализованной через сеть местных комиссий, которые  формируются префектами в каждом департаменте, а также в заграничных  территориях, и которые несут  ответственность за информирование Национальной комиссии о совершении каких-либо нарушений, зафиксированных  на местном уровне. Национальная комиссия может также направить специально уполномоченного ею делегата на уровень  департамента, а также делегата в  заграничные территории для мониторинга  предвыборной кампании и подготовки к избирательному процессу. Эти делегаты функционально не заменяют местные  комиссии. Как правило, они отправляются в районы, где ожидаются определенные трудности или проблемы. Их дополнительный мониторинг является одним из средств, которые Национальная комиссия по контролю может использовать для реагирования в случае особо сложных или  спорных ситуаций.

На избирательных участках французским  избирателям предлагался не один бюллетень со списком кандидатов, а 12 - каждый с именем одного кандидата. Лишь один из этих бюллетеней избиратели должны были запечатать в конверт в закрытой кабинке для голосования и затем опустить в прозрачную урну на глазах наблюдателей. Вариант голосования «против всех» был исключен, что, по мнению автора данного исследования, является чрезвычайно недемократическим форматом голосования, идущим в разрез с волеизъявлением миллионов избирателей Франции.

4.2. Основные стадии избирательного процесса в КНР

Порядок организации избирательного процесса регулируется Законом о  выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных  ступеней и Постановлением о порядке  проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая  в ВСНП и местные СНП различных  ступеней. Стадии избирательного процесса на выборах от НОАК в ВСНП и местные  СНП различных ступеней в основном совпадают, поэтому раскроем общее.

Проведением выборов во ВСНП руководит  Постоянный комитет Всекитайского  собрания народных представителей. Проведение выборов депутатов провинции, автономного  района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного  округа руководит Постоянный комитет  собрания народных представителей соответствующей  ступени. Для руководства проведением  выборов депутатов в собрания народных представителей городов без  районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательные  комиссии (ст.7 закона).

Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые  могут быть образованы как по месту  жительства, так и по производственному  принципу (ст. 22 закона).

Дата проведения выборов устанавливается  избирательными комиссиями различных  ступеней в соответствии с конкретными  требованиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных избирательных  комиссий или постоянных комитетов  местных собраний народных представителей различных ступеней (ст. 6 постановления).

Право выдвижения кандидатов имеют  политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек) (ст. 26 закона). При выдвижении кандидата необходимо предоставлять сведения о нем  в избирательную комиссию либо в  президиум собрания. При этом число  кандидатов в депутаты должно превышать  число подлежащих избранию при прямых выборах – от 1/3 до ½, а при многостепенных выборах – от 1/5 до ½ (ст.27 закона).

При избрании путем прямого голосования  избирательные комиссии после составления  общих списков всех выдвинутых кандидатов в депутаты опубликовывают их за 20 дней до выборов. После повторного обсуждения и согласования с учетом мнения относительного большинства избирателей составляются окончательные списки кандидатов в  депутаты, которые опубликовываются за 5 дней до выборов.

При избрании уездными и вышестоящими местными собраниями народных представителей различных ступеней депутатов в  собрания народных представителей вышестоящих  ступеней президиум собрания народных представителей данной ступени передает список кандидатов в депутаты, выдвинутых различными политическим партиями, народными  организациями и депутатами, на повторное  обсуждение и согласование всеми  депутатами, а затем с учетом мнения большинства депутатов составляется окончательный список кандидатов в  депутаты (ст. 28 закона).

Согласно ст. 30 закона предвыборная агитация заключается в информировании избирателей или депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут  сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей  или на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.

Информация о работе Институт выборов в Китае и Франции