Институт президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. История появления института президента в России…………………….4

2. Президент РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6

3. Понятие избирательной системы в РФ…………………………………..14

4. Избирательный процесс в России………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31

Работа состоит из  1 файл

Система ГУ.docx

— 47.35 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. История появления  института президента в России…………………….4

2. Президент  РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6

3. Понятие избирательной  системы в РФ…………………………………..14

4. Избирательный  процесс в России………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

     Президентство является относительно молодым, новым  и еще не полностью устоявшимся  юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его  в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция  и т.п.), в которых он насчитывает  достаточно длительную и обширную историю  практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти  обусловленный его новизной для  нашего государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы  стать в России одной из "вечных". Однако, от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов. Некоторым аспектам данного института и посвящена данная курсовая работа. Рассматриваемая тема особенно актуальна на пороге предстоящих президентских выборов. 

 

      1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ  ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА  В РОССИИ 

     Впервые о введении поста президента в  советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции  СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а  всем населением - наподобие выборов  президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого  всем населением, - "Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету".

     Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой  Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана  соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение  не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту" - Президиуму Верховного Совета.

     Л.И. Брежнев совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) президента СССР Михаила Горбачева.

     В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский  референдум был вынесен вопрос о  введении государственного института Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.

     В декабре 1991 года распался Советский  Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом  СССР создало благоприятные условия  для дальнейшего упрочения президентской  власти в России. Президент Борис  Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной  безопасности и международной политики. И с этого времени президент  России выступает в качестве представителя  независимого суверенного государства - правопреемника СССР.

     Состоявшиеся  в 1993 году выборы в Государственную  Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции  России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов  президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля) 1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.

     Перед новым 2000 годом Президент Борис  Ельцин заявил о своей отставке. Эта новость стала мировой  сенсацией нового года. Согласно Конституции  и закону "О выборах Президента РФ" выборы нового Президента были назначены  на 26 марта. В этот день граждане России выбрали второго Президента страны Владимира Путина. 
 
 
 
 

     2. ПРЕЗИДЕНТ РФ. ПРАВОВОЙ  СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ 

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.

     Наделение Президента России такими обширными  полномочиями прямо вытекает из конституционной  нормы о том (п.2 ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В отличие от ранее действующего Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России - это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти, позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент РФ активно участвует в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. Так, согласно п. "а", "б", "в", "г", "и" й"к" ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:

     - назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  РФ;

     - принимает решение об отставке  Правительства РФ;

     - по предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, Федеральных министров;

     - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ;

     - формирует Администрацию Президента  РФ;

     - назначает и освобождает своих  полномочных представителей в  субъектах РФ.

     Президент России обладает весьма значительными  полномочиями учредительного характера  в отношении других государственных  органов:

     - представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на  должность Председателя Центрального  банка РФ;

     - ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении  от должности Председателя Центрального  банка РФ;

     - представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должность судей Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, а также  кандидатуру Генерального прокурора  Российской Федерации;

     - вносит в Совет Федерации предложения  об освобождении от должности  Генерального прокурора РФ;

     - назначает судей других федеральных  судов, в том числе и судей  военных судов военных округов,  групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных  органов;

     - назначает и отзывает после  консультации с соответствующими  комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Президент РФ осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ, Президент РФ:

     - назначает выборы Государственной  Думы;

     -распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

     - вносит законопроекты в Государственную  Думу;

     - подписывает и обнародует Федеральные  законы;

     -назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

     Президент России как должностное лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.

     Весьма  значительными полномочиями обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций. Содержание полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.

     Как было уже отмечено, Президент РФ по предложению Правительства РФ назначает на должности Федеральных  министров и руководителей оборонного комплекса России: министра обороны  и председателя комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. В этот орган, основными функциями которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации, кроме Президента входят руководители палат парламента и председатель Правительства Российской Федерации, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других государственных органов (службы внешней разведки и др.).

Информация о работе Институт президента в России