Институт президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. История появления института президента в России…………………….4

2. Президент РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6

3. Понятие избирательной системы в РФ…………………………………..14

4. Избирательный процесс в России………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31

Работа состоит из  1 файл

Система ГУ.docx

— 47.35 Кб (Скачать документ)

     Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов  законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной  власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

     При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с  данными о себе, а также в  целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании  сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

     Порядок составления списков избирателей  устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

     В списки избирателей на избирательных  участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным  правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и  соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

     Основанием  для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт его постоянного или  преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством  или законодательством субъектов  Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

     Для проведения выборов образуются избирательные  округа на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на соответствующей  территории, которые предоставляются  соответственно уровню выборов исполнительными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления, а  также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

     Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая  ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после  ее утверждения.

     Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные  участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о  численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

     Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях  иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей  на каждом избирательном участке  может не применяться при образовании  избирательных участков за пределами  территории Российской Федерации.

     В ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации, избирательные  комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.

     Статья 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным  законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может  быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

     Граждане  Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых  законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного  кандидата (за список кандидатов или  против него). Кандидатам и избирательным  объединениям и блокам гарантируются  равные условия доступа к средствам  массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том  числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов  и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения  агитационных печатных материалов.

     Голосование на выборах проводится в календарный  выходной день. Время начала и окончания  голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О  времени и месте голосования  территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.

     Наряду  с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для  факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование только в том случае, если прямо предусмотрены законодательством о выборах и лишь при наступлении упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Формирование  России как государства происходило  на протяжении не одной сотни лет. Роль правителя всегда была очень  велика. От деятельности института  власти зависело как наступление  хаоса и беззакония в государстве, так и многие прогрессивные преобразования. С появлением в России института  Президента, на главу государства  возлагаются надежды значительной части населения. А так как  Президент – это руководитель страны, получающий свои полномочия путем  выборов, то его легитимность должна быть наивысшей и избрание относительным  большинством голосов, по крайней мере, в первом туре, представляется недопустимым. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.03 г. "О выборах Президента РФ" устанавливает мажоритарную систему  абсолютного большинства голосов (т.е. в поддержку кандидата на должность Президента должно проголосовать  более половины избирателей ).

     В России, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, действует принцип  разделение властей - органы законодательной, исполнительной и судебной власти –  самостоятельны. Президент не относится  ни к одной из ветвей, но находится  в тесном и органичном взаимодействии со всеми структурами публичной  власти.

     Некоторое смещение общего объема государственно-властных полномочий в сторону института  Президента является исторически обоснованным и в целом отвечающим принципам  закрепленного Конституцией демократического государства. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Конституция  Российской Федерации, - М., 2008.

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - СПб, 2003.

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - М., 2001.

4. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2001.

5. Основы права:  Учебник для вузов/Под ред. М.И.Абдулаева. - СПб.: Питер, 2004.

6. Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. - М.: Новый юрист, 1997

7. Сталин В.И.  Вопросы ленинизма. М., 1939

8. Конституция  Российской Федерации" "Российская  газета", № 237, 25.12.1993.

9. Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // "Конституционное и муниципальное право", 2008, № 5.

10. Прудников  А., Гасанов К. Избирательное право.  М., 2007. С. 46.

11. Шевчук Д.  А. Избирательное право и процесс  в Российской Федерации. М., 2007. С. 74.

12. Веденеев Ю.А.  Развитие избирательной системы  Российской Федерации: проблемы  правовой институционализации // "Журнал российского права", 2006, № 6.

13. Белов С.  А. Избирательная система как  правовой институт. М., 2007. С. 52.

14. Головин А.  Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 25.

15. Борисов А.  Н. Комментарий к Федеральному  закону "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". М., 2007. С. 516.

16. Безруков А.В.  Реформирование избирательной системы  при проведении парламентских  выборов в России // "Конституционное  и муниципальное право", 2007, №  23.

17. Выдрин И.  В. Избирательное право Российской  Федерации. М., 2007. С. 79.

18. Карапетян  Л. М. Конституция и партийно-политическая  избирательная система в России // "Конституционное и муниципальное  право", 2006, № 2.

19. Борисов И.  Гамма демократии. Современная избирательная  система Российской Федерации.  М., 2007. С. 14.

20. Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 127.

21. Лучин В.  О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 284

Информация о работе Институт президента в России