Экономические и политические реформы в России с начала девяностых годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Работа состоит из  1 файл

Рухманова,Курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

  Введение

      Государственный бюджет неотъемлемый  атрибут любого государства. Без  него государство не смогло бы существовать. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных процедур, и других наиболее важных категорий.

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.  
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

- структуру доходов  государственного бюджета;

- структуру расходов  государственного бюджета;

- источники финансирования бюджетного дефицита;

- размеры государственного  внутреннего долга;

- эффективность  проведения государством фискальной  политики;

- влияние фискальной  политики на экономический рост  и уровень жизни населения.

Основной задачей  статистики государственного  бюджета является характер  основных  его параметров определяющих содержание и направленность фискальной политики. Конкретно эта задача состоит в том что бы определить: 

- общую величину  доходов и расходов государственного  Бюджета; 

- размер превышения  расходов над доходами или наоборот доходы над расходами;

- структуру доходов  и расходов государственного  Бюджета;

- источники  финансового бюджетного дифицита;

- размеры и  структуру налогообложения;

- влияние финансовой  политики на экономический   рост и уровень жизни.

 В процессе  статистического анализа госбюджета  проводится  изучение динамики доходов и расходов госбюджета, степени его исполнения. Выявляется закономерность формирования доходной части бюджета и расхода бюджетных средств Определяет роль экономических значений основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета. Выявляется расх. статьи бюджета вызывающие дефицит ,проводится анализ ист фин. диф. бюджета. Статистика может измерить влияние факторов обусл. отклонение от плана .Временной анализ государственного бюджета предполагает построение динамических  рядов. При этом необходимо обеспечение сопоставимости Уровней бюджета показателей отражающихся  в рядах динамики. 
 
 

Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

Одной из важнейших  категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с исполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.

Другие важные категории, определяющие характер системы  статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

- поступления  или платежи;

- поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

- поступления  (платежи) возмездные или безвозмездные;

- текущие или  капитальные поступления (платежи);

- приобретение  финансовых активов или принятие  обязательств;

- приобретение  финансовых активов для проведения  государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий необходимо для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу (например, распределительные  операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

Первые две  категории касаются всех операций, две последующие — только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. 
Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.

Любая экономическая  операция предполагает участие двух сторон, называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой — от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.

Платежи или  поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму  договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. 
Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

Невозвратные  поступления и платежи считаются  возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой  поток отсутствует, невозвратные платежи  или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсаций. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.

По целевому назначению платежи связаны или  с текущей деятельностью, или  с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления  или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. 
Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. 
Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.

В действующем  международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как, в СНС — на основе, начисленных сумм, т. е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки  статистических показателей по государственным  финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти  от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки 
(потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.)
 
 
 
 
 

2. Система показателей статистики государственного бюджета

   

Система показателей  бюджета включает 4 группы:

1)      Показатели доходов.

2)      Показатели расходов.

3)      Показатели дефицита (профицита).

4)      Показатели государственного долга.

1) Показатели доходов:

А) Абсолютная сумма  доходов – сумма денежных средств, которые формируются за счет налогов, других

обязательных  платежей, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством.

Б) Уровень доходов  бюджета в ВВП:

Уд = Д/ВВП * 100%, где Уд – уровень доходов,

Д – доходы.

Данный показатель используется для характеристики масштабов  перераспределенных процессов в  экономике страны посредством государственного вмешательства и позволяет проанализировать степень централизации финансовых ресурсов в бюджете страны. Значения данного показателя детализируют путем соотношения отдельных видов бюджетных доходов и ВВП. Для характеристики уровня налоговой нагрузки используют уровень налоговых поступлений в бюджет по отношению к ВВП.

Информация о работе Экономические и политические реформы в России с начала девяностых годов