Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 176.86 Кб (Скачать документ)

При изъятии и  осмотре предметов следует проявлять  осторожность, так как на их поверхности  имеются жиро-, пото- и слюноотделяемые  частицы, отпечатки пальцев, остатки  ацетилирующих препаратов; на стенках  посуды сохраняется накипь, результаты анализа которой позволяют установить примерное количество изготовленного наркотика.

После осмотра и  изъятия наркотических и других подобных веществ их следует направить  на судебно-химическую экспертизу, которой  необходимо поставить следующие  вопросы: является ли изъятое вещество такого-то цвета, такого-то объема наркотическим  или другим средством, если да, то каким; каков вес данного вещества; использовалось ли данное вещество для изготовления наркотика, если да, то как давно; каким образом изготавливался наркотик.

Кроме самих наркотических  и других веществ, при обысках  изымаются и направляются на экспертизу предметы, используемые для их изготовления, хранения, перевозки. Эксперту задается вопрос, использовались ли предметы для  изготовления, хранения наркотических  и других средств, если да, то каких..

Для решения вопроса  о районе произрастания наркосодержащих  растений необходимо представить эксперту контрольные образцы растений из предполагаемого района.

При направлении  на экспертизу жидких растворов емкости, в которых они направляются, следует  герметично закрыть, чтобы свойства этих растворов не изменились. Вследствие нестойкости большинства органических компонентов наркотиков, составляющих самостоятельные наркотические  средства, не рекомендуется затягивать сроки подготовки объектов для экспертизы.

В тех случаях, когда  имеются основания полагать, что  наркотик контрабандно привезен в Казахстан, например, из стран СНГ, следует назначить  судебно-криминалистическую экспертизу. Эксперты установят разницу в  маке, выросшем на юге, в черноземной  зоне и в средней полосе Казахстана.

Сложность расследования  дел данной категории бывает связана  с тем, что контрабанда наркотических  и других рассматриваемых веществ  часто совершается физическими  лицами, а не организациями, поэтому, естественно, не имеется документов, которые позволили бы установить место производства наркотика или  иные обстоятельства, относящиеся к  контрабанде. Сами же лица, занимающиеся контрабандой наркотиков, очень осторожны, недоверчивы, и не приходится рассчитывать на большую свидетельскую базу.

При контрабанде  наркотиков важно установить способ их перемещения через таможенную границу РК. Нередко их перевозят  просто в дорожных сумках, прикрыв  одеждой или продуктами. Также  используют личный или служебный  автотранспорт. Зачастую сбытчики наркотиков обращаются к проводникам вагонов  поездов с просьбой довезти до станции назначения посылку, в которой  находятся наркотики. Данный способ весьма надежен для сбытчиков, так  как работники таможни практически  не проверяют проводников.

Известны случаи, когда большие партии наркотических  средств (20 кг и более) перевозились в вентиляционных люках купе железнодорожных  вагонов. Для того чтобы иметь  возможность спрятать наркотики  в таком люке, перевозчик приобретает  билеты на все места в купе, хотя едет один или с напарником.

В тех случаях, когда  способ перевозки наркотиков требует  проверки, целесообразно провести следственный эксперимент, записав его на видеокассету.

Организованная  преступная группа по сбыту наркотических  средств, как правило, состоит из трех лиц и более, функции которых  распределены следующим образом:

  • поставщик оптовых партий наркотических средств. Чаще всего это гражданин одной из стран СНГ, снабжающий наркотиками группу в Казахстана;
  • перевозчики - лица, перевозящие наркотики через таможенную границу РК. Они пользуются особым доверием у руководителя группы, им доверяются деньги, они несут ответственность за доставку и сохранность товара. Эти лица выполняют наибольший объем работы, знают лично поставщика и распространителей;
  • изготовители (они же могут быть распространителями) - лица, занимающиеся переработкой наркотических средств с целью их ацетилирования и усиления наркотических свойств. Чаще изготовители сами являются наркоманами. При приготовлении наркотиков они используют подручные предметы и средства, имеющиеся в их домашнем хозяйстве. Для изготовления сильного наркотика, требующего строгого соблюдения технологического процесса, привлекаются работники химических лабораторий. Поэтому в случаях, когда подозреваемый утверждает, что изготавливал сильный наркотик (например, героин, кокаин, фентипил, первитин) самостоятельно, в домашних условиях, необходимо проведение следственного эксперимента;
  • распространители - лица, сбывающие наркотическое средство, нередко сами являющиеся наркоманами;
  • руководитель, организатор преступной группы. Нередко это - «смотрящие за общаком», «авторитеты», реже - коммерсанты, бизнесмены. Их организующая роль состоит в предоставлении денежных средств на приобретение оптовых партий наркотиков и в подборе перевозчиков. Обычно изготовители и распространители руководителя не знают.

Расследование дел  о контрабанде огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления представляет значительную сложность. Расследование случаев  контрабанды указанных предметов  в единичных экземплярах или  собственного изготовления не имеет  особой специфики и производится с помощью общих методик расследования.

При обнаружении  контрабанды больших партий оружия следует учитывать следующее:

  • данное преступление может совершаться только организованной группой. Показания задержанного о том, что его наняли перевезти товар и он не знал, что везет, и т. п., как правило, ложные, поскольку такой груз постороннему лицу не доверят;
  • при задержании транспортного средства с оружием следует убедиться, что перевозчика не сопровождает группа. В противном случае задерживающие могут попасть под обстрел группы сопровождения (прикрытия) либо информация о задержании машины (вагона, яхты и т. п.) может быстро дойти до грузоотправителя и получателя, что даст им возможность скрыться от следствия;
  • важно проследить, чтобы задержанный не подал какого-либо условного знака (снял зеркало заднего вида у машины, опустил боковое стекло и т. п.), который дал бы понять его сообщникам, что контрабанда обнаружена. Это необходимо в том случае, когда принято решение на время скрыть факт обнаружения контрабанды с тем, чтобы установить получателя;
  • следует провести личный обыск задержанного и обыск транспортного средства на предмет наличия переговорных устройств.

Контрабанда оружия чаще всего совершается следующими способами:

1) оружие скрывают  от таможенного контроля среди  товаров народного потребления,  строительных материалов и т.  п., на которые имеются соответствующие  документы.

2) наиболее распространенный  и наименее рискованный для  преступников способ - контрабандное  оружие перевозится автогрузовым, железнодорожным, морским или  авиационным транспортом в упакованном,  опломбированном виде (контейнеры, ящики с оружием, боеприпасами  и взрывчатыми веществами) с предоставлением  подложных грузовых и таможенных  документов - в документах указывается  «обычный» груз, а не оружие.

При производстве осмотра  выясняется способ упаковки и транспортировки  оружия, что позволяет определить источник его приобретения. На оружейных  заводах при упаковке оружия применяются  специальные мягкие прокладки и  пропитанная смазкой бумага, чтобы  исключить его повреждения. На ящиках указываются дата изготовления, дата упаковки, вид оружия, его количество, проставляется штамп предприятия-изготовителя, индивидуальный номер упаковщика. Если технология упаковки соблюдена, следует  проверить возможность участия  в контрабанде работников оружейного завода. Если оружие погружено «навалом», то, вероятно, оно приобреталось  небольшими партиями или поштучно у  разных лиц, в том числе у военнослужащих.

Следует проверить, соблюдена ли технология сборки оружия (закалены ли его отдельные части, нет ли разболтанности, нарушений  сборки оружия, не изготовлено ли оно  из «сырых», необработанных частей), и  визуально убедиться, производились  ли выстрелы из оружия (окончательный  ответ на вопросы даст экспертиза).

Как с самим оружием, так и с упаковкой следует  обращаться очень осторожно, так  как на них могут быть следы  преступления.

После проведения осмотра  назначается баллистическая экспертиза, на которую должна быть представлена вся партия изъятого оружия. Перед  экспертами следует поставить следующие  вопросы: является ли данное оружие огнестрельным, если да, то к какому типу оно относится, на каком оружейном предприятии  изготавливается; имеется ли среди  представленных образцов оружие импортного производства, если да, то какое, в каком  количестве и где оно изготавливается; какова сборка данного оружия-заводская  или кустарная; имеет ли данное оружие какие-либо конструктивные изменения, выполненные кустарным способом, если да, то какие и для чего они  предназначены; производились ли выстрелы из данного оружия; имеются ли номера на оружии, нет ли следов кустарного клеймения номеров или их спиливания; являются ли боеприпасами изъятые патроны, шашки, гранаты, снаряды и т. п. (если таковые имеются); предназначены  ли изъятые боеприпасы для стрельбы из представленного на экспертизу оружия.

Кроме установления самого факта контрабанды, следует  выяснить, где и у кого было приобретено  оружие, куда и с какой целью  оно перемещалось через таможенную границу. Производится допрос задержанных, осмотр документов отправителя груза, назначается экспертиза с тем, чтобы  установить предприятие-изготовителя.

Версий о покупателе оружия может быть несколько. Как  правило, покупатель не входит в состав организованной группы, занимающейся контрабандой, и ему безразлично, кто и откуда ему поставит оружие. Таким образом, ответственность  покупателя за контрабанду будет  обусловлена тем, охватывалось ли содеянное (контрабанда оружия) его умыслом. Соответственно, если будет установлено, что продавцы оружия знали, что оно  приобретается, например, для совершения террористического акта, они должны нести ответственность за соучастие  в этом преступлении.

Если установлено, что оружие похищено из воинских частей, но нет возможности определить, из какой именно воинской части, следует  направить запрос в Министерство обороны РК, указав номера изъятого оружия.

В последнее время  широкое распространение получила контрабанда взрывчатых веществ: патронов аммонита 6-ЖВ, детонирующих шнуров ДШЭ-12, пиротехнических реле КЗДШ-69, тротила, похищенных со строительных и горнодобывающих  предприятий. Эти вещества не используются в вооружении. Экспертиза определит  предприятия-изготовителей этих веществ  и предприятия, на которых они  используются и откуда могут быть похищены, - по индивидуальным особенностям таких веществ.

159

Наряду с незаконным перемещением наркотиков, оружия и  некоторых других товаров через  таможенную границу Казахстана в  последние годы возрос незаконный вывоз  за рубеж, в частности на Запад, предметов, представляющих историческую, художественную и иную ценность, часть из которых  является национальным достоянием народов  Казахстана.

Данные преступления совершаются в основном организованными, относительно стабильными и сплоченными  группами, специально созданными для  занятия контрабандной деятельностью  на основе четкого распределения  ролей на так называемой конвейерной  основе. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории Казахстана. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек и оценщики предметов  старины. Переправщики - обычно специально нанятые курьеры, реже - непосредственные скупщики ценностей. Обычно эти лица пользуются особым доверием организаторов  преступления, так как утрата товара означает срыв сделки, ведь покупателям  нужна конкретная вещь, а не родовой  товар. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Контрабандисты  применяют все более ухищренные способы сокрытия культурных ценностей, что позволяет им безнаказанно действовать, порой длительное время. В контрабандную  деятельность часто вовлекаются  работники таможенных учреждений, сотрудники различных министерств, ведомств, организаций, регулярно выезжающие за рубеж и  имеющие контакты с иностранными организациями и фирмами, в частности, с различными благотворительными фондами. В большинстве случаев к моменту  возбуждения уголовного дела предметы контрабанды отсутствуют, как и  сама возможность вернуть их нашему государству из-за границы.

Получателями контрабанды  выступают, в основном, лица, выехавшие  из Казахстана на постоянное место  жительства за границу, зачастую они  сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией  незаконно вывезенных из Казахстана ценностей через открытые для  этих целей магазины, лавки.

Контрабандные группы, специализирующиеся на вывозе из Казахстана культурных ценностей, формируются, как  правило, из лиц, выехавших на жительство за границу, их ближайшего окружения, родственников, знакомых, бывших сослуживцев, оставшихся в Казахстане. Последние часто  также преследуют цель покинуть пределы  Казахстана и перед этим обычно переправляют имеющиеся у них ценности своим  родственникам или знакомым на Запад. В других же случаях преступники  активно занимаются на территории Казахстана поиском определенных культурных ценностей  по подсказке из-за границы с тем, чтобы незаконно переправить  эти ценности за рубеж и создать  таким путем определенный капитал, материально обеспечив свою жизнь  после выезда на жительство за границу.

Информация о работе Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования