Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание

Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 176.86 Кб (Скачать документ)

Для признания таких  действий преступными наступление  каких-либо вредных последствий  не требуется.

Сокрытие от таможенного  контроля заключается в утаивании  товаров или иных ценностей и  предметов, использовании при их перевозке тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или в  придании одним предметам вида других.

Перемещение предметов  контрабанды помимо таможенного  контроля заключается в их пересылке  и провозе вне таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определенных законодательством и таможенными  органами Республики Казахстан для  проведения таможенного оформления, или вне установленного для его  производства времени.

Обманное использование  таможенных и иных документов или  средств таможенной идентификации  предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов, использование поддельных печатей, пломб, штампов и иных подобных средств таможенной идентификации  либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам.

Недекларирование  или недостоверное декларирование - это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством  в отношении запрещенных или  ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров  или иных ценностей и предметов.

Под предметами контрабанды  понимаются любые движимые предметы материального мира, в том числе  валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая или иные виды энергии и  транспортные средства.

К ним относятся  также культурные ценности, имеющие  значение художественного, научного, исторического  и археологического достояния народов - произведения искусства, предметы старины  и иные имеющие указанное значение предметы, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты (производные). Ответственность за незаконное перемещение  через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также  иных, не изъятых из обращения предметов  или предметов, обращение которых  не ограничено, (например, продукты питания, одежда, обувь, паРКюмерные товары и  др.), установлена статьей 209 УК.

Перемещение наркотических  средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных или  взрывчатых веществ, вооружения, военной  техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения образует состав преступления, предусмотренного статьей 250 УК, и материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, влечет ответственность независимо от размера и количества предметов контрабанды.

Стоимость предметов  контрабанды определяется, исходя из государственных регулируемых цен, если таковые на эти предметы имеются, а в других случаях - из таможенной стоимости на момент совершения преступления. При невозможности определения  стоимости в указанном порядке (например, в случаях контрабанды  фальсифицированных спиртных напитков, других поддельных товаров) она устанавливается  на основании заключения эксперта в  соответствии с правилами, установленными законодательством о таможенном деле.

При признании деяний, предусмотренных статьей 209 УК, совершенными в крупном размере, во внимание должна приниматься стоимость только той  части товаров или иных предметов, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, либо с  обманным использованием документов или  средств таможенной идентификации, а также стоимость запрещенных  или ограниченных к перемещению  через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении  которых установлены специальные  правила перемещения через таможенную границу, не декларированных или  недостоверно декларированных.

Должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует  считать лицо, которое по долгу  службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие  действия по досмотру перемещаемых через  таможенную границу Республики Казахстан  товаров или иных ценностей и  предметов и давать разрешение на пересечение границы.

Контрабанда, совершенная  такими должностными лицами с использованием своего служебного положения, не требует  дополнительной квалификации по статьям  уголовного закона о должностных  преступлениях.

Иные должностные  лица, совершившие контрабанду с  использованием своего служебного положения, несут ответственность на общих  основаниях, то есть по совокупности преступлений, предусмотренных подлежащей применению нормой уголовного закона о должностных  преступлениях и соответствующей  частью статьи УК о контрабанде без  ссылки на данный квалифицирующий признак.

Лицо, умысел которого направлен на незаконное перемещение  товаров или иных ценностей и  предметов, принадлежащих разным лицам, в том числе и ему самому, должно нести ответственность за контрабанду всего вместе взятого (совместно перемещаемого) объема предметов  контрабанды. Владелец же отдельной  части такого заведомо для него незаконно  перемещаемого товара или иных ценностей  и предметов, умыслом которого не охватываются действия других лиц по незаконному перемещению остальной  части предметов контрабанды, несет  уголовную ответственность только за контрабанду ему принадлежащего имущества. Так же должны быть квалифицированы  действия лиц, хоть и не являющихся владельцами предметов контрабанды, но виновных в заведомо незаконном перемещении таких предметов через таможенную границу за плату, в качестве курьера и т.п.

Под квалифицирующим  признаком "организованная группа" понимается устойчивая группа лиц, заранее  объединившихся для совершения контрабанды.

Совершение контрабанды  объективно сопряжено с уклонением от уплаты обязательных платежей и  налогов, взимаемых таможенными  органами, которое охватывается прямым умыслом виновного одновременно с незаконным перемещением товаров  или иных ценностей и является, как правило, целью этого перемещения, поэтому эти действия не подлежат дополнительной квалификации за уклонение  от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Такая квалификация может иметь место лишь в тех  случаях, когда действия, образующие составы контрабанды и преступного  уклонения от уплаты обязательных платежей, совершаются в разное время.

Не требуют дополнительной квалификации также действия, которые  представляют собой элементы обманного  использования таможенных и иных документов (служебный подлог, подделка знаков оплаты, подделка документов).

В случаях совершения, наряду с контрабандой, иных преступлений, в частности, связанных с валютой, наркотическими средствами, огнестрельным  оружием и боеприпасами и т. п., либо с нарушением государственной  границы, которые являются объектом иного контроля, нежели таможенного (соответственно пограничного, валютного, над наркотиками и т. д.), содеянное  должно квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных  соответствующими нормами уголовного закона.

Отмена или упрощение  таможенного и пограничного контроля, в том числе на основании международных  соглашений, участником которых является Республика Казахстан, не затрагивающие  необходимости таможенного оформления товаров или иных ценностей и  предметов и обеспечения разрешительного  порядка и условий их перемещения  через границу, других мер, направленных на защиту казахстанского рынка и  пресечение незаконного оборота  предметов уголовно наказуемой контрабанды, не сужают пределов действия уголовного закона.

В таких случаях  уголовно наказуемое перемещение через  таможенную границу товаров или  иных ценностей и предметов должно расцениваться как контрабанда, сопряженная с их недекларированием  и совершенная помимо таможенного  контроля.

Выполнение требований закона о наложении ареста на имущество  обвиняемого, находящееся вне территории Республики Казахстан, для обеспечения  возможной его конфискации производится лишь на основании и в соответствии с международными соглашениями, участниками  которой является Республика Казахстан.

При назначении наказания  по делам данной категории судам  следует руководствоваться требованиями статьи 52 УК, учитывать при этом также  размер и количество предметов контрабанды, обсуждать вопрос о назначении дополнительных наказаний в виде лишения права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью, либо в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных  наград с тем, чтобы наказание  было обоснованным и справедливым. В предусмотренных законом случаях  предметы контрабанды следует обращать в доход государства.

Судам также следует  иметь в виду, что средства от реализации обращенных в доход государства  предметов контрабанды подлежат перечислению в государственный  бюджет в полном объеме.

Если предметы контрабанды  были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного  в доход государства их стоимости  и, в случае сопряжения этой реализации с уклонением от уплаты государству  обязательных платежей, соответствующей  суммы невыплаченных платежей.

При установлении фактов незаконного перемещения контрабандных  товаров или иных ценностей и  предметов путем их ввоза или  вывоза через таможенную границу  Республики Казахстан с использованием транспортных средств лицами, признанными  виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 209, 250 УК, судьбу использованных при контрабанде  транспортных средств надлежит разрешать  в зависимости от того, признаны ли последние в установленном  законом порядке вещественными  доказательствами по делу в качестве орудий преступления.

Транспортное средство следует признавать орудием преступления, когда оно служит средством перемещения  предметов контрабанды через  таможенную границу помимо таможенного  контроля, а также в иных случаях  его использования для сокрытия предметов контрабанды от таможенного  контроля (в частности, путем изменения  технических параметров транспортного  средства, его отдельных агрегатов  и частей, перевозки предметов  контрабанды в бензобаке, под  днищем автомашины, устройства скрытых  емкостей и оборудования транспортного  средства тайниками, иными приспособлениями, затрудняющими обнаружение контрабандных  предметов и т.п.).

Согласно пункту 1 части третьей статьи 121 Уголовно-процессуального  кодекса Республики Казахстан, транспортное средство, использовавшееся его собственником  в качестве орудия контрабанды и  признанное вещественным доказательством, подлежит конфискации. В случае, когда  умыслом собственника товаров, иных ценностей или транспортных средств, признанных предметами контрабанды  либо использованных в качестве орудий преступления, не охватывалось соучастие  в контрабанде и перемещение  его имущества через таможенную границу контрабандным путем  либо использование этого имущества  в качестве орудия контрабанды другими  лицами, такое имущество конфискации  не подлежит.

 

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ

 

2.1 Объективные признаки  экономической контрабанды

 

Объектом преступления признаются «наиболее важные и ценные (с позиции господствующего класса) общественные отношения. Наиболее важными  являются те отношения, нарушение которых  причиняет или может причинить  государству и обществу существенный вред, а наиболее ценными социально  полезные общественные отношения».

Объект преступления является обязательным признаком каждого  преступления. Без посягательства на какой-либо объект преступления не бывает. Действия, которые нарушают общественные отношения, не входящие в круг охраняемых        от преступных посягательств, не могут быть признаны преступными. Например, при прогуле без уважительных причин нарушаются трудовые правоотношения, которые не охраняются уголовным правом.

Правильное понимание  объекта преступного посягательства имеет важно практическое значение, поскольку это помогает ограничивать преступное поведение от непреступного. Характер объекта в значительной мере позволяет определить степень  общественной опасности преступления: чем важнее объект, тем опаснее  преступление.

Объективная сторона  состава преступления включает в  себя: действие или бездействие, общественно  опасное последствие, причинную  связь между действием или  бездействием и последствием; время, место, обстановку, способ, орудия и  средства совершения преступления.

Действие или  бездействие человека – обязательный признак любого состава преступления.

Общественное опасное  последствие, причинная связь, время, место, обстановка, способ, орудия и  средства совершения преступления называются факультативными признаками объективной  стороны состава преступления, поскольку  они могут выступать в роли обязательных только в случаях, когда  они указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Объектом преступления при совершении контрабанды является внешнеэкономическая деятельность государства.

Анализируя ст. 209 УК РК, а также Таможенный кодекс РК и другие нормативно - правовые акты, раскрывающие отдельные положения  данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного  объекта контрабанды следует  рассматривать установленный порядок  перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу  Республики Казахстан, а точнее - охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного  дела, обеспечивающие установленный  порядок товарооборота через  таможенную границу Казахстана. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические  интересы государства в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Экономическая контрабанда, уголовно-правовая характеристика и особенности расследования