Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 176.86 Кб (Скачать документ)

Экономическая контрабанда  имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы Республики Казахстан, не повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РК.

Субъектом данного  преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего  возраста, вне зависимости от его  гражданства, то есть и граждане РК, и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.2 ст. 209 УК РК предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется  наличием вины только в форме прямого  умысла по отношению к перемещению  товаров через таможенную границу  Республики Казахстан.

Объективная сторона  любого преступления представляет собой  характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий  и причинно-следственной связи между  ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Экономическая контрабанда  совершается одним из следующих  способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием  или недостоверным декларированием.

Состав экономической  контрабанды формальный, не требующий  наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как  оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с  моментом фактического пересечения  таможенной границы (при въезде) и  с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного  на реализацию намерения вывезти  товары или иные предметы (при въезде).

Отметим, что в  ст. 209 УК РК предусмотрены квалифицированные  и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для  должностных лиц и участников организованной группы.

Контрабанда, т.е. перемещение  в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров  или иных предметов за исключением  указанных в ст. 250, совершенные  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное  с недекларированием или недостоверным  декларированием, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Право на ввоз и  вывоз тех или иных товаров  и транспортных средств регулируют ст. 8 Таможенного кодекса Республики Казахстан.

Лицо сознает, что  незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить  эти действия.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения –корысть, ложно понятые интересы службы и другие. Для состава контрабанды они совершенно не имеют значения.

Таким образом, контрабанда  представляет собой незаконное перемещение  товаров, транспортных средств и  специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

Контрабанда наносит  непоправимый вред экономике страны, так как она неразрывно связана  с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования  дел о контрабанде во многом зависит  от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования  подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство  дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные  последствия непринятия мер к  задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения  в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы Казахстана, и было бы странно ожидать от них другого  поведения. Затем начинается то, что  с полным основанием можно назвать  видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка – поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них – с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т.к. выехало за пределы Казахстана. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации  деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так  же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной  безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.

Статистика свидетельствует  о снижении активности правоохранительных органов по выявлению экономической  контрабанды. В ходе прокурорских проверок установлены факты искусственного улучшения статистической отчетности путем незаконного возбуждения  уголовных дел по статье 209 УК РК “Экономическая контрабанда”. Если в  первом квартале 2007 года не было закончено 50% возбужденных уголовных дело, то в 4 квартале 2007 года удельный вес оконченных дел снизился до 21,4 %.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в  современных условиях назрела необходимость  привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер  борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный  договор, в котором давалось бы общее  определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны  общие подходы государств к борьбе с данным явлением.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит  будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение  высокого уровня расследования по делам  о контрабанде и реализация тем  самым принципа неотвратимости наказания  за содеянное.

Также, необходимо проводить внутренние реформы законодательной  базы с целью упрощения процесса расследования экономической контрабанды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Официальный сайт Государственного таможенного комитета www.keden.kz
  2. Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РК и международном праве». / Закон и право. 2004. №9.
  3. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.
  4. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.,1996г.
  5. Таможенный кодекс Республики Казахстан. "Казахстанская правда" от 11 апреля 2003 года N 102-104
  6. Контрабанда и контрабандисты: наркотики, антиквариат, оружие./ Авт.-сост. Т.И. Ревяко.-Мн.: Лит-ра, 1997
  7. Комментарий к Уголовному кодексу РК: Отв. редактор проф. Борчашвили И. Ш., доцент Рахимжанова Г. К. , Караганда, 1999
  8. Уголовное право РК. Общая часть. 2-е изд. испр. и доп. –Алматы, Жети-Жаргы, 2003.
  9. Уголовный кодекс РК. Алматы: Баспа, 1997
  10. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996.
  11. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности». Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан, 2004 г., N 7, с. 49; "Казахстанская правда" от 24 июля 2004 года N 16
  12. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду». Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан (Казахской ССР), 1997 год, том 2
  13. Поленов Г. Ф. Уголовное право РК. Общая часть: Учебное пособие. Алматы, 1999
  14. Дорожков С. «Уголовно-правовая характеристика контрабанды». / «Законность». 2004. № 1.
  15. Душкин С., Русов С. «Особенности квалификации таможенных преступлений» / «Законность». 2002. №8.
  16. Дюсембеков А.Х. Должностные преступления в таможенных органах. А.: Жети-Жаргы, 2006.
  17. Постановление правительства Республики Казахстан от 14.12.1999 n 1919 "Об утверждении правил осуществления экспортного контроля в Республике Казахстан и правил оформления обязательств по использованию ввозимой в Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, и проверок их исполнения" / (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением правительства РК от 16.10.2000 г. N 1540)
  18. Капасалямов К. Уголовное преследование и способы собирания доказательств. Астана. 2001 г.
  19. Когамов М. Предварительное расследование уголовных дел в РК. А., 1998 г.
  20. Омарова З.Н. Практикум по таможенному праву Республики Казахстан. А., 2002 г.
  21. Санталов А. И. Теоретические вопросы уголовной ответственности. Л., 1982.
  22. Республиканский еженедельник «Время». №№ 30, 36, 41, 44, 47, 52 от 2007 года.
  23. Орынбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма-Ата, 1977
  24. Молдабаев С. Проблемы субъекта преступления в уголовном праве РК. Алматы, 1998
  25. Молдабаев С. , Рахметов С. М. Субъект преступления: Учебное пособие. Алматы: 1999

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Схема осуществления  экономической контрабанды при  экспортных операциях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Сравнительная диаграмма  количества осужденных по ст.209 УК РК, лишенных свободы в 2006 – 2007 гг

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Сравнительная диаграмма  удельного веса оконченных дел по ст.209 УК РК, за 1 и 4 кварталы 2007 года, в %

 

Страницы: Назад 1 Вперед  

 


Информация о работе Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования