Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 176.86 Кб (Скачать документ)

Занижение данных об объеме двигателя как разновидность  предыдущего способа часто применяется  при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины. Поскольку наиболее дорогие, престижные автомашины имеют двигатели большого объема, заинтересованные лица декларируют  меньший объем двигателя, что  легко может быть выявлено таможенником в результате осмотра автомашины и сверки данных о двигателе, ее марки  по имеющимся в таможенном органе автомобильным каталогам (иной ценовой  информации).

Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины - запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины - грузовую и т. п.

Заявление ложных сведений о таможенном режиме.

Например, вместо выпуска  в свободное обращение указывается  режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим  транзита через таможенную территорию РК и т. п.

Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда  в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно  оформленных автомашин последние  помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство  о выпуске автомашины со склада под  предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного  оформления. С этой целью таможеннику, вступившему с преступником в  сговор, может быть представлен паспорт  с поддельным штампом о прописке, поддельные документы контроля доставки, внутреннего таможенного транзита (ДКД ВТТ) и т. п. В ходе расследования  дел о подобных преступлениях  было отмечено, что в отдельных  таможенных органах существует незаконная практика, когда решение о выпуске  автомашин принимается не руководством, а другими должностными лицами таможенного  органа, например, инспектором, производящим таможенное оформление автомашин, дознавателем, инспектором, участвовавшим в задержании автомашины, иногда просто влиятельными работниками таможенного органа. В случаях сговора с заинтересованными  лицами таможенник не применяет необходимых  мер таможенного контроля. Автомашина «исчезает» без таможенного оформления.

Непринятие мер  к владельцам автомашин при выявлении  нарушений требований закона к таможенному  оформлению.

В целях выявления  названных нарушений организуются совместные рейды ГАИ и таможенных органов, специальные операции этих органов, дежурства на постах ГАИ  и т.п. В ходе этих мероприятий  выявляются факты подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации; неправомерного отчуждения автомашины ее владельцем вопреки ограничениям, предусмотренным преференцией, и  т. п. Вместе с тем работники органов  внутренних дел, таможенники, вступая  в сговор с заинтересованными лицами, не принимают мер к привлечению виновных к ответственности.

Выдача фиктивного подтверждения для органов ГАИ  о таможенном оформлении автомашины.

На основании  действующих совместных инструкций ГТК и МВД регистрационные  подразделения ГАИ при регистрации  автомашин по документам таможенного  оформления обязаны запрашивать  соответствующий таможенный орган  о подтвреждении оформления автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения. В результате таможенник выдает заведомо подложный документ вообще без проведения проверки либо убедившись, что автомашина не оформлена. В отдельных регионах за выдачу таких  подложных подтверждений существует фиксированная «такса» от 100 до 1000 долл. США и более. Стоимость подложного подтверждения зависит от стоимости  самой автомашины, престижности марки  и т. п.

Общие признаки этих преступлений можно разбить на три  группы по источнику их получения, а  именно признаки, полученные на основе анализа:

а) обстановки в  сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;

б) данных оперативно-розыскного характера;

в) регистрационных  и иных документов на автомашины.

Во многих случаях  не удается доказать умысел в действиях  должностных лиц таможенных органов  в совершении преступления, и они  привлекаются к ответственности  за халатность. Наиболее распространенными  проявлениями халатности являются действия (бездействие) по осуществлению таможенного  оформления и таможенного контроля, повлекшие существенное нарушение  прав участников ВЭД. К примеру, скоропортящийся  груз своевременно не выдается владельцу  по вине работников таможни: они не регистрируют прибытие товара и т. д., в результате товар утрачивается, возникают дополнительные расходы  в связи с простоем транспортных средств и т. п. Тем самым причиняются  значительные убытки владельцу товара. Нередко такого рода волокита является признаком вымогательства взяток со стороны таможенников.

Таким образом, нами были рассмотрены различия между  двумя сходными преступлениями, экономической  контрабандой (ст.209 УК РК) и контрабандой предметов изъятых из обращения (ст.250 УК РК).

 

3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ

 

3.1 Начальный этап  расследования экономической контрабанды

 

На первоначальном этапе проведения расследования  экономической контрабанды подлежат установлению следующие обстоятельства:

1. Когда, где,  каким способом и при каких  обстоятельствах совершена экономическая  контрабанда. Выясняются точное  время (дата) и место незаконного  перемещения через таможенную  границу Республики Казахстан  предметов экономической контрабанды.  При этом следует учитывать,  что перемещение таможенную границу  может осуществляться лично контрабандистом  при пересечении таможенной границы  либо безличным способом, когда  контрабандист сам непосредственно  не участвует в перемещении  предметов контрабанды через  таможенную границу. Устанавливается,  применялось ли контрабандистами  физическое или психическое насилие  к лицу, осуществлявшему таможенный  контроль в чем конкретно оно  выразилось; предшествовала ли преступлению  подготовка, какая именно, кем и  когда она проведена; не сопряжена  ли контрабанда с совершением  других преступлений.

2. Предмет экономической  контрабанды, которым признаются  товар или иные предметы в  крупном размере, т. е. стоимость  которых превышает 500 МРП, а  также конкретно поименованные  в ч. 1 ст. 209 УК РК, независимо от  их стоимости. При этом под  товарами понимается любое движимое  имущество, в том числе валюта, валютные ценности электрическая,  тепловая, иные виды энергии и  транспортные средства, за исключением  транспортных средств, используемых  для международных перевозок  пассажиров и товаров, включая  контейнеры и другое транспортное  оборудование. В процессе расследования  устанавливается точное наименование  и количество таких товаров  и предметов, их стоимость,  индивидуальные качества, влияющие  на квалификацию содеянного, принадлежность  конкретному физическому или  юридическому лицу.

3. Кто совершил  экономическую контрабанду, сколько  лиц участвовало в совершении  преступления, данные об их личности (возраст, профессия, место работы  и место жительства), не совершали  ли эти лица подобных преступлений  прежде и судимы ли они в  прошлом. В соответствии с законом  уголовной ответственности за  экономическую контрабанду подлежит  лицо, достигшее шестнадцатилетнего  возраста. При этом субъектом  данного преступления могут быть  как граждане Республики Казахстан,  так и иностранцы и лица  без гражданства. В случае, когда  экономическая контрабанда совершается  группой лиц, устанавливается  степень участия в преступлении  каждого из них. Поскольку закон  устанавливает в качестве специального  субъекта экономической контрабанды  должностное лицо, использовавшее  свое служебное положение, необходимо  устанавливать, не является ли  таковым лицо, совершившее экономическую  контрабанду. Выясняется, как характеризуется лицо, совершившее экономическую контрабанду; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность.

4. Причины и условия,  способствовавшие совершению контрабанды

Организация расследования  дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения  уголовного дела.

К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия  имеются достаточные данные:

1) о деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  однако информация о лице, ее  совершившем, полностью отсутствует  либо ее недостаточно для индивидуализации  этого лица - так называемая бесхозная  контрабанда;

2) о деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  и лице, причастном к ее совершению, однако местонахождение этого  лица неизвестно либо оно находится  за границей;

3) в деянии, содержащем  признаки экономической контрабанды,  и лице, ее совершившем, и о  местонахождении этого лица - лицо  задержано либо известно, где  оно находится.

 

3.2 Следственные  версии и планирование расследования

 

Характер организации  расследования экономической контрабанды  во многом зависит от того, где и  каким способом она совершена, каковы каналы совершения экономической контрабанды  и количество эпизодов этой деятельности, известен или нет контрабандист, совершена экономическая контрабанда  одним лицом или группой лиц, имеются или отсутствуют в  распоряжении органов предварительного расследования предметы экономической  контрабанды. Исходя из этого определяются задачи и направления предварительного расследования, выдвигаются версии, определяется круг вопросов, подлежащих выяснению, и планируется производство необходимых следственных действий.

Организация расследования  прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию  применительно к каждому участнику  оперативно-следственной группы, распределение  обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение  согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных  средств, методов, приемов расследования.

Первоочередными задачами расследования в первой типичной следственной ситуации когда в распоряжении следствия имеются достаточные  данные о деянии, содержащем признаки экономической контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица, являются определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления.

При обнаружении  «бесхозной» контрабанды выдвигаются  версии о круге лиц, причастных к  контрабанде, месте их нахождения, мотивах  и целях преступления, а также  по объективной стороне преступления: источниках приобретения предметов  контрабанды, способах перемещения  и маскировки, местах хранения и  сбыта, возможных соучастниках, о  совершении иных преступлений, связанных  с контрабандой, например, хищениях продукции, должностных преступлениях, прежде всего взяточничестве, последствиях преступления (как наступивших, так  и предотвращенных). Следственные версии строятся на основе формирования следователем теоретической вероятностной ретроспективной  модели преступления.

Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует  обратить на: имеющих доступ или  какое-либо иное отношение к контрабандной  продукции (например, взрывчатым веществам, военной технике, культурным ценностям  и т. д.) и транспортным средствам, на которых она перевозилась, к  информации о специфике деятельности таможенных иных контролирующих органов, знание которой необходимо для совершения контрабанды того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых  могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды  в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или  косвенную заинтересованность в  совершении преступления и на другие категории лиц.

Информационной  базой для следственных версий и  планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения  признаков экономической контрабанды  при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат, прежде всего, данные, полученные при  осмотре места происшествия, предметов  экономической контрабанды и  изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в котором  и была обнаружена «бесхозная» контрабанда.

Планирование расследования  в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения  сообщения об обнаружении экономической  контрабанды. Определение требуемых  для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа  места и обстоятельств обнаружения  экономической контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших  за этим, исследование самих предметов  экономической контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и  за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают  или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.

Информация о работе Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования