Экономические и политические реформы в России с начала девяностых годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Работа состоит из  1 файл

Рухманова,Курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Унд = НД/ВВП * 100%, Унд – уровень налоговых доходов,

НД – налоговые доходы.

В анализе также  используют соотношения различных  видов налогов и ВВП.

В) Реальная сумма  доходов бюджета, рассчитываемая как:

Др1 = Уд1*ВВПр1,

ВВПр1 = ВВП0*Iqввп,

ВВПр1 = ВВП1/Ipввп,

Где Др1 – сумма доходов в реальном выражении за отчетный период,

ВВПр1 – ВВП в реальном выражении за отчетный период,

ВВП0 – ВВП за базовый период,

Iqввп  – Индекс объема выпуска,

Ipввп  – индекс цен. 

Г) Показатели структуры  бюджета, характеризующиеся удельным весом доходов в общей их сумме:

- налоговые поступления  75,7%

- неналоговые  поступления 3,6%

- взносы на  государственное социальное страхование  - 20,7%

- безвозмездные  поступления 0,0%

Д) Коэффициент  энергетичности доходов, рассчитываемый соотношением процентного роста  доходов бюджета и процентного  роста ВВП:

Э = ∆Iд/∆Iввп

2) Показатели расходов:

А) Абсолютная сумма  расходов – сумма неподлежащих возврату государственных платежей, которые

определяются  программами социально-экономического развития и административно-территориальной  единицы и осуществляется в размерах и направлениях, установленных законодательством.

Б) Уровень расходов в ВВП:

Ур = Р/ВВП * 100%  (49,6% за 2007 год)

В) Реальная сумма  расходов бюджета:

Рр1 = Ур1*ВВПр1

Г) Показатели структуры  расходов – удельный вес отдельных  видов расходов в общей их сумме. Расходы делят по трем признакам:

I. По функциональному  назначению (на оборону, здравоохранение,  науку).

II. По ведомственному признаку.

  1. По экономическому содержанию (текущие, капитальные, др.)

3) Показатели дефицита (профицита):

А) Абсолютная сумма  дефицита:

Дф = Р-Д

Пф = Д-Р.

Б) Уровень дефицита бюджета, характеризуемый двумя  показателями:

Удф = Дф/ВВП * 100%   (<3% - состояние нормальное)

4) Показатели государственного  долга:

А) Абсолютная сумма  государственного долга – неоплаченная сумма официально признанных прямых

обязательств  сектора государственного управления перед другими секторами экономики  и перед остальным миром, которая образовалась в результате операции в прошлом и должна быть погашена либо переоформлена в бессрочный долг.

Б) Структура  государственного долга, характеризующаяся  внешним и внутренним долгом.

В) Уровень государственного долга в ВВП:

Угд = ГД/ВВП * 100%   (<50%)

Г) Коэффициент  обслуживания внешнего долга:

К = С/Э (<25%), где С – сумма ежегодно обслуживания долга, складываемая из суммы  погашения основного долга и выплаты % по долгу.

Э – сумма экспортной выручки страны.

Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Налоги —  это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа) .

Неналоговые поступления  — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления  от продажи товаров, услуг и случайных  продаж, кассовая прибыль ведомственных  предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования). 

Официальные трансферты (в государственном бюджете) —  это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления 
(отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Необходимо иметь  в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) 
Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяет классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.

Расходы — это  все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными  или безвозмездными и для каких  целей осуществляются 
(текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим

учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

В статистике государственных  финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Если кредитование осуществляется между различными структурами  или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью финансирования дефицита.

Дефицит (или  превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется  как сумма доходов и полученных трансфертов завычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем  финансирования дефицита (профицита) равен  величине дефицита 
(профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование  — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный  долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностроннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Принято считать финансовое положение  страны нормальным, если отношение  величины бюджетного дефицита к ВВП  не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.

Масштабы перераспределительных  процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части  государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др. 

Анализ выполнения бюджета  (для Российской Федерации  возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам.  

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.  
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.  
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.  
Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за

исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных  внебюджетных фондов).  
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.  
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.  
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.  
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального внебюджетного фонда).

Информация о работе Экономические и политические реформы в России с начала девяностых годов